Статья написана: Октябрь, 2007
Автор: Катя Тонечкина (Дмитрий Лопухов)
Человек-паук

«Ангел мне признался: он хочет спросить у Господа, нельзя ли ему стать Человеком-пауком. Ангел постоянно смотрит телевизор — даже когда я сплю. Просто одержим этим героем, который сигает с крыш и колошматит демонов. Ангел говорит, зло в наши дни заматерело, не то что прежде, а потому герои нужны помощнее».
Кристофер Мур. «Агнец»

Моя любимая тетушка работает психиатром. Недавно я, в рамках программы по обогащению собственного внутреннего мира, ездила к ней покормиться песочными печеньками и милыми историями из жизни тронутых людей. И зашел у нас в какой-то момент разговор о больных мегаломанией (это, если по-простецки, манией величия). Отличающаяся завидной любознательностью я поинтересовалась у тетушки — кем чаще всего представляют себя наблюдающиеся у нее шизофреники. Прогрессивная моя родственница, немножко подумав, сообщила, что, пожалуй, почаще всех остальных ей в последнее время попадаются люди, мнящие себя… супергероями.

Все правильно. Тридцать лет назад, когда США и Европа сходили с ума от Человека-паука, Супермена и Бэтмена, единственными нашими супергероями были Суслов и Брежнев. С заголовков газет, страниц журналов, телевизоров и экранов кинотеатров на заграничных граждан лились бесконечные истории о похождениях бесстрашных и харизматичных борцов со злом. Советскому же человеку приходилось довольствоваться преимущественно долгоиграющим сериалом «Генсек и его друзья» с экшном в виде подъемов и спусков по трапам самолетов и жесткой эротикой в образе долгих союзнических поцелуев. Иностранные психиатрические лечебницы полнились людьми, представлявшими себя всемогущими летучими мышками и посланцами с Криптона, а вот изолированных от влияния буржуазной культуры советских людей сия напасть минула (что, впрочем, совершенно не мешало забивать клиники многочисленными Штирлицами и Глебами Жегловыми).

Когда затрещал по швам, а впоследствии и вовсе рухнул железный занавес, в нашу страну хлынул поток зарубежных произведений массового искусства. И как только они пообжились и ассимилировались среди местных культурных артефактов, сразу же сделались неотъемлемой частью жизни и наших граждан. В том числе и душевнобольных — к привычным уже Лениным, Брежневыми полковникам Исаевым в клиники стали поступать Бэтмены и Супермены. Странную эту статистику можно смело использовать в качестве подтверждения обретенной и в нашей стране (вопреки утверждениям отдельных ура-патриотических граждан, склонных к безосновательному обвинению продуктов иностранной и в особенности американской культуры в непригодности для отечественных мозгов) огромной популярности импортных супергероев. Дети, играющие в Супермена, и шизофреники, воображающие себя Бэтменами, — чудесная наглядная демонстрация того, что персонажей этих знают и любят все.

…Впрочем, вернемся к моей тетушке. После разговора о супергероях сама собой всплыла тема Спайдремена. Следует отметить, что прогрессивная моя тетушка не пропускает ни одного блокбастера и весьма живо интересуется тем, что происходит в мире большого голливудского кино. По причине этой она регулярно просматривает мои статьи в «Стране Игр», которую регулярно покупает мой младшенький двоюродный брат, и строго их критикует. Я, будучи невыразимо влюбленной в песочные печенюшки, в мастерстве изготовления которых моя тетушка заслужила черный пояс, вынуждена со всей ее критикой безропотно соглашаться. И вот во время последнего моего к ней похода, сразу же после обстоятельной беседы о судьбах страдающих мегаломанией душевнобольных, тетушка поинтересовалась у меня, почему это я за столько времени так и не написала статью о Человеке-пауке. Как оказалось, она крайне благосклонна восприняла недавно вышедшую на киноэкраны третью часть блокбастера, а вскоре прикупила для домашней кинотеки коллекционное издание всей серии. «Очень поучительное и мудрое кино, Катенька!» — изрекла тетушка и бросила на меня суровый взгляд, предвещавший отлучение от печенюшек в случае каких-либо возражений.

Магии печенюшек я противиться не смогла. Кроме того, пожелание тетушки совпало с просьбами читателей, неоднократно уже указывавших мне, что богатая на комиксы, фильмы, мультфильмы и игры Вселенная супергеройского арахнида была незаслуженно обделена вниманием. Сегодня мы это безобразие исправим.

Погнали.

Паук родился!

Спайдермен появился на свет в начале «серебряной» эры американских комиксов. Эра «золотая», тянувшаяся с 30-х годов XX века по середину 50-х подошла к концу, прежние супергеройские типажи устарели и требовали основательной ревизии, все активнее и активнее в комиксы проникала новомодная «атомная» тематика, с трудом вписывавшаяся в архаичную их эстетику. Жанру требовалось вливание свежей крови, приток новых актуальных идей и смелых решений.

Индустрия, разумеется, не могла не отреагировать на чаяния и ожидания читателей и немедленно организовала перестройку. В 1956-м году студия DC Comics (родители Бэтмена и Супермена, если вы запамятовали) выбросили на рынок четвертый выпуск антологии «Витрина» (Showcase) в котором продемонстрировали читателям новую улучшенную версию одного из своих супергероев-ветеранов — Флэша. Новая эта версия комикса была значительно более ориентирована на научную фантастику, отличалась по своей динамике, имела актуальный антураж и главное полностью соответствовала принятому несколькими годами ранее кодексу комиксов, согласно которому в графических историях запрещались секс, критика полиции, правительства и прочих государственных образований, всяческие ужасы и изощренное насилие.

Новый «дистиллированный» Флэш с научно-фантастическим привкусом понравился всем: критикам, детям, родителям и даже цензорам. Боссы DC Comics, питавшие нежную любовь к прямоугольным зеленым портретикам мертвых президентов, тут же дали добро на перерождение и других своих супергероев. «Серебряный» век американских комиксов стартовал.

Несмотря, однако, на открытие новой страницы в истории жанра, DC Comics так и не смогла сделаться единоличной царицей горы. В изменившейся среде неожиданно уютно почувствовала себя еще одна студия — Marvel Comics. Выстрелив в 1961-м году блестящим комиксом «Фантастическая четверка», марвеловцы обложили трон, на котором безмятежно восседали дельцы из DC Comics, динамитом. А в августе шестьдесят второго, выпустив пятнадцатый номер «Удивительных фантазий» (Amazing Fantasy), — подожгли запал…

Исследователь американских комиксов Питер Сандерсон в одной из своих работ очень удачно сравнил DC Comics образца 60-х с крупными голливудскими киноделами, а Marvel Comics — с французской «Новой Волной». Действительно, в то время как студия DC прилагала все усилия для того, чтобы поставить на поток производство высококачественного, но при этом совершенно «дистиллированного» продукта, марвеловцы пытались изыскивать новые визуальные темы, экспериментировать с методикой подачей материала, забираться в весьма непривычные для комиксов тех лет темы.

Впрочем, вернемся к пятнадцатому выпуску «Удивительных фантазий». Именно в нем на суд широкой публике был представлен придуманный писателем Стэном Ли и художником Стивом Дитко новый супергерой — Человек-паук.

В самом начале первой части первой истории нас знакомили с Питером Паркером, очкастым тинейджером-«ботаником», влюбленным в физику и книги. Щуплый этот и застенчивый юноша вызывал смех у девушек и презрительные насмешки юношей, однако в химической лаборатории и кабинете физики он становился королем. Паркер тихо-мирно жил, балуемый своими дядюшкой и тетушкой, изучал таинства валентности и законов Ньютона и изредка мечтал, что наступит день, когда все его обидчики пожалеют о своих подколках и оскорблениях. Тяжелые подростковые будни Питера закончились на третьей страницы комикса, когда на научной выставке его тяпнул за руку радиоактивный паук. Юный Паркер внезапно обнаружил, что после чудодейственного этого укуса он стал невероятно силен, научился лазить по стенам и спускаться по высоковольтным кабелям. «Вот это круто!» — немедленно смекнул наш «ботаник» и отправился с целью подзаработать денег на ринг, где, используя свои свежеприобретенные способности, разделал под орех втрое более габаритного бойца. Там на него положил глаз телевизионный продюсер, пригласивший Паркера принять участие в шоу. Придя домой, Питер немедленно принялся разрабатывать себе новый костюм (тот, в котором он сражался на ринге, состоял исключительно из намотанного на голову куска марли) и специальное устройство, позволяющее выпускать из рукавов сверхпрочную паутину (я не шибко сильна в изобретательстве, но, судя по рисункам, рискну предположить, что соорудил эту штуковину Паркер из поломанного тонометра).

Во второй части комикса Пакер восхитил публику своим выступлением на телешоу, после чего в вестибюле здания отказался помочь полицейскому схватить убегавшего грабителя. «Извини, чувак, но это твоя работа!» — аргументировал свою позицию Человек-паук. Весьма скоро он сделался знаменитостью мирового масштаба — о нем начали писать в газетах и рассказывать в новостях. Однажды вечером, вернувшись домой, Паркер обнаружил там полицейского, который рассказал, что во время попытки ограбления дома, был убит дядя Питера. Наш герой, придя в ярость, нарядился в костюм Человека-паука и отправился на поиски преступника. Поймав его, он узнал, что это тот самый грабитель, которого он отказался задержать в здании телестудии. Спеленав бандита паутиной и сдав его полиции, Паркер отправился бродить по ночному городу, размышляя над философскими вопросами бытия и укоряя себя за ошибку.

Вот такой она была, первая история о Человеке-пауке. Ничего удивительного? А вы представьте, что на дворе — начало 60-х. Абсолютное большинство комиксов рассказывает о приключении половозрелых супермужиков, одержимых идеей сделать мир (ну, или по крайней мере Соединенные Штаты Америки) лучше, чище и светлей. Герои эти по первому зову бросаются на помощь каждому бедолаге, попавшему в беду, будь то упавший в лужу грудничок или похищенный злобными пришельцами президент. Представили? А теперь попытайтесь найти хоть что-нибудь общего между этими мускулистыми альтруистами и забитым и озлобленным на весь мир «ботаником» Питером Паркером, отказавшимся просто протянуть руку, чтобы задержать преступника. Ни фига б себе супергерой, а?

Впрочем, сумасшедшую популярность Человеку-пауку обеспечил не только новаторский подход к созданию характера, но и весьма смелая возрастная ориентация. В «золотой» век американских комиксов героям-тинейджерам первая скрипка не доставалась практически никогда. Изредка какому-либо юнцу (как, например Робину в историях о Бэтмене) отводилась формальная роль помощника (на самом же деле такие «помощники» использовались преимущественно для привлечения молодой аудитории и служили фоном для героя), но верховодил всегда кто-либо взрослый. А Питер Паркер — сам еще тинейджер, над ним нет никого, кто объяснял бы ему, что такое хорошо, а что такое плохо. Он одинок в своем супергеройском воплощении; укус паука дал ему невероятную силу, феноменальную ловкость и необычайную интуицию, но не разъяснил, как следует вести в той или иной ситуации, как разрешать сложные моральные и этические диллемы. Все это Паркеру предстояло уяснить для себя по ходу повествования. А вместе с ним — и миллионам юных читателей. Причем ни ангельских крыльев за спиной, ни нимба на голове у Человека-паука не наблюдалось — он ошибался и делал глупости, как и любой другой человек.

Первый комикс о Спайдермене, кстати говоря, завершался призывом не пропустить следующий выпуск «Удивительных фантазий», в котором авторы обещали познакомить читателей с новыми и еще более удивительными историями из жизни Питера Паркера. Однако ж, следующего выпуска новоиспеченные поклонники Человека-паука так и не дождались — аккурат на пятнадцатом выпуске «Удивительные фантази» испустили свой бумажный дух. А вскоре после того, как антология преставилась, глава компании Мартин Гудман, изучив рейтинги продаж отдельных выпусков «Удивительных фантазий», обнаружил, что именно последний ее номер, тот самый, в котором дебютировал Человек-паук, оказался одним из самых успешных комиксов вообще за всю историю существования Marvel Comics.

«Ого!» — пробормотал Гудман и немедленно дал зеленый свет сольной серии супергеройского паучка — «Удивительный Человек-паук» (The Amazing Spider-Man). Сюжет первого ее выпуска, увидевшего свет в марте шестьдесят третьего, заслуживает отдельного упоминания.

Итак, семейство Паркеров лишилась кормильца и осталась без средств к существованию. Размышляя о способах добычи денег, Питер в определенный момент пришел к мысли, что он, обладая нечеловеческими способностями, вполне мог бы попробовать себя в роли преступника. Впрочем, вовремя опомнившись, молодой Паркер решил вновь принять участие в телевизионном шоу. Заработав гонорар за выступление, Питер попытался обналичить чек. Однако, поскольку, стремясь сохранить инкогнито, он потребовал выписать его на имя Человека-паука, денег наш герой получить так и не смог («Не глупите! Каждый может нацепить костюм! У вас есть карточка социального страхования или водительское удостоверение на имя Спайдермена?» — пытал Паркера банковский служащий). Беда, как известно, не ходит одна: одержимый идеей защитить детей от негативного влияния Человека-паука (весьма прозрачный, кстати говоря, намек на многочисленных активистов, заваливших в 50-х годах создателей комиксов обвинениями в дурном влиянии на психику и разум молодых американцев) Джей Джон Джеймсон, главный редактор крупного таблоида, начинает в прессе кампанию по очернению образа Спайдермена. Параллельно с этим медиаделец активно пиарит собственного сына, бесстрашного космонавта-испытателя.

Во второй части комикса Питер Паркер, надеясь, что Джей Джон Джеймсон прекратит вести против него информационную войну, спасает его сына после неудачной попытки запуска орбитального космического корабля. Однако в третьей части обнаруживает, что неблагодарный медиаделец воспользовался этой ситуацией, чтобы вылить на него новую порцию грязи. Паркера больше не приглашают на телевизионные шоу, у него нет возможности заработать честным путем себе денег на жизнь. Более того, он объявлен преступником, а за его поимку назначена награда. Питер Паркер в смятении, он не знает как ему быть, что делать. Вновь и вновь приходит ему в голову мысль о том, чтобы начать криминальную карьеру…

Неплохо так, а? Стэн Ли и Стив Дитко весьма смело пробежали по лезвию бритвы, опасно приблизившись к нарушению кодекса комиксоделов (согласно ему, преступники не должны были вызывать у читателя сочувствия, однако в случае с Питером Паркером, вряд ли бы кто-нибудь из читателей осудил его, если бы он, затравленный прессой, незаслуженно обвиненный во всех смертных грехах, обреченный на безденежное существование, вынужденный тащить на себе семью, сделался супербандитом). Все это позволило комиксам о Человеке-пауке достичь невиданного доселе для произведений подобного жанра психологического реализма.

Также включенный в первый выпуск «Удивительного Человека-паука» комикс «Человек-паук против Хамелеона» (Spider-man vs. The Chameleon) подбросил еще немного специй в котел «спайдерменских» противоречий. Надеясь раздобыть немного денег, Питер Паркер отправился в штаб-квартиру… Фантастической Четверки! Где, победив один на один всех членов команды, предложил им свои платные услуги. Однако узнав, что супергерои борются с преступниками бесплатно и не имеют с этого никакого профита, забрал свое предложение обратно и покинул офис именитых суперальтруистов. Ничего себе!.. А вскоре у Человека-паука появился и первый враг — Хамелеон, преступник, способный принимать обличия своих жертв. Он решил выкрасть Ценные Секретные Документы и свалить все на нашего несчастного паучка, для этого Хамелеон отправил Спайдермену послание, в котором предложил нашему герою принять участие в неком прибыльном дельце. И Питер сломался, махнув на все рукой, отправился на встречу с Хамелеоном, решив, очевидно, согласиться на участие в любой авантюре. Однако потенциальный подельник подставляет Пакера, а сам, похитив документы, отправляется на встречу с русскими военными (дух времени, что вы хотите), дабы организовать взаимовыгодный обмен. Спайдермен, понятное дело, мешает его коварным планам и возвращает документы. Однако в процессе этого вновь попадает в неприятности. Уже в самом конце комикса, Паркер в сердцах кричит, что уж лучше бы он никогда не получал свои суперспособности, ибо все, за что он берется, идет наперекосяк.

Вообще, все эти вот ранние выпуски комиксов о Человеке-пауке чрезвычайно любопытны и крайне важны для создания четкой картины того, как начиналась карьера легендарного супергероя. Однако, увы, если я буду пересказывать сюжеты всех графических историй о злоключениях Питера Паркера, то статья эта превзойдет по объемам полное собрание сочинений Владимира Ильича Ленина, а я буду отправлена в село Шушенское на пожизненную ссылку.

На страницах «Удивительного Человека-паука» Спайдермен обзавелся всеми своими сверхпринципиальными врагами — доктором Осьминогом (в третьем выпуске), Песочным Человеком (в четвертом выпуске), Мистерио (в выпуске номер тринадцать), Зеленым Гоблином (четырнадцатый выпуск) и массой прочих соперников, рангом пониже.

В 70-х Спайдермену стало тесно в рамках одного лишь «Удивительного Человека-паука», и он отправился покорять новые вершины. В 72-м году Marvel Comics запускает новую серию «Команда Марвел» (Marvel Team-Up), в которой Человек-паук в сотрудничестве с прочими марвеловскими персонажами развешивает тумаки многочисленным супостатам. В 76-м стартует цикл «Грандиозный Человек-паук» (The Spectacular Spider-Man), в 85-м — «Паутина Человека-паука» (Web of Spider-Man). В настоящее время выпускается пять персональных серий комиксов о «классическом» «Спайдермене» и пять «альтернативных» (в которых жизнь нашего героя описывается в ином, нежели в канонических историях ключе) серий. Существует масса кроссоверов, законченных графических новелл и отдельных историй, японская манга и персональная индийская (!!!) версия комиксов о Человеке-пауке, выполненная в занятном национальном сеттинге.

Паутина на экране

Стэн Ли и Стив Дитко, изобразив в самом первом комиксе о Человеке-пауке разговор нашего героя с деловитым телевизионным продюсером, который едва увидел его, сразу понял, что дело пахнет Большими Деньгами, сами того не ведая, филигранно точно предсказали будущее своего детища. Едва только графические истории о приключениях супергеройского паучка стали приносить солидные доходы, как телепродюсеры начали выстраиваться в очередь у дверей марвеловского офиса.

Первый мультипликационный сериал о Человеке-пауке был запущен в эфир в 67-м году на канале ABC. Довольно симпатичное это анимационное шоу, базировавшееся преимущественно на сюжетах оригинальных комиксов, успешно продержалось в эфире вплоть до 70-го года и было достаточно дружелюбно принято почитателями графических историй Стэна Ли и Стива Дитко.

В 1974-м году Человек-паук внезапно утратил дар речи. Случилось это во время показа на телеканале PBS детского учебного шоу «Электрическая компания» (The Electric Company). Как и прочие герои этого телесериала, паучок наш начал периодически разговаривать облачками с текстом. Предполагалось, что это поможет юным зрителям быстрее постичь таинства чтения. Многие американцы, выросшие в те далеки дни, когда шоу это показывалось по телевизору, вспоминают о нем с большой теплотой — читать, разумеется, благодаря ему никто так и не научился, но вот симпатичные скетчи запомнились надолго.

В 1977-м году на канале CBS был запущен телесериал «Удивительный Человек-паук» (The Amazing Spider-Man). Ничем грандиозным среди прочих супергеройских игровых шоу, демонстрировавшихся на этом канале, он не выделялся, однако рейтинги имел довольно приличные. Понятное дело, телевизионное происхождение накладывала на фильм существенные ограничения в плане бюджета и размаха съемок (никаких, конечно, реалистичных полетов над городом и гигантских монстров там не было и в помине), однако юным зрителям шоу нравилось. Что, впрочем, не спасло его от закрытия в 79-м году.

В 1978-м году на арену вышли жители Страны Восходящего Солнца и продемонстрировали всем, где зимуют раки. Marvel Comics подписала с японской компанией Toei контракт, согласно которому та имела права на протяжении четырех лет использовать любых марвеловских персонажей во всех своих проектах. Продюсер Toei Тору Хираяма хотел поставить игровой сериал, близко к тексту воспроизводящий описанные в «Удивительном Человеке-пауке» истории, однако спонсор студии — компания Bandai (известный производитель игрушек, кстати говоря; создатель легендарных Тамагочи) потребовала кардинально переписать сюжет и добавить в него… гигантского робота. В итоге Человек-паук в сериале «Человек-паук от Toei» (Toei no Supaid?-Man) стал выходцем из далекого космоса, обзавелся крутой спортивной машиной и… специальным кораблем, умеющим превращаться в титанического робо-бойца Леопардона. Впрочем, после десятого эпизода шоу Леопардон с экранов практически пропал — кто-то из фанатов стырил костюм робота, сделать новый не позволили бюджетные ограничения. Сорок один эпизод этого упоительного безумства был продемонстрирован японским зрителям в период с весны семьдесят восьмого по весну семьдесят девятого, после чего Toei, отставив Человека-паука, принялись осваивать других марвеловских персонажей…

Осенью восемьдесят первого года студия Marvel Productions запустила собственный анимационный сериал «Человек-паук». За полгода, которые он шел в эфире телевизионных сетей, было показано 26 эпизодов, в каждом из которых была довольно близко к оригинальному текста (что, впрочем, не удивительно с учетом того, что мультики делала сама «Марвел») пересказана та или иная история из комиксов.

В том же 81-м Marvel Productions запустила еще один анимационный телесериал — «Человек-паук и его удивительные друзья» (Spider-Man and His Amazing Friends), в котором рассказывались истории о том, как Человек-паук и пара его коллег — Ледяной Человек и Огненная Звезда — развешивали злодеями тумаки в промышленных масштабах.

А в 94-м вышел самый популярный и наиболее качественный из всех анимационных сериалов о приключениях Человека-паука. Пять восхитительных сезонов, демонстрировавшихся вплоть до 98 года на канале Fox Kids, подняли новую волну поклонения Спайдермену и влюбили в него целую генерацию молодых зрителей. Сериал этот, кстати говоря, был блестяще просто переведен на русский язык и стал краеугольным камнем популярности Человека-паука в России.

Запущенный в 99-м году серил «Непобедимый Человек-паук» (Spider-Man Unlimited), в котором рассказывалось о приключениях Спайдермена на Контр-Земле, особой популярности не имел и после первого сезона был снят с эфира.

В 2003-м году на MTV демонстрировался сериал «Человек-паук: новые анимированные серии» (Spider-Man: The New Animated Series), сделанный с использованием компьютерной графики. Сериал этот развивал сюжет первого полнометражного фильма о Человеке-пауке и особой популярности среди фанатов не снискал.

Наконец, в 2008-м на канале Kids’ WB планируется показ нового сериала о Человеке-пауке — The Spectacular Spider-Man, в котором, как обещают создатели, нам вновь с самого начала расскажут историю жизни боевитого паучка.

В 2002-м году на киноэкраны вышел первый полнометражный фильм о Человеке-пауке — «Человек-паук», поставленный Сэмом Рэйми, отцом легендарного комедийного ужастика «Зловещие мертвецы». Ветеран американского хорроростроения не подкачал — ни ограничения, накладываемые студийными боссами, ни жестокие требования американской киноассоциации, ни необходимость снимать сугубо коммерческое кино не помешали ему сделать очень приличный фильм. Рэйми и сценарист Коэпп весьма бережно отнеслись к исходному материалу, внеся в сюжет лишь необходимые для достижения оптимальной кинематографической динамики и логической стройности изменения. Так, например, в фильме Паркер с самого раннего детства влюблен в Мэри Джейн, тогда как в оригинальных комиксах она — девочка-соседка, с которой тетушка Мэй пытается Питера познакомить; и встречаться с ней наш герой начинает, чтобы досадить Гвэн Стэйси, своей первой и настоящей любви (все вы, мужики, такие, даже те, что по стенам бегать могут). Или, к примеру, в фильме умение выпускать из рук паутину пришло к Паркеру сразу после укуса паука, тогда как в оригинальных комиксах Питер изобретал для этого специальное устройство.

После сверхуспешного проката первой эпизода фильма, в 2004-м году на киноэкраны выходит его сиквел, ставший, пожалуй, самой лучшей и глубокой частью картины. Наконец, в 2007-м году вышла третья часть эпической этой саги, уступившей, пожалуй, по внутреннему содержанию первым двум, но по динамизму, визуальному воплощению и режиссуре идущая с ними нога в ногу.

Кстати, весьма занятный факт — в отличие от оригинальных комиксов, которые творились еще в годы существования кодекса комиксодела, запрещавшего вызывать жалость и сочувствие к преступникам, в трилогии Рэйми у всех отрицательных персонажей (пожалуй, кроме зловещей космической кляксы из третьей части картины) есть свои мотивы. Зеленый Гоблин попал под колеса безжалостной машины бизнеса и был лишен фирмы, которую создавал своими собственными руками; Доктор Октавиус потерял жену и попал под влияние безжалостного искусственного интеллекта; Песочный Человек пытался набрать денег для лечения смертельно больной дочери; Гарри Осборн — горел желанием отомстить за своего жестоко убитого отца… У Рэйми получились злодеи с человеческим лицом, вызывающие не столько ненависть, сколько сочувствие и даже понимание.

Ну и отдельно надо упомянуть совершенно потрясающие сцены полета Человека-паука над городом. Крышесносные виражи, которые закладывает в воздухе Паркер, вызывают даже не восхищение, а детский какой-то восторг и нездоровую зависть. Фантастика! Пожалуй, единственное, что можно поставить в упрек киноциклу Рэйми (третьей части в особенности) — излишний мелодраматизм отдельных сцен. Все нормально, но в какой-то момент начинает отдавать чрезмерной даже для многомиллионной экранизации комиксов фальшью.

В настоящий момент курсируют слухи о четвертой части картины, но ничего пока достоверно не известно. Единственное, Сэм Рэйми как-то обмолвился, что если над фильмом работать будет он, то среди врагов Человека-паука почти наверняка окажутся Электра и доктор Курт Коннорс, известный в злодейском тусняке как Ящер.

Паук на проводах

Игр, повествующих о приключениях героического паучка, существует превеликое множество. Никакой журнальной площади не хватит, чтобы подробно рассказать обо всех. Придется пронестись по виртуальной паутине полным галопом.

В 1978-м году компания Adventure International, созданная игродизайнером Скоттом Адамсом и его супругой Алексис, выпустила текстовую приключенческую игру Questprobe: Spider-Man (в серии Questprobe выходили текстовые адвенчуры с участием марвеловских супергероев). Первоначально игра предназначалась для системы Commodore 16, но в 84-м была выпущена улучшенная версия, работающая на большинстве распространенных в те годы платформах (я, например, в невообразимо далеком детстве играла в игры из серии Questprobe на «Спектруме»). По сюжету Questprobe: Spider-Man Питера Паркеру предстояло схлестнуться со Мистерио.

В 82-м году Parker Brothers разработали и выпустили для платформы Atari 2600 игру Spider-Man, в которой нашему герою предстояло ползать по небоскребу и обезвреживать установленные Зеленым Гоблином бомбы.

В 89-м году Paragon Software выпустили простенький платформер The Amazing Spider-Man, прошедший среди фанатов практически незамеченный. И в том же 89-м году все те же Paragon Software закончили работу над экшном Spider-Man and Captain America in Doctor Doom’s Revenge, в котором, как то и следует из названия, Человек-паук колошматит разнообразных негодяев (весьма солидный, кстати говоря, комплект марвеловских злодеев) совместно с Капитаном Америка. Геймплей, кстати говоря, был весьма новаторский и… скучноватый. Игроку демонстрировали красивые сюжетные картинки, после чего заставляли драться один на один с каким-нибудь очередным засранцем.

В 90-м, 92-м и 93-м годах соответственно компанией LJN были выпущены три части игры The Amazing Spider-Man для Game Boy. Полнее приличный этот платформер был весьма благосклонно воспринят обладателями портативной нинтендовской консоли.

В 90-м году Sega выпустила для своей восьмибитной консоли Master System игру The Amazing Spider-Man vs. The Kingpin, в которой Человек-паук должен был навалять шестерым своим вечным злодеям, собрать с тела каждого по специальному ключу и после этого дезактивировать заложенную Амбалом бомбу. Игра эта впоследствии была портирована практически на все сеговские консоли.

Spider Man: Return of the Sinister Six была разработана в недрах компании B.I.T.S. и выпущена в 92-м году для платформы NES. В игре этой Человеку-пауку предстояло схватиться сразу со всей Зловещей Шестеркой.

Разработанная Software Creations игра Spider-Man and the X-Men: Arcade’s Revenge была выпущена в 92-ом году для приставок SNES и Mega Drive. В этом боевике Человек-паук объединял в борьбе с пакостными супостатами свои усилия с супергеройскими Людьми Икс.

В 94-м Western Technologies закончили работу над игрой Spider-Man: The Animated Series, призванной сопровождать одноименный анимационный сериал, запущенный на Fox Kids в том же самом году. В том же самом году Software Creations разработала для SNES и Genesis игру Spider-Man & Venom: Maximum Carnage. А в 95-м свет увидел вторую часть этого весьма недурного представителя жанра «поколоти-их-всех» — игру Spider-Man & Venom: Separation Anxiety.

Наконец, в 96-м году SEGA выпустила разработанный парнями из BlueSky Software экшн The Amazing Spider-Man: Web of Fire. Игра прославилась эта преимущественно тем, что была одним из последних продуктов для Sega 32X.

Сделай сам
В 1995-м году Instinct Corporation разработала для PC пакет Spider-Man Cartoon Maker. С помощью этого приложения поклонники могли сами создавать небольшие анимационные фильмы о Человеке-пауке. В состав пакета входили анимированные модельки персонажи, музыка и задники из мультипликационного сериала 94 года.

В 96-м году все те же парни из Instinct Corporation создали пакет X-Men Cartoon Maker, который позволял ваять мультики с участием Людей Икс. Оба эти пакета были совместимы друг с другом, и при установке второго поверх первого пользователи получила возможность делать мультики уже с участием персонажей обоих марвеловских циклов.

Довольно круто. Если с фантазией у вас все в порядке, можете отыскать оба этих пакета и потратить толику свободного времени на создание анимационных шедевров вроде «Человек-паук и Росомаха идут за водкой» или «Эмма Фрост опаздывает на свидание к Зеленому Гоблину».

После четырехлетней паузы, вызванной банкротством Marvel Comics, поднялась новая волна интереса к Человеку-пауку. Начиная с 2000-го года новые игры посыпались, как из рога изобилия: кросс-платформенная игра Spider-man, Spider-Man 2: The Sinister Six для Game Boy Color, Spider-Man 2: Enter Electro для первой Playstation, Spider-Man: Mysterio’s Menace для Game Boy Advance и, наконец, весьма приличный кросс-платформенный экшн Spider-Man: The Movie, выпущенный незадолго до выхода на киноэкраны первого полнометражного фильма.

Сумасшедший успех картины Рэйми и популярность игры Spider-Man: The Movie повлекли за собой появление на свет целой авоськи спайдерменовских тайтлов: консольная и компьютерная версия Spider-Man 2 (не порт, но две абсолютно разные игры), Spider-Man 2 для Nintendo DS, Ultimate Spider-Man для PC и всех основных домашних консолей прошлого поколения. Наконец, нынешний год принес целую россыпь игр Spider-Man 3 для самых разных платформ и весьма забавную Spider-Man: Friend or Foe, непосредственного отношения к киноциклу Рэйми не имеющую, однако явно им вдохновленную.

Разумеется, на этом история Человека-паука не заканчивается. Каждый новый фильм (а их, судя по всему, грядет еще немало) будет порождать череду игр (благо консольное разнообразие этому способствует), на экраны будут выходить новые мультфильмы, регулярно станут появляться новые комиксы…

А что вы хотели? Человек-паук — герой нашего времени.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

3 комментария
  1. Commentsникитапаук   |  Среда, 12 декабря 2012 в 21:47

    жаль что по играть в игры не льзя

  2. CommentsCorvin   |  Понедельник, 14 января 2013 в 03:17

    Самый первый фильм (не мульт) про человека паука я смотрел ещё в детстве (конец 80-х, начало 90-х). кто снимал его я не знаю. А сейчас не могу найти нигде даже упоминание о нём.

  3. Commentsmichael kors outlet   |  Суббота, 26 июля 2014 в 23:32

    My grand father each time used apt watch YouTube funny video clips, hehehehehe, for the reason that he wants apt be joyful forever.


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Работая над статьей об орегонских песчаных дюнах, Герберт проникся темой и насобирал такое огромное количество материала, что его хватило бы на добрый десяток масштабных заметок. Судьба, как всегда, доказала, что по части иронии ей нет равных — статью Фрэнк так и не дописал.

    [ читать полностью ]