Статья написана: Июнь, 2007
Автор: Катя Тонечкина (Дмитрий Лопухов)
Бэтмен

Первый успешный эксперимент по скрещиванию человека и летучей мыши состоялся в далеком 1939-м году. Именно тогда художник Боб Кейн и писатель Билл Фингер придумали нежно любимого многими поколениями обожателей комиксов парня, облаченного в мрачный черный плащ и маску-шапку с очаровательными ушками. Бэтмен пришел в наш мир не случайно: к жизни его вызвало извечное стремление человека к хрустящим купюрам…

В 1938-м году National Allied Publications запустила серию Action Comics, представив широкой публике Супермена, пылившегося доселе долгих шесть лет на полках различных издательств. Нет, я не опечаталась — долгое время издатели отфутболивали славного парня с планеты Криптон, считая, что с коммерческой точки зрения он решительно бесперспективен. Совершенно неожиданно Action Comics во главе с Суперменом стали настоящей бомбой — свежие выпуски расходились в считанные секунды, читатели вопили от восторга и неистово требовали добавки. Родственное National Allied Publications издательство Detective Comics, Inc. с 1937-го года выпускало серию Detective Comics, целевой аудиторией которой были поклонники динамичных детективов. Сумасшедшим успехом, в отличие от Action Comics, цикл не пользовался, но и от недостатка читателей не страдал.

Сейчас уже никто и не помнит, что в далеких тридцатых годах минувшего века существовали такие издательства — National Allied Publications и Detective Comics, Inc. А все потому, что, проработав некоторое время по отдельности, они слились в одну большую компанию National Comics, которая впоследствии еще не раз меняла названия и формы, пока наконец не превратилась в известное ныне во всем цивилизованном мире издательство DC Comics.

Пока недальновидные издатели, прошляпившие сине-красного силача, рвали на головах куцые волосенки, бизнесмены из DC Comics раздумывали — как бы им окучить ту часть потребителей, которая в силу персональных предпочтений Супермена проигнорировала. Мозговой штурм вылился в… правильно, требование к писателям и художникам создать еще одного супергероя. Очевидный и наиболее простой путь — сотворение клона Супермена, выполненного в иной цветовой гамме и снабженного новой историей прибытия в наш мир — не подходил ни коим образом. Этот герой просто перетянул бы на себя часть поклонников сине-красного красавца, не принеся сколь бы то ни было существенных дивидендов. Именно тогда Кейну и Фингеру пришла в голову идея создать полную противоположность Супермена — парня, прячущего свое лицо за маской, одевающегося во все черное, не владеющего никакими сверхъестественными способностями и активно использующего для решения насущных проблем по обезвреживанию криминальных элементов разнообразные технологические диковины.

Явление Бэтмена народу состоялось в 27-м номере Detective Comics. Из 64-х страниц выпуска комиксу о Бэтмене были отведены лишь 6, герой еще не успел наделать никаких хитроумных приспособлений и дубасил негодяев исключительно с помощью собственных рук, гонял вовсе не на шикарном Бэтмобиле, а на довольно тривиальном красном «Корде»; однако, несмотря на это, новый супергерой народу приглянулся. Приглянулся настолько, что вскоре Бэтмен сделался примой Detective Comics и взобрался на один пьедестал с самим Суперменом.

Первый комикс о Бэтмене не баловал читателя излишними подробностями. Единственное, что из него можно было почерпнуть, так это то, что под маской супергероя скрывался обычный парень Брюс Уэйн. Мотивы его поступков, его цели и устремления оставались неизвестными. Ребус разрешился с выходом 33-го выпуска Detective Comics: в нем читателю был предложен двухстраничное вступление к основному комиксу, в котором рассказывалось, как на глазах у маленького Брюса были жестоко убиты его родители. Юноша поклялся отомстить, принялся наращивать мускулатуру и активно занялся наукой. В тот самый момент, когда Уэйн задумался над тем, как же именно он будет нести справедливость в массы и карать преступников, в окно к нему влетела здоровая летучая мышь, что и было воспринято молодым человеком как знамение свыше.

Бэтмен обрастал врагами, что лес после дождичка грибами. А вот с друзьями у него не особо ладилось, что было, в общем-то, вполне закономерно: кому, скажите, нужен в приятели парень, переодевающийся по ночам в здоровенную летучую мышь, сигающий по крышам многоэтажных зданий и с завидной регулярностью подвергающий свою жизнь смертельной опасности? Однако законы жанра требовали, чтобы у Бэтмена появился компаньон, с которым бы тот мог вести беседы и обмениваться шутками, благотворно влияя на уровень продаж комиксов. В 38-м номере Detective Comics читателям был представлен напарник Бэтмена — восьмилетний цирковой акробат Дик Грэйсон. Его родители погибли во время выполнения сложного трюка (несчастный этот случай подстроил мерзопакостный гангстер, который решил припугнуть хозяина цирка, неосмотрительно отказавшегося от услуг по «крышеванию»). Маленького Грэйсона взял к себе Бэтмен, натренировал и сделал своим помощником. Так и появился Робин, правая рука нашей боевитой летучей мышки.

Разумеется, приход на страницы Detective Comics серьезно изменил общую интонацию и атмосферу комиксов о Бэтмене. Обзаведшись молодым напарником, наш супергерой перестал быть мрачным борцом-одиночкой, «темный» тон повествования (в ранних комиксах без труда обнаруживались элементы того, что впоследствии будет названо французским критиком Нино Фрэнком «фильмом нуар») начал «светлеть» буквально на глазах. Читательская аудитория издания основательно пополнилась за счет совсем еще молодых поклонников, ранее Detective Comics игнорировавших, а уровень продаж удвоился. Бэтмен совершил свой стремительный прыжок в массы, и дальнейшая его судьба уже была предопределена.

Весной 1940-го года Бэтмен обзавелся собственным журналом комиксов. В первом же выпуске новорожденного издания широкой общественности был представлен один из главных будущих соперников нашего супергероя — Джокер. С первым выпуском «сольника» связан еще один занятный факт — в одной из графических историй Бэтмен насмерть расстреливает некого негодяйского персонажа. Редактора издания возмутило столь негуманное обращение супергероя (все-таки образец для подражания, эталон!) с поверженными супостатами, и он постановил, что в дальнейшем Бэтмен не должен никогда пользоваться огнестрельным оружием и вообще убивать кого-либо.

В 1952-м году Бэтмен наконец-то познакомился со своим коллегой Суперменом. Произошло это на страницах 76-го выпуска журнала комиксов Superman. Парни хорошо сработались — комиксы, повествующие об их совместной борьбе с разнообразными негодяйскими личностями, принесли создателям солидный финансовый доход. Впрочем, к концу 50-х годов стало ясно, что Бэтмен «выдыхается» и постепенно утрачивает своих поклонников. С целью реанимации былой славы комиксам была сделана научно-фантастическая инъекция. К числу ненавистников Бэтмена добавились инопланетные захватчики, злодеи из параллельных измерений и прочие сверхъестественные чудики. Но особого эффекта на ситуацию на рынке это не оказало — продажи комиксов о Бэтмене стремительно падали. В 1964-ом году стало понятно, что долгая и славная жизнь Бэтмена подходит к своему логическому концу. Так бы и отправился наряду с десятками иных популярных персонажей 40-х и 50-х годов бесстрашный супергерой на свалку истории, если бы весной 1964-го года ответственные за его судьбу лица не решились на рискованный шаг. В 327-м номере Detective Comics почтеннейшей публике был предложен обновленный Бэтмен. Супергерой сменил свой старый костюм на куда как более стильную одежку, обзавелся новым Бэтмобилем и арсеналом разнообразных диковинных штуковин. Научно-фантастические мотивы были выкромсаны бесследно, а направленность историй вновь сделалась детективной. Хирургическое вмешательство помогло, и уровень продаж вновь начал повышаться. Впрочем, ненадолго. Даже взятый с 396-го выпуска Detective Comics курс на мрачность и даже некую готичность не смогли спасти комиксы про Бэтмена от стагнации. Периодически появлялись удивительно занятные выпуски (например, классический 237-ой номер сольного издания Batman, в котором супергерой охотится за таинственным преступником, совершающим бесчеловечные убийства, переодевшись в костюм Смерти), но даже они не могли растормошить читателя. Продажи вновь посыпались и к середине 80-х годов достигли рекордно низкой за всю историю цикла отметки.

В 1986-м году состоялось перерождение Бэтмена. Блестящий писатель и талантливейший художник Фрэнк Миллер (будущий отец «Города Грехов») выпустил книгу комиксов «Бэтмен: возвращение Темного Рыцаря» (Batman: The Dark Knight Returns), в которой окончательно вывел Бэтмена за рамки развлекательного подросткового чтива. В четырех выпусках этого чудесного издания рассказывалась история постаревшего Бэтмена, давно отошедшего от дел и завязавшего с поимкой преступников. Но, как известно, призраки прошлого не любят отпускать своих жертв, и нашему герою приходится вновь достать свой побитый временем и молью костюм и отправиться на битву с кровожадными злодеями… В «Возвращении Темного Рыцаря» Миллер полностью отказался от прижившейся в 60-х и 70-х годах «легковесной» концепции комикса: персонажи стали объемными, углубились психологические портреты. Бэтмен перестал быть всего лишь нарисованным персонажем, он сделался практически живым человеком, волею судьбы заточенным в нарисованном на листе бумаги мире. «Мне ничего не требовалось придумывать. Достаточно было выглянуть в окно…» — вспоминает Фрэнк Миллер. Действительно, мир «Возвращения Темного Рыцаря» был феноменально натуралистичен, правдив и жесток. Бэтмен вернулся в реалистичную и мрачную вселенную фильмов нуар, туда, откуда он изначально и пришел в цветастый мир комиксов.

В 88-м году еще один великий мастер — Алан Мур (создатель графических новелл «V значит Вендетта» (V for Vendetta) и «Из ада» (From Hell)) — в сотрудничестве с художником Брайаном Болландом выпускает потрясающую книгу комиксов «Бэтмен: убийственная шутка» (Batman: The Killing Joke), в которой в весьма мрачных тонах воссоздает историю очередной дуэли между Бэтменом и его извечным соперником Джокером. «Возвращения Темного Рыцаря» Миллера и «Убийственная шутка» Мура становятся абсолютными хитами, приносят их создателям и издателям умопомрачительные дивиденды и тем самым предопределяют новый подход к созданию историй о Бэтмене.

Кстати, с тем же 88-м годом связан еще один весьма занятный факт. В конце 427-го выпуска сольного издания Batman читателям было предложено самостоятельно решить — выживет ли смертельно раненый Джокером помощник Бэтмена или нет. Для этих целей были зарегистрированы два телефонных номера, звонок на один из них добавлял балл в копилку варианта «выживет», на другой, соответственно, «помрет». Кровожадные читатели победили читателей мирных с перевесом всего в 72 голоса, и бедолага Тодд отдал концы. Впрочем, общественность признала результат «интерактивизации» комикса неудачным, и издатели решили подобный эксперимент больше не повторять.

Кроссбэтмен
Бэтмен — один из наиболее частых гостей всевозможных кроссоверов. За долгую свою комиксную жизнь ему довелось столкнуться с целой кучей гостей из параллельных вселенных. Летучемыший наш герой сражался с Хищником (цикл Batman vs. Predator), встречался с Халком (Batman vs. The Incredible Hulk), Капитаном Америка (Batman and Captain America), Тарзаном (Batman/Tarzan: Claws of the Cat-Woman) и Судьей Дреддом (Batman/Judge Dredd). На удивление занятной получилась встреча Бэтмена с Чужими (графические новеллы Batman/Aliens), крайне трогательной была встреча Уэйна и Спайдермена (Batman/Spider-Man).

Однако «вершину» искусства кроссоверотворения мы имели счастье увидеть в начале этого года. Писатель Марк Шульц и художник Ариэль Оливетти порадовали человечество феерической книгой комиксов «Супермен и Бэтмен против Чужих и Хищника» (Superman & Batman vs. Aliens & Predator). В комиксе этом благородные Бэтмен и Супермен помогают не менее благородным Хищникам решать их бесчисленные проблемы.

В период с начала 90-х годов минувшего века и по настоящее время было выпущено немало новых комиксов, посвященных Бэтмену. Появилось несколько свежих изданий, очнулись от летаргического сна давно забытые. Однако роль локомотива вселенной комиксы утратили: пользуясь немалым коммерческим успехом и исправно принося создателям солидные денежные суммы, все они, тем не менее, угодили в титаническую тень, отбрасываемую добравшимся до Бэтмена Большим Кинематографом…

Бэтматограф

Впервые на большой экран Бэтмен попал в далеком 1943-м году, когда студия Columbia Pictures запустила киносериал «Бэтмен» (The Batman). В те годы подобный формат фильмов пользовался немалой популярностью — каждый уик-энд демонстрировалась одна небольшая (как правило пятнадцатиминутная) серия картины, обрывавшаяся на наиболее драматичном моменте. В итоге детвора (а именно она и была целевой аудиторией подобных лент) с нетерпением дожидалась наступления следующих выходных и сломя голову бежала за новой порцией увлекательного зрелища.

43-ий год — разгар Второй мировой войны. Разумеется, в качестве главного антагониста Бэтмена и его напарника Робина выступает японский шпион, некто доктор Дакка, изобретший специальное устройство, позволяющее превращать людей в зомби. Само собой, фильм был буквально переполнен адаптированной для детского сознания антияпонской пропагандой. Однако сделан для своего времени он был весьма недурно и борозды набирающей популярность вселенной Бэтмена не испортил.

В 1949-м году Columbia Pictures выпустила сиквел The Batman — пятнадцатисерийный фильм «Бэтмен и Робин» (Batman and Robin). Сменились исполнители главных ролей, уменьшился бюджет, исчезла неактуальная более антияпонская направленность. Все остальное — атмосфера, антураж, методика съемки — осталось без изменений. Неразлучным Бэтмену и Робину на сей раз противостоял злодей по кличке Колдун, раздобывший чудодейственный пульт дистанционного управления, позволяющий брать под свой контроль любое транспортное средство, находящееся на расстоянии в 80 км. В качестве «топлива» для пульта использовались драгоценные камни, которые Колдун, понятное дело, мог добывать только лишь преступным путем.

12 января 1966 года на телеэкраны вышел первый эпизод комедийного приключенческого сериала «Бэтмен» (Batman). Довольно быстро это глуповатое, но невыносимо смешное телешоу сделалось настоящим хитом. Сюжет каждого получасового эпизоды «Бэтмена» был предельно прост: один из вечных соперников Бэтмена (Джокер, Пингвин или другой какой негодяй) совершает преступление, после чего наш герой отправляется его ловить, попадает в парочку дурацких ситуаций, но в итоге с заданием справляется. Довольно интересен тот факт, что вульгарно-дурашливое это представление приключений Бэтмена вошло в резонанс с наметившимися в то самое время тенденциями по «омрачнению» комиксов про мышастого супергероя. Это привело к тому, что через некоторое время Бэтмена стали воспринимать преимущественно как комического персонажа, что нанесло весьма ощутимый удар по популярности рисованных историй.

Летом все того же 1966-го года на экраны кинотеатров вышел полнометражный фильм «Бэтмен», снятый в той же самой стилистике и с участием тех же самых людей, что работали над одноименным телесериалом. По сюжету фильма четыре самых главных врага Бэтмена — Джокер, Пингвин, Человек-загадка и Женщина-кошка — объединили свои усилия для того, чтобы покончить с супергероем и его помощником Робином раз и навсегда. Ничего у них, разумеется, не получилось, но зрители от души посмеялись.

В 1979-м году Майкл Услан и Бенджамин Мелникер загорелись идеей сделать серьезный фильм о Бэтмене и развеять господствующие после успеха полнометражной ленты 66-го года и телевизионного сериала представления о нем, как о «забавном парне в трико». Разумеется, все попытки достучаться до медийных магнатов были обречены на провал — голливудские боссы считали, что серьезный фильм о столь несерьезном персонаже (да-да, одиозный телесериал стал настоящим проклятием Бэтмена) никто не захочет смотреть. В конце концов Услану и Мельникеру удалось найти людей, заинтересованных в производстве картины, и работа закипела. В те далекие дни талоном того, как следует экранизировать комиксы, являлся успешный фильм «Супермен» (Superman, 1978). И продюсеры, понятное дело, желали снять «Бэтмена» так, чтобы популярность его и кассовые сборы не уступили старшему кинематографическому собрату. С этой целью в качестве сценариста был нанят Том Манкевич, работавший в свое время над «Суперменом».

Если бы сценарий Манкевича стал основой будущего фильма, то мы бы увидели масштабное эпическое полотно, повествующее о схватке Бэтмена и Робина с Джокером и Пингвином. Однако в результате многочисленных заминок и производственных мытарств проект был заморожен до лучших времен.

Лучшие времена настали в 86-м году, когда появился на свет комикс «Возвращение Темного Рыцаря» Фрэнка Миллера. Бесхозный кинопроект подобрала компания Warner Bros. и больше уже из своих цепких рук не выпускала. Тогда же случилось еще одно значительное событие, определившее кинооблик Бэтмена на грядущие десятилетия — режиссерское кресло было предложено молодому Тиму Бертону, успевшему к тому моменту снять лишь забавную эксцентрическую комедию «Большое приключение Пи — Ви» (Pee-wee’s Big Adventure, 1985). Это сейчас мы знаем Тима Бертона, автора блестящих картин «Сонная Лощина» (Sleepy Hollow, 1999), «Эд Вуд» (Ed Wood, 1994), «Чарли и Шоколадная Фабрика» (Charlie and the Chocolate Factory, 2005), как одного из самых талантливых режиссеров современного кинематографа. В те же дни он был еще малоизвестным дебютантом, и назначение его на столь серьезный проект было огромным риском со стороны кинобоссов. Как показало время, они, рискнув, не проиграли.

Сценарий Манкевича отправился на вечный упокой в мусорную корзину, а Бертон пригласил поработать в качестве сценариста молодого Сэма Хэмма. Пока Сэм корпел над текстом, Бертон успел снять комедийный фильм ужасов «Битлджюс» (Beetle Juice, 1988). Картина собрала весьма приличную кассу в кинопрокате, чем окончательно убедила боссов Warner Bros., что с назначением Бертона они не ошиблись.

23 июня 1989 года состоялась американская премьера «Бэтмена». Стильная, полная мрачной иронии, потрясающего экшна и блестящих визуальных эффектов картина Бертона в кратчайшие сроки стала суперхитом. Критики не уставали рассыпаться в похвалах, зрители выстраивались в очереди у кинотеатров, центральные газеты и глянцевые журналы пестрели положительными отзывами. Фильм запустил новую волну «бэтмании» — про культового персонажа вспомнили и те, кто зачитывался комиксами в далеких 50-х годах, его в одночасье полюбили и представители молодого поколения читателей и зрителей, выросшие на совсем других героях. Бэтмен вновь взлетел на Олимп славы.

В начале 90-х годов Бертон получил от кинобоссов карт-бланш на создание сиквела «Бэтмена». В июне 1992-го года состоялась премьера фильма «Бэтмен возвращается» (Batman Returns). В первой части картину Бэтмену противостоял лишь один враг — Джокер, но этот раз у супергероя появилось сразу два соперника — Пингвин и Женщина-кошка. Однако изменились не только лишь количественные показатели супостатов, поменялась тональность фильма и общая атмосфера. «Бэтмен» был мрачен, от него веяло прохладой классических нуаров, но «Бэтмен возвращается» стал настоящим карнавалом тьмы. С визуальной точки зрения фильм был абсолютным шедевром — каждый кадр представлял собой законченное произведение искусства. Однако из-за переизбытка темных тонов и чрезмерной мрачности картины многие почитатели вселенной Бэтмена восприняли фильм с прохладцей. Особенно сильно нервничали родители, приводившие на фильм детей: откровенная сексуальность Женщины-кошки, животная жестокость Пингвина, продажность и цинизм властьимущих — для детворы это было чересчур. Впрочем, несмотря на критику фильм без труда окупился в прокате и вскоре обзавлеся статусом культового.

Бертон не выразил желания снимать третью часть картины, и в режиссерское кресло уселся опытный Джоэль Шумахер. Студийные боссы настояли на том, чтобы фильм был куда как более легким и доступным, нежели «Бэтмен возвращается». С поставленной задачей тезка великого автогонщика справился — широкие массы восприняли фильм «Бэтмен навсегда» (Batman Forever, 1995) вполне благожелательно и достаточно активно голосовали за него долларом. Однако почитатели оригинальных комиксов и поклонники потрясающего визуального стиля первых двух картин итогом сражения Бэтмена с Двуликим и Человеком-загадкой остались не очень довольны.

Четвертый фильм киноцикла — «Бэтмен и Робин» (Batman & Robin, 1997), снятый все тем же Джоэлем Шумахером, благополучно провалился в американском прокате (отбить бюджет удалось лишь с помощью проката мирового) и вызвал волну критики как со стороны фэнов и киноведов, так и казуального зрителя. Создатели картины совершили настоящее преступление против Бэтмена, сняв «Бэтмен и Робин» в вульгарно-глупой стилистике одиозного телешоу 60-х. Тим Бертон и его команда приложили немало сил, чтобы превратить Бэтмена из пресловутого «забавного парня в трико» в мрачного и таинственного борца со злом, Шумахер же и сценарист Акива Голдсмен вновь обратили супергероя в комичного неваляшку. Провал фильма «Бэтмен и Робин» стал началом периода затишья, во время которого казалось, что кинематографическое будущее супергероя предрешено, а грядущее его место на свалке истории уже украшает табличка «забронировано».

Впрочем, затишьем это выглядело лишь со стороны. В недрах Warner Bros. бурлила протоплазма, на поверхности которой постоянно возникали и лопались пузыри проектов и намерений. Так, например, в какой-то момент кинобоссы желали вложиться в экранизацию блестящего «Возвращения Темного Рыцаря» Фрэнка Миллера, на место режиссера прочили Даррена Аронофски, а сыграть постаревшего супергероя должен был Клинт Иствуд. Увы, этот перспективный пузырь лопнул, так и не выйдя из проектной стадии.

В июне 2005-го года на экраны кинотеатров вышел фильм «Бэтмен: начало» (Batman Begins), снятый молодым британским режиссером Кристофером Ноланом. Картина эта ознаменовала собой «перезапуск» киноцикла о Бэтмене — создатели решили отказаться от продолжения убитого фильмом «Бэтмен и Робин» сериала и рассказать историю того, как Брюс Уэйн стал Бэтменом. Нолан вернулся к мрачному стилю Бертона, однако вместо сюрреалистического инструментария последнего отдал предпочтение родным методам реалистическим (которыми с успехами пользовался в своих ранних фильмах). В итоге «Бэтмен: начало» получился, пожалуй, самым натуралистичным фильмом о приключениях героической летучей мыши. Картина без проблем окупилась в кинопрокате, собрала букет положительных отзывов от известных кинокритиков и была крайне благосклонно воспринята поклонниками Бэтмена.

В 2008-м году на экраны кинотеатров выйдет фильм «Темный Рыцарь» (The Dark Knight), сиквел картины «Бэтмен: начало». Если Нолан приложит все силы и сумеет повторить успех первой картины, то «перезапуск» цикла можно будет считать окончательно состоявшимся. Это не может не радовать. Long live the Dark Knight!

Мультбэтмен
Само собой разумеется, за долгие годы существования Бэтмена про него было снято немало анимационных фильмов и сериалов. Начало мультипликационной жизни Человека — Летучей Мыши были положено в далеком 68-м году, когда на канале CBS начали показывать шоу The Batman/Superman Hour, переименованное впоследствии в Batman with Robin the Boy Wonder. С 77-го года на все той же CBS был запущен анимационный сериал The New Adventures of Batman. Цикл этот создавался под сильным влиянием одиозного телешоу 60-х, соответственно, имел аналогичную тональность и направленность.

С сентября 92-го по сентябрь 95-го на канале FOX шел великолепный сериал Batman: The Animated Series, вызвавший бурю восторгов поклонников и получивший престижную премию Эмми.

С 97-го по 99-ый год на канале The WB транслировался еще один крайне удачный анимационный сериал The New Batman Adventures, являвшийся официальным наследником предыдущего мультипликационного цикла. А с 99-го по 2001-ый на этом же канале шел очень приличный сериал Batman Beyond. Наконец, с 2004-го по 2007-ой годы на Kids’ WB транслировался сериал The Batman, в состав которого входил весьма пристойный полнометражный мультик The Batman vs. Dracula.

Бэтигры

Впервые на просторах киберпространства Бэтмен появился в далеком 1986-м году, когда компания Ocean Software выпустила для платформ Amstrad CPC, MSX и ZX Spectrum игру Batman. Выполненная в изометрии эта приключенческая игра предлагала нам помочь мышастому супергерою отыскать похищенного преступными негодяями Робина. Общая атмосфера игры была позаимствована из одиозного телесериала середины 60-х, соответственно ни о какой серьезности и мрачности речи и быть не могло. На полутора сотнях экранов Бэтмену предстояло пацифизировать зловредных негодяев и собирать многочисленный полезный скарб, название которого начиналось с приставки бэт- (бэтботы, бэтмешок, бэтпояс и т.д.).

В 1988-ом году Data East USA выпустила для практически всех популярных компьютерных систем того времени платформер Batman: The Caped Crusader. Довольно симпатичная эта игра состояла из двух частей: в одной из них Бэтмену приходилось сражаться с армией робопингвинов, созданных Пингвином, а во второй — спасать Робина из цепких лап Джокера.

В 89-ом году свет увидела игра Batman: The Movie, сделанная по мотивам фильма Бертона. Версии игры для различных платформ разительно отличались друг от друга. Так, например, Batman: The Movie для системы PC Engine напоминал… Pac-Man! Версии для Commodore Amiga и PC содержали очень симпатичные трехмерные эффекты, а игра для NES удивляла поклонников необычными кибернетическими вкраплениями (кровожадными роботами, футуристическим оружием и так далее). В целом же, почти все игры, вышедшие под заголовком Batman: The Movie, были очень благосклонно восприняты как простыми геймерами, так и профессиональными критиками.

В 91-м году компания Sunsoft выпустила для консоли NES игру Batman: Return of the Joker. Это был прямой сиквел Batman: The Movie 89-го года. Джокер, как оказалось, не был окончательно побежден и вернулся, дабы вновь наводить ужас на Готэм. Остановить его, само собой, под силу было лишь Бэтмену. Return of the Joker памятна поклонникам нинтендовской восьмибитки благодаря очень приличной графике — создатели выжали из системы практически максимум того, на что она была способна. В 1992-м году Return of the Joker перебралась на консоль Sega Genesis, сменив попутно имя на Batman: Revenge of the Joker.

В период с 92-го по 93-ий на рынок было выброшено несколько различных игр, носящих название Batman Returns и базирующихся на сюжете одноименного фильма. Наиболее известной среди них была версия для консоли SNES, выделявшаяся среди прочих представителей жанра прекрасной графикой и звуковыми эффектами. Сражаться супергерою в Batman Returns предстояло, как и в фильме, со зловредным Пингвином и пакостной Женщиной-кошкой.

В 1993-м году компания Konami выпустила для портативной консоли Game Boy весьма приличный платформер Batman: The Animated Series. В игре этой нам предстояло зачищать Готэм от классических злодеев — Джокера, Женщины-кошки, Мистера Холода, Пингвина, Человека-загадки и Пугала. Время от времени игроку предоставлялась возможность поуправлять Робином.

В 1994-м году Konami закончила работу над симпатичной игрой The Adventures of Batman and Robin, в которой нашим героям вновь пришлось столкнуться со своими старыми врагами. Игра существовала в версиях для Sega Genesis, Sega CD и SNES.

Игра Batman Forever была выпущена компанией Acclaim в 1995-м году. Несложно догадаться, что базировалась она на сюжете одноименного фильма Шумахера. Весьма занятно, что выполнен этот боевик был на движке популярной игры Mortal Kombat. В 96-м году все та же Acclaim издала аркадную игру Batman Forever: The Arcade Game, портированную вскоре на PC и консоли PlayStation и Saturn.

В том же 96-м году Inverse Ink выпустила довольно занятный продукт — Batman: Partners in Peril. По сути своей это была не игра, а красочный мультимедийный комикс.

В 1998-м году компания Acclaim издала для консоли PlayStation игру Batman & Robin, в основе сюжета которой лежала история, рассказанная Шумахером в одноименном провальном фильме. В довольно посредственном этом приключенческом экшне нам предстояло, взяв на себя роль Бэтмена, Робина или Бэтдевочки, накостылять озорничающим в Готэме Мистеру Холоду и Ядовитому Плющу.

Игра Batman Beyond: Return of the Joker была выпущена компанией Ubi Soft осенью 2000-го года для платформ Nintendo 64 и PlayStation (существовала версия и для малышки Game Boy Color). Крайне простой и примитивный этот боевик был в штыки принят геймерами и критиками и заслуженно получил в игровой прессе крайне низкие оценки. Выпущенная все той же Ubi Soft в 2001-м году игра Batman: Chaos in Gotham предназначалась исключительно для консоли Game Boy Color и представляла собой довольно тривиальный платформер.

В том же 2001-м Ubi Soft выпустила для платформы PlayStation весьма унылую гоночную игру Batman: Gotham City Racer и неплохой трехмерный экшн Batman: Vengeance, предназначенный для всех основных консолей шестого поколения и PC.

В 2003-м году компания Kemco выпустила для платформ GameCube и Xbox игру жанра action-adventure Batman: Dark Tomorrow. Несчастный этот игропродукт был крайне неблагосклонно принят геймерами и критиками, отдельные рецензенты даже назвали его худшей игрой о Бэтмене в истории.

Игра Batman: Rise of Sin Tzu была выпущена в том же 2003-м году компанией Ubi Soft. Это был незамысловатый экшн в перспективе от третьего лица, в котором Бэтмену вновь пришлось лицом к лицу столкнуться со старыми своими врагами.

Наконец, последняя на настоящий момент времени игра о приключениях Бэтмена вышла в 2005-ом году. Называлась она Batman Begins и призвана была, как то следует из названия, сопровождать одноименный фильм. Увы, несмотря на солидное количество занятных весьма «фишечек» (стелс-элементы или новаторская возможность запугивания противников), игра получилась достаточно средненькая. Лавров не снискала, впрочем, проклятий на головы разработчиков — тоже.

На этом пока все. Однако можете быть уверены, что игр по «бэтменовской» лицензии нам суждено увидеть немало. Особенно если грядущий «Темный Рыцарь» Нолана окажется успешным. Подождем.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

2 Comments
  1. CommentsGabriel   |  Среда, 09 февраля 2011 в 18:13

    Замечательная статья.
    Было бы просто отлично, если бы вы её обновили)
    4 года всё же срок.
    А за это время с Бэтси многое произошло..)
    Это и фильм «Тёмный рыцарь», и смерть Бэтмена в комиксах, и шикарная игра «Batman: Arkham Asylum».

  2. CommentsМашенька (Batwoman)   |  Понедельник, 22 октября 2012 в 22:09

    Обожаю Бэтси и фильмы и игры и комиксы про него!! Он такой клевый, все фильмы уже пересмотрела, теперь играю в игрушки про Темного Рыцаря.


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Уэс Крэйвен, зарывшись в недра памяти, извлек из детских своих воспоминаний два наиболее жутких и отвратительных обитавших там образа — некого безымянного бомжа, до полусмерти напугавшего в детстве нашего короля ужасов (пьяный этот дядька таращился на окно, из которого высунулся юный Крэйвен и, очевидно, строил ему пакостные рожи), и одноклассника, носившего фамилию Крюгер.

    [ читать полностью ]