Статья написана: Декабрь, 2009
Автор: Дмитрий Лопухов
Дональд Дак, большой чудак

Дворик деревенского дома, пляшут маленькие желтые цыплята (все как один обутые в белые тапочки), из дома выкатывается курица с лукошком набитым кукурузой. На хвост ей забирается один из цыплят, балансирует, пытаясь не упасть. Процессия движется к домику свиньи. Свинтус увлеченно наяривает на гармошке и отплясывает заводные свинские танцы. Однако на просьбу курицы помочь ей сажать кукурузу говорит решительное «Нет!». У бедняги, как выясняется, приступ желудочных колик, в подтверждение чего свинтус начинает страшным голосом орать и демонстрировать, что тяжелый физический труд его непременно прикончит. Опечаленная курица отправляется к другому своему приятелю — селезню-моряку. Тот счастливо отплясывает утиные танцы подле своего речного особняка. Курица просит селезня помочь ей в посадке кукурузы. Неожиданно выясняется, что и у него наблюдаются желудочные колики, и что работа совершенно точно его убьет. Опечаленная курица уходит, а селезень возвращается к своим чрезвычайно важным танцевальным упражнениям. В общем, цыплятам и их трудолюбивой матушке приходится делать все самостоятельно. Через некоторое время кукуруза вырастает и приходит пора ее убирать, курица вновь обращается за помощью к селезню и свинтусу, которые отплясывают дуэтом подле открытого ими недавно «Клуба бездельников», но вновь сталкивается с желудочной проблемой. Заслышав просьбу о помощи, герои наши принимаются орать от внезапной боли и жаловаться на чудовищные колики. Курица с цыплятами отправляются собирать урожай самостоятельно, а селезень и свинтус возвращаются к сеансам оздоровительной танцевально-гармошечной терапии. Финал вполне предсказуем: курица понаделала из кукурузы всяческих вкусняшек, пригласила селезня и свинтуса полакомиться, но когда те, невероятным образом исцелившись от недуга, прибежали на раздачу, то получили лишь пузырек касторки. Заканчивается история тем, что опечаленные селезень и свинтус начинают поочередно отвешивать друг другу пинки и оплакивать свою тяжелую судьбу.

Нехитрая эта история, в общем-то, интересна не невероятными сюжетными перипетиями и не глубоким трагизмом свиноуточной драмы. Интересна она тем, что один из ее персонажей стал звездой всепланетного масштаба, узнаваемой во всех уголках мира и неизменно отхватывающей самые высокие места в рейтингах наиболее популярных мультипликационных героев. И этот персонаж вовсе не трудолюбивая курица и даже не один из ответственных и деятельных цыплят. Одну из базовых истин бытия четко сформулировала гражданка Шапокляк. «Хорошими делами прославиться нельзя!» — констатировала она, ухитрившись в четырех словах описать основополагающий принцип популярности. Судьба трудолюбивой маленькой курочки нам совершенно неизвестна — возможно, она купила себе трактор, и сельскохозяйственных хлопот у нее стало куда как меньше. Или, быть может, один из ее цыплят вырос алкоголиком и теперь раз в неделю приходит к ее уютному курятнику, обещает его поджечь и требует денег на водку. Кто знает?.. С другой стороны, одного лишь умения наяривать на гармошке, орать и плясать для мировой славы тоже оказалось недостаточно. Свинтусу (которого, кстати, звали Питером — хотя кому какое до этого дело?) тоже было суждено кануть в омуте истории. Какие-то упоминания о нем время от времени всплывают (вроде травяной скульптуры в игре Kingdom Hearts II), но по сравнению с той славой, в которой на протяжении семидесяти пяти лет купается другой персонаж истории о кукурузе и коликах, все это сущий пустяк.

Вышеописанная история была представлена широкой общественности 9 мая 1934 года в рамках диснеевского анимационного цикла «Дурацкие Симфонии» (Silly Symphonies). Называлась она «Мудрая маленькая курочка» (The Wise Little Hen) и знаменита исключительно тем, что в ней состоялось явление народу одной из самых известных уток в истории мультипликации — Дональда Дака. Именно он исполнил роль морячка, страдающего от приступов тяжелой трудофобии. Ничего сверхъестественного в «Мудрой маленькой курочке» Дональд не продемонстрировал: довольно обычный такой лентяй-недотепа, ну, пляшет, ну в бескозырке и крутом матросском костюме (без штанов, правда, но ведь тем интереснее). На первый взгляд никаких особенных отличий от свинтуса Питера. Так почему же так вышло, что лентяй Дональд сделался суперзвездой, а лентяй Питер канул в вечности? Как получилось, что отрицательный второплановый персонаж из второсортного мультфильма («Мудрая маленькая курочка» ничем на фоне других анимационных короткометражек тех времен особо не выделялась) вскрабкался на Олимп мировой славы? Как вообще из двух «второ-» сообразилось одно «перво-»?

Будем выяснять.

Утка идет в Голливуд

История наша стартует в самый разгар Великой Депрессии, когда по улицам Лос-Анджелеса начал разъезжать на крошечной повозке, запряженной парой миниатюрных лошадок, некий Кларенс Нэш. Повозка была обклеена рекламными плакатами некой молочной компании, на которую, собственно, Нэш и работал. Наряженный в костюм моряка Кларенс развлекал публику, имитируя издаваемые различными зверушками звуки (пение соловьев, карканье ворон, кваканье лягушек). Получалось весьма недурно, что и навело Нэша на мысль о поиске более высокооплачиваемой и перспективной работы. Однако больше каркать с рекламной повозки герой наш не желал, Нэш жаждал попробовать себя в шоу-бизнесе.

Здесь история неожиданно начинает ветвиться. На выбор предоставляются два варианта дальнейшего развития событий — по Уолту Диснею и по самому Кларенсу Нэшу. Дисней утверждал, что услышал по радио, как Нэш исполнял колыбельную песню «У Мэри был маленький барашек», и настолько этим исполнением впечатлился, что немедленно Кларенса отыскал и предложил ему работу. Сам же Нэш рассказывал, что работу на студии он получил после того, как прошел собеседование у Уилфорда Джексона, который был покорен его имитаторскими способностями. Впрочем, особого значения историческая правда в данном случае не играет. Итогом — какую бы из версий вы ни избрали в качестве истинной — было пришествие бывшего водителя рекламномолочной повозки на студию Диснея.

Из всех имитируемых Нэшем голосов Уолта Диснея сильнее всего впечатлил утиный. Кларенс устроил целое представление, в рамках которого «озвучил» большую утиную семью. Причем он не просто подражал кряканью, но превращал это кряканье в осмысленную речь. «Ничего б себе!» — восхитился Дисней и крепко призадумался. А задуматься ему было над чем: дело в том, что к середине 30-х годов главенствующую роль в пантеоне диснеевских героев занимал Микки Маус. Из забавной мультяшной мыши Микки превращался в идола для миллионов детей и подростков. А звание идола, как известно, всегда накладывает массу дополнительных обязательств. Микки Маус больше не мог себе позволить вести себя как попало: делать всякие недобрые глупости (ранний Микки-анархист, например, мог схватить кота за хвост и начать раскручивать его, как вертолетный винт), высказывать вещи, которые бы могли травмировать хрупкую детскую психику, и даже просто вести себя неподобающе. Это изрядно осложняло работу сценаристов и режиссеров: с каждым разом становилось все сложнее и сложнее придумывать шутки и гэги, которые оставались бы в строгих рамках приличия и при этом забавляли бы зрителя. Короткометражные мультфильмы в те времена производились на манер эксцентрических слэпстиков, то есть главными их элементами были драки, пинки, безобидное членовредительство, поливание из шлангов, падения, разбивания об лица тортов и прочие элементы буффонады. А как можно было все это делать с персонажем, за которым дети все досконально повторяли и чьи действия воспринимали почти как поведенческий эталон? Сейчас с этим гораздо проще — дети с рождения живут в среде, раздувающейся от виртуальных визуальных образов (телевидение, электронные игры, домашние кинотеатры и так далее), и с молоком матери впитываю правильное к ним отношение, а тогда они — образы эти — только-только начинали входить в повседневную жизнь. Даже кино во многих местах — особенно в провинции — было еще невероятной диковинкой. Собственно, совсем ведь еще недавно люди в панике выбегали из залов, увидев, как с экрана по ним палит разбойник из «Большого ограбления поезда», или обнаружив, что на них несется почтовый поезд братьев Люмьеров.

Студии Уолта Диснея требовался персонаж, который изначально представлял бы собой антипода Микки Мауса — то есть вспыльчивого недотепу, постоянно вытворяющего всякие глупости. Он не должен был быть отрицательным героем, однако и положительным ему тоже быть не стоило. Диснею нужен был такой симпатичный балбес-антигерой. И он нашел его в обличии неуравновешенного селезня Дональда Дака, озвучивать которого и было поручено свежеобнаруженному эксперту по утиному языку Кларенсу Нэшу.

Впрочем, в описанной в самом начале нашего рассказа истории о мудрой курочке никаких специфических черт Дональда, помимо склонности к морской одежде и голоса, не наблюдалось. Впервые познать темперамент буйного селезня зрителям довелось через два месяца после выпуска «Мудрой маленькой курочки» — в августе 34-го, когда на свет появилась черно-белая короткометражка «Концерт для сироток» (Orphan’s Benefit). В мультфильме этом Дональд в первый раз столкнулся со своими будущими многолетними экранными партнерами — Микки Маусом и Гуфи. И программу свою наш буйный селезень отработал на полную катушку: он психовал, вопил, размахивал кулаками, жаждал драки (с сиротками!), была б его воля, он бы, пожалуй, и вовсе кого-нибудь убил. Агрессия Дональда, впрочем, была мотивированной — приютские детишки, для которых Микки Маус устроил благотворительный концерт, никак не давали Дональду исполнить до конца его песенки и всячески (временами очень изощренно) над ним издевались. Вспыльчивый селезень очень гармонично смотрелся на фоне уравновешенного и спокойного Микки.

То, что случилось в ноябре 34-го года мне сложно объяснить. Дональд вновь появился в миккимаусовском фильме — «Похитителе собак» (The Dognapper) — но почему-то полностью утратил свою индивидуальность. Микки и Дональд — полицейские-растяпы, пытающиеся задержать неприятного субчика, похитившего собаку. Микки более или менее адекватен, Дональд же — неудачник, всяким своим действием усугубляющий ситуацию (типичный «напарник- дурачок» из полицейских комедий). Никаких вспышек гнева, фирменного размахивания кулаками и призывов подраться. Дональд — статист, на его месте мог оказаться любой другой диснеевский персонаж.

Все вернулось на круги своя в феврале 35-го года, когда студия Уолта Диснея выпустила один из самых главных своих короткометражных шедевров — «Концерт оркестра» (The Band Concert). В первом цветном мультфильме с участием Микки Мауса рассказывалась история о том, как Микки организовал концерт уличного оркестра, а Дональд на пару с пчелой и ураганом его чуть было не сорвал. Дональд в «Концерте оркестра» выдал эталонный перформанс, затмив и самого Микки Мауса, и Гуфи, и прочих участвовавших в картине диснеевских героев. Он творил всякие дикие штуки, показывал фокусы, бесновался, бранился, бедокурил и вообще вел себя как эталонный антигерой. После «Концерта оркестра» окончательно определилось амплуа Дональда, и за последующие семьдесят пять лет оно уже больше никогда кардинально не менялось. Сам же мультфильм по сей день регулярно включается в списки шедевров мировой анимации и безумно любим как взрослыми, так и детьми. Кстати говоря, «Концерт оркестра» занимает почетное третье место в списке «50 величайших короткометражных мультфильмов», составленном Джерри Беком в 94-м году по результатам опросов тысячи (кроме шуток, Бек действительно всю эту прорву народа) людей, работающих в анимационной индустрии. Кроме «Концерта оркестра» других диснеевских мультфильмов в первой десятке нет. На первом месте, если вам интересно, гениальная «Что за опера, док?» (What’s Opera, Doc?) Чака Джонса.

После «Концерта оркестра» Дональд отыграл роль антипода Микки Мауса еще в девяти мультфильмах и засветился в одной «полусольной» картине «Дональд и Плуто» (Donald and Pluto), в которой поделил экранное время с еще одним диснеевским персонажем Плуто. Кроме того, наш герой подвергся пластической операции — его дизайн был изменен на более детализированный, округлый и четкий. И, наконец, в самом начале 37-го года импульсивный селезень получил свою первую сольную короткометражку. Называлась она «Дон Дональд» (Don Donald), и в ней рассказывалась история сложных взаимоотношений Дональда, на тот момент еще безымянной Дэйзи Дак (ее тоже озвучил Кларенс Нэш), навечно безымянного ослика и автомобиля.

Дела Дональда шли в гору. Он продолжал регулярно появляться как в короткометражках про Микки Мауса, так и в своих персональных мультфильмах. В «Современных изобретениях» (Modern Inventions, 1937) он побывал в музее диковинных робоштуковин (одна их них, кстати, вдохновила Мэтта Гроунинга на возведение в «Футураме» будок для самоубийств) и продемонстрировал свою неуемную любовь к шапкам. В «Страусе Дональда» (Donald’s Ostrich, 1937) потерпел фиаско, пытаясь справиться со всепожирающим страусом. В «Самоконтроле» (Self Control, 1938) безуспешно попытался научиться контролировать свои эмоции и на вопрос «Выходили ли вы когда-нибудь из себя?» уверенно ответил «Кто, я? Конечно нет!». А в мультфильме «Дональд с лучшей стороны» (Donald’s Better Self, 1938) временно ухитрился совладать со своей дурной половиной.

В 38-м году случилось одно из важнейших событий в жизни Дональда — по результатам зрительских опросов он обогнал по популярности Микки Мауса. Последний, удачно справляясь с неожиданно возлегшими на его хрупкие мышиные плечи обязанности по воспитанию молодого зрительского поколения, утратил, тем не менее, некоторую часть своего шарма. Тогда как безалаберный и вспыльчивый Дональд, напротив, с выходом каждого нового мультфильма нравился зрителям все больше и больше. Как тут вновь не вспомнить проницательную гражданку Шапокляк…

Известность, богатство и популярность, как известно, способствует появлению многочисленных родственников. В апреле все того же 38-го года Дональд обзавелся сразу тремя. В короткометражке «Племянники Дональда» (Donald’s Nephews) на временное попечение ему были предоставлены племянники Хьюи, Дьюи и Луи (в каноническом российском дубляже мультсериала «Утиные истории», демонстрировавшемся на телевидении в начале 90-х, их почему-то превратили в Билли, Вилли и Дилли). Детки оказались теми еще засранцами, и Дональду, даже при помощи книги о секретах правильного воспитания, не удалось с ними совладать.

Фильмы с участием Дональда сыпались как из рога изобилия. До конца 38-го вышло еще семь анимационных короткометражек. В 39-м — еще девять, наиболее примечательным из которых является «Кузен Дональда Гус» (Donald’s Cousin Gus). Интерес мультфильм этот представляет не столько из-за сюжета (он не шибко изобретателен — Дональд безуспешно пытается избавиться от заглянувшего к нему кузена Гуса, страдающего от неуемного аппетита), сколько из-за того, что «Кузен Дональда Гус» стал одной из первых кинокартин (некоторые источники утверждают, что самой первой), продемонстрированных на регулярном американском телевидении. Случилось это 3 мая 1939 года в рамках вечерней развлекательной передачи сети NBC.

Помимо всего прочего, к концу 30-х годов Дональд сделался постоянным героем комиксов. Восхождение эксцентричной утки к вершинам бумажной славы началось в 34-м году, когда в рамках воскресного цикла печатных «Дурацких Симфоний» (это были графические версии известных историй из одноименного анимационного цикла) была издана «Мудрая маленькая курочка». В 35-м году Дональд начал регулярно появляться в качестве второпланового персонажа в ежедневных газетных комиксах про Микки Мауса. Свою первую сольную книгу комиксов Дональд заполучил в 37-м, когда итальянский автор Федерико Педруччи написал восемнадцатистраничную историю «Паолино Паперино и загадка Марса» (Paolino Paperino e il mistero di Marte). Не бойтесь загадочного имени, Паолино Паперино — это итальянская адаптация Дональда Дака, обозначающая буквально «Гусенок Паолино». И хотя комикс этот впоследствии был переиздан на английском языке, забавного факта это не отменяет — свою сольную бумажную карьеру Дональд начал в Италии. А пика она, разумеется, достигла в США — зимой 38-го года была запущена персональная газетная серия комиксов (газетный комикс — это такая размещаемая на регулярной основе небольшая графическая история в развлекательном разделе обычной или какой-нибудь специализированной газеты) Дональда. А в начале 40-х стартовал полноценный журнал комиксов, посвященных исключительно сольным похождениям неуравновешенного селезня.

Утка, война и прочие неприятности

Слава Дональда к началу 40-х достигла таких высот, что голливудские знаменитости выстраивались в очередь, дабы получить вожделенные утиный автограф. Правдивая история об этом была рассказана в короткометражке «Собиратель автографов» (The Autograph Hound, 1939). Дональд пробрался на Голливудскую студию, чтобы набрать автографов у своих любимых звезд, но когда тамошние небожители прознали, что перед ними не просто утка, а сам диснеевский Дональд, то его самого засыпали просьбами оставить для них памятную роспись. Среди знаменитостей, мечтавших о чернильной закорючке, оказались Грета Габо, братья Маркс, Кларк Гейбл и другие легенды американского кино. Все это могло бы показаться чересчур самонадеянным со стороны «Диснея», однако популярность Дональда в те дни была такова, что он без труда затмевал собой даже наиболее ярких из кинозвезд.

Собственно, в 41-м году у Дональда появилась возможность сыграть со всеми этими знаменитыми типусами на их киношной территории — студия Уолта Диснея сняла полнометражный фильм «Дракон поневоле» (The Reluctant Dragon), представляющий собой винегрет из «живого» кино и анимации. Согласно его сюжету известный комик Роберт Бенчли (играющий самого себя) разгуливает по новому калифорнийскому зданию студии Уолта Диснея в поисках самого Диснея и параллельно с этим узнает секреты создания мультипликационных фильмов. В некоторых сценах, эти самые секреты раскрывающих, участвует Дональд. Он, например, на себе демонстрирует, как анимируется движение его перепончатых лап для создания эффекта ходьбы. Очень занятный этот фильм, увы, особых дивидендов создателям не принес — при затратах в 600 тысяч долларов он собрал в кинотеатрах лишь 400 тысяч. Причина провала проста — зрители ожидали от студии Диснея полнометражного анимационного фильма вроде несколькими годами ранее вышедшей «Белоснежки и семи гномов», а получили своеобразный и даже несколько авангардный фильм о том, что такое анимация и с чем ее едят. Сейчас же «Дракон поневоле» смотрится с огромным интересом — и ежели вам интересно, как создавались в первой половине XX века мультипликационные фильмы, то отыщите его обязательно. Там много всяких забавных штуковин, не пожалеете.

Помимо кинематографического дебюта в начале 40-х с Дональдом случилась еще одна интересная вещь — он стал героем социальной рекламы. Вспыльчивую и придурковатую нашу утку довольно сложно вообразить в роли носителя разумного, доброго и вечного, однако, смотри ж ты. В сентябре 1940-го года вышел микрометражный (крошечный даже по меркам короткометражных мультфильмов) анимационный фильм «Волонтер» (The Volunteer Worker), в котором Дональд занимался сборами денег для благотворительных целей. Жестокие люди не пускали селезня на порог, зато случайно встреченный трудолюбивый землекоп, сам зарабатывающий сущий копейки, дал ему доллар со словами: «Если каждый даст понемножку, то прок в итоге будет большой!» Ликующий Дональд вручил ему значок с надписью «Я помог», на котором центрировался последний кадр картины. Так Дональд из ленивой утки, шесть лет тому назад наотрез отказывавшейся помогать мудрой маленькой курочке в ее непростых сельскохозяйственных делах, неожиданно обратился в славного парня, жаждущего трудиться во благо общества. Впрочем, понятное дело, еще один Микки Маус «Диснею» был не нужен — хороших ребят и без того хватало. Немного потрудившись на ниве облагораживания почтенной публики, Дональд вернулся к тому, что умел делать лучше всего — смешить людей глупостями и демонстрировать свой взрывной темперамент.

…А потом случился Перл-Харбор, и США вступили во Вторую мировую войну. Дональд, будучи, как и большинство импульсивных и вспыльчивых людей, отчаянным патриотом, никак не мог пройти мимо этого события. И отправился, мечтая сделаться летчиком, служить в американские вооруженные силы. Военным подвигам Дональда были посвящены семь короткометражек. В самой первой из них — «Дональд-призывник» (Donald Gets Drafted, 1942) — он, соблазненный агитационными плакатами, отправляется проходить медицинскую комиссию (комиссия эта сильно напоминает те, что регулярно происходят в современных российских военкоматах; например, Дональду показывают табличку зеленого цвета с надписью «Зеленая» и просят сказать, какого она цвета — Дональд пытается прочитать надпись, но на букве «л» терпит фиаско и наобум заявляет: «Голубая!»; член комиссии удовлетворенно констатирует: «Близко! Годен!»). Увы, летчиком сделаться нашему герою не дают, его ждет жестокая муштра под началом бесчеловечного сержанта и чистка картофеля в наказание за прегрешения. Во второй — «Исчезающий рядовой» (The Vanishing Private, 1942) — Дональд раскрашивает краской-невидимкой стрелковое орудие, а потом и самого себя. Затем, уже став невидимым, терроризирует ненавистного сержанта. В третьей — «Парашютист» (Sky Trooper, 1942) — сержант, вспомнив о мечтах Дональда, подкладывает ему чумазую свинью — записывает в парашютные войска. По результатам серии Дональд и сержант случайно уничтожают командный штаб своей же родной армии. В четвертой — «Построиться! Вольно!» (Fall Out Fall In, 1943) — Дональд на своей собственной утиной шкуре познает все тяготы марш-броска. В пятой — «Старая армейская игра» (The Old Army Game, 1943) — Дональд уходит в самоволку, после чего пытается уладить проблемы с озверевшим сержантом. И даже едва-едва не кончает жизнь самоубийством. В шестой — «Защита дома» (Home Defense, 1943) — Дональд управляет системой противовоздушной обороны, а его племянники всячески ему досаждают и подстраивают каверзы. Наконец, в седьмой — «Утка-коммандос» (Commando Duck, 1944) — наш герой парашютируется в Японии, где, благодаря своему патологическому идиотизму, ухитряется уничтожить большой вражеский аэродром.

Причина появления на свет этих вот семи мультфильмов очевидна: жившим в изрядном напряжении людям необходимо было расслабиться, взглянуть на военную суету с улыбкой, придти в себя. И с задачей этой подобные анимационные картины справлялись весьма успешно.

Совсем другая история у другого военного мультфильма с участием Дональда — «Лицо Фюрера» (Der Fuehrer’s Face, 1943). Это был весьма стильный образчик антифашистской пропаганды, крайне забавная анимированная карикатура на нацистский режим. В картине этой Дональд — обычный немецкий гражданин, изнемогающий от окружающих его со всех сторон фашистских реалий. Все вещи в его доме — от будильника до часовой кукушки — безостановочно орут «Хайль Гитлер!». На каждом предмете интерьера красуются многочисленные свастики, а стены обвешаны портретами нацистских лидеров. Из еды — аэрозоль с ароматом бекона и яиц и сделанная из дерева булка. На работе с утра приходится ковыряться в снарядах и патронах, орать «Хайль Гитлер!» и получать стимулирующие тычки штыком от эффективного немецкого менеджмента. Зато, благодаря щедрости фюрера, каждому трудяге предоставляется отпуск — на стену вешается большое заштопанное полотно, изображающее уютную альпийскую речушку, на фоне которого следует сделать оздоровительную зарядку. В конце концов, Дональд не выдерживает всех этих прелестей нацистского быта и сходит с ума: ему начинают мерещиться кислотных цветов снаряды, поющие песни и летающие на птичьих крылышках, портреты утиного Гитлера, ползающие как змеи патроны… А потом он просыпается и с облегчением понимает, что он спит в родной своей американской кроватке. Анимация фильма на высоте, сюжет весьма нетривиален и изобретателен, сатира остра и едка — «Лицо Фюрера» по сей день считается анимационной классикой (для политической сатиры, которой по определению свойственна сиюминутность, это большая редкость). В списке «50 величайших короткометражных мультфильмов» Джерри Бека «Лицо Фюрера» занимает очень почетное 22-е место.

В 1941-м году в рамках «политики добрососедства» (внешнеполитическая доктрина США, предусматривавшая установление дружественных отношений со странами Латинской Америки) Уолт Дисней вместе с группой работающих на его студии художников и композиторов провел десять недель, путешествуя по Бразилии, Аргентине, Чили и Перу. Результатом этого путешествия стал фильм «Салют, амигос» (Saludos Amigos, 1942), действие каждого из четырех сегментов которого происходило в одной из стран Южной Америки и демонстрировало особенности ее колорита. В двух из них главную роль исполнил Дональд Дак. Двумя годами позже вышло продолжение этого анимационного фильма — состоявший из семи эпизодов мультфильм «Три кабальеро» (The Three Caballeros). Старина Дональд отметился в четырех его сегментах… Доктрины — доктринами, но, очевидно, что Уолт Дисней совершал свой вояж и снимал две эти анимационные ленты не только из добрососедских отношений и желания порадовать латиноамериканских зрителей. По вполне понятным причинам экспорт мультипликационных фильмов в Европу в годы Второй мировой практически отсутствовал, и бизнес Диснея терял на этом солидные деньги. Да и будущее было туманным: никто не мог сказать точно, кто будет править Старым Светом по завершению войны. В данной ситуации Южная Америка выглядела весьма перспективным рынком, который следовало как можно скорее окучить. Вышло не вполне успешно, но крайне поучительно. Отголоски этой и прочих попыток «Диснея» присосаться к латиноамериканскому рынку видны в неистовом негодовании отдельных современных правозащитников и ученых. Так, например, в 71-м году чилиец Ариэль Дорфман и бельгиец Арман Маттелар написали книгу «Как понять Дональда Дака» (How to Read Donald Duck), в которой в занятной довольно форме постарались показать, что диснеевские мультики и комиксы являются не только отражением американской экономико-политической идеологии, но и инструментом ее активного продвижения… Спорить с почтенными авторами, разумеется, не будем. Тут уж каждый волен решать для себя сам, однако непосредственное участие Дональда во всех этих вещах отметим.

Разумеется, во период Второй мировой наш импульсивный селезень снимался не только в военных мультфильмов. Ежегодно выходило немало и «мирных» картин, в большинстве из которых Дональду приходилось давать или получать нагоняи от разнообразных порождений диснеевской фантазии. Капитуляция Германии не сильно изменила положение дел. Кстати говоря, кое-кто из дональдовских недоброжелателей ухитрился стать впоследствии звездой, сняться в ряде сольных короткометражек и даже в полноценном телесериале. Речь идет о Чипе и Дейле, сделавших карьеру на истязании бедолаги Дональда. Непростые взаимоотношения бурундуков и селезня начались в 1947-м году, когда на экраны вышел мультфильм «Чип и Дейл» (Chip ‘N’ Dale). В далекие те дни грызуны даже и не задумывались о том, чтобы спасать кого-то от разных бед и ухлестывать за сексапильной Гаечкой. Их тревожили куда как более насущные проблемы, вроде того, где бы им поспать и чего бы им сожрать. Зима застала Дональда врасплох, вроде того как застает она наши коммунальные службы, и селезню пришлось отправиться в лес за дровами. И — вот ведь жестокой судьбы ирония — он срубает дерево, в котором обитают Чип и Дейл. Они впервые стали говорящими персонажами (до этого они дважды появлялись в короткометражках диснеевских, но были абсолютно тривиальными бурундуками) и обрели индивидуальные черты, а тут такой неприятный сюрприз. Разразилась война, из которой грызуны вышли победителями. Неудачной для Дональда оказалась и развязка мультфильма «Трое и завтрак» (Three for Breakfast, 1948) — бурундуки не только лишили селезня им же приготовленных блинов, но еще и основательно над ним поизмывались. В «Зимних припасах» (Winter Storage, 1949) Дональд неожиданно начинает работать на благо общества — сажает в лесу орехи. Однако подобная расточительность выводит из себя Чипа и Дейла, и они принимаются селезня обворовывать. Развязкой драмы становится импровизированный хоккейный матч, в ходе которого бурундуки клюшками запузыривают орехи в свою норку, а Дональд пытается орехи эти отбивать. И, разумеется, терпит поражение. В «Ореховой чепухе» (All in a Nutshell, 1949) Дональд делает ореховое масло в миниатюрном заводике, замаскированном под грецкий орех. Чип и Дейл туда проникают, воруют масло, издеваются над Дональдом, а под конец запихивают селезня в дупло вместе с пчелиным ульем. В «Проказниках-игрушках» (Toy Tinkers, 1949) Чип с Дейлом атакуют дом Дональда под самое Рождество, устраивают там с помощью подручных игрушек бедлам и под конец утаскивают все орехи и прочие вкусные штуковины. А в мультфильме «Все без ума от Дэйзи» (Crazy Over Daisy, 1950) бурундуки и вовсе переходят все границы дозволенного. Дональд спешит на свидание к своей возлюбленной Дэйзи Дак (помните безымянную уточку из картины «Дон Дональд»; к середине XX века она разжилась именем, нормальным голосом и сделалась на постоянной основе объектом романтических мечтаний нашего темпераментного селезня). Чип и Дейл всячески ему пакостят, а под конец выставляют события так, будто это негодяй Дональд издевался над маленькими безобидными бурундучками. И разгневанная Дэйзи дает бедолаге от ворот поворот.

Регулярные столкновения Дональда с бурундуками продолжались вплоть до середины 50-х годов. Примерно в это же самое время стало набирать невиданную доселе популярность телевидение, и приоритеты студии Диснея начал закономерно смещаться с производства кинотеатральных короткометражных мультфильмов на создание долгоиграющих проектов для телевидения. Началось все в 54-м с «Чудесного мира Диснея» (The Wonderful World of Disney), в рамках которого показывали как классические диснеевские короткометражки, так и снятые специально для шоу мультфильмы. Продолжилось телециклом «Уолт Дисней представляет» (Walt Disney Presents), а дальше дело полетело со скоростью сверхзвукового самолета. Картины студии Диснея прочно оккупировали телевидение, и, разумеется, студийные фронтмены — Дональд Дак, Микки Маус, Гуфи и другие уже успевшие стать классическими персонажи — активно им в этом помогали.

Ну, а потом был запущен «Клуб Микки Мауса», легендарное телешоу, на котором выросло несколько поколений американских подростков. Шоу транслировалось ежедневно, в нем принимали участие молодые люди в возрасте от 9 до 15 лет, которых называли Мышкетерами (результат слияния слов «мышь» и «мушкетер»). Дети эти, под присмотром дядюшки Диснея всеми возможными способами развлекали почтеннейшую публику. Дональд Дак в одном из эпизодов был произведен в Почетные Мышкитеры и получил шапочку с мышиными ушками. Ну и, разумеется, будучи одним из самых популярных и любимых диснеевских персонажей, наш экспрессивный селезень (значительно, правда, подкорректировавший свое поведение и манеры) неоднократно принимал — в том или ином виде — участие в записи отдельных эпизодов. Шоу пережило несколько перезапусков, версий и вариаций и просуществовало (с перерывами) вплоть до 1996-го года. Из недр «Клуба Микки Мауса» выползли на свет многие современные американские поп-идолы. Бритни Спирс, например, Джастин Тимберлейк и Кристина Агилера. Но это, по счастью, уже совсем другая история.

В 60-х главные диснеевский звезды несколько «забронзовели», популярность их была уже столь велика, что уже никакой мотивации для съемок в сольных кинокартинах у них не оставалось (Микки Маус, например, брал паузу на срок в целых тридцать лет, занимаясь в это время преимущественно телевизионными проектами и «Диснейлендом»). Дональд принимал участие в рекламных и образовательных проектах, и в это же самое время погреться под лучами кинославы приходили его близкие и дальние родственники. Студия Уолта Диснея тем временем активно штурмовала рынок полнометражных анимационных картин, исправно штампуя из года в год шедевры.

А в 66-м году у казавшегося несокрушимым Колосса подломились ноги. От рака легких скончался Уолт Дисней. Студию начало лихорадить: внутренние проблемы, финансовые неурядицы, отсутствие централизованного руководства и сильного лидера едва не привели компанию к краху. Разумеется, студию в те годы было не Дональда. Он продолжал регулярно появляться в сторонних проектах, комиксах, книгах, рекламных компаниях и антологиях, но никакой серьезной новой продукции с ним не производилось. В 84-м году компанию возглавили Майкл Эйзнер и Франк Уэллс, и это стало началом новой эры в истории «Уолта Диснея». Интенсивное и экстенсивное развитие тематических диснеевских парков, новый подход к созданию и реализации кинотеатральных фильмов, всесторонняя экспансия (например, создание в рамках НХЛ профессиональной хоккейной команды Mighty Ducks of Anaheim) и концентрация на телевизионных сериалах — все это началось с приходом в компанию Эйзнера и Уэллса. Как это сказалось на Дональде? Он принял непосредственное участие в ряде новых кинотеатральных проектов. И началось все с «Гимна Рождеству от Микки» (Mickey’s Christmas Carol, 1983), мультипликационной адаптации «Гимна Рождеству» Чарльза Диккенса. В фильме этом снялись практически все диснеевские звезды, даже Микки Маус, прервавший свой тридцатилетний отпуск. Дональд исполнил эпизодическую роль добродушного племянника скряги Скруджа. «Гимн Рождеству» — святочный рассказ, посему характер Дональда был изрядно подкорректирован. Он более не размахивал кулаками, не жаждал драки и не бранился, а вежливо поздравлял всех с Рождеством и добродушно зазывал своего черствого дядю на праздничный ужин.

В 85-м году случилась самая большая трагедия в история Дональда — скончался Кларенс Нэш, озвучивавший темпераментного селезня на протяжении пятидесяти с небольшим хвостиком лет. Нэш похоронен вместе со своей супругой в Мишен Хилс в Лос-Анджелесе. На их общем памятнике изображены Дональд и Дэйзи Дак, держащиеся за руки… После смерти Нэша голосом Дональда стал аниматор Тони Ансельмо, которого Кларенс, понимавший, что сам он не вечен, специально обучал имитации «утиной речи».

В 88-м году на киноэкраны вышел полнометражный фильм «Кто подставил Кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit). В одном из его эпизодов в пианинной дуэли Дональд схлестнулся с другой легендарной мультипликационной уткой — Даффи Даком. В 90-м Дональд поучаствовал в съемках анимационной адаптации романа Марка Твена «Принц и нищий». Кроме того, в период с 87-го по 90-ый год Дональд периодически появлялся на телевизионных экранах в сериале «Утиные Истории» (DuckTales). Собственно, вся длинная цепочка событий и приключений, составляющих сюжетный костяк этих вот историй, начата была Дональдом. Он решил воплотить в жизнь одно из своих давешних желаний и поступил во флот. А племянников — тех самых Билли, Вилли и Дилли — оставил на попечение своего дядюшки Скруджа.

В 90-х годах Дональд снялся в нескольких крошечных камэо-ролях в больших диснеевских фильмах, самый памятный из которых был, пожалуй, «Каникулы Гуфи» (A Goofy Movie, 1995), и заполучил собственный сегмент в сиквеле легендарной «Фантазии» — «Фантазии 2000» (Fantasia 2000, 1999). Сегмент этот представлял собой занятную анимационную адаптацию истории о Ноевом ковчеге и исправлял одну из самых больших несправедливостей в истории «Уолта Диснея» — отсутствие Дональда в оригинальной «Фантазии», двухчасовом музыкальном фильме 1940-го года, по сей день считающегося одним из главных шедевров мировой мультипликации. Дональда в «Фантазию» тогда не пустили, чтобы он не затмил главную звезду шоу — Микки Мауса (фильм должен был ознаменовать возвращение болтливой мыши на мультипликационный Олимп). Ну и, кроме того, авторы тогда не вполне понимали, как можно использовать типичные дональдовские гэги в рамках фильма.

С 1996-го по 1997-ой годы Дональд вместе с племянниками снимался в телевизионном сериале «Кряк-Бряк» (Quack Pack), который условно (очень, очень условно!) можно было назвать вольным продолжением «Утиных историй». В сериале этом Дэйзи Дак работает репортером новостной программы, Дональд — ее оператором, а подросшие племянники — бездельниками-подростками. Скруджа и подавляющего большинства персонажей «Утиных историй» в «Кряк-Бряке» нет, и судьба их остается загадкой до самого конца (было снято лишь 39 эпизодов вместо запланированных 65, возможно в будущем отсутствие старых героев планировалось как-то объяснить). Никакого стрежневого сюжета у сериала не было, и каждая серия представляла собой набор юмористических эпизодов и диалогов в духе диснеевских короткометражек первой половины XX века.

В «нулевых» Дональд появлялся еще в трех диснеевских телевизионных сериалах: стилизованных под классические фильмы «Работах Микки Мауса» (Mickey Mouse Works); «Доме диснеевской мыши» (Disney’s House of Mouse), в которой рассказывалась история того, как группа культовых диснеевских персонажей открыла в мультгороде ночной клуб; и детский анимационный «Клуб Микки Мауса» (не путайте с тем, откуда появились Бритни и Агилера). И в несколько полнометражных адаптациях отдельных эпизодов из этих сериалов, выпущенных исключительно на видеокассетах и DVD.

Профессиональный талисман
За годы своей неуемной активности Дональду довелось побывать в роли талисманов для самых разных организаций. Долгое время наш вспыльчивый селезень являлся единственным мультипликационным персонажем, выступающим в роли маскота крупного американского университета. В 47-м году Университет Орегона получил от Уолта Диснея разрешение использовать Дональда в качестве символа и талисмана. Соответственно, по сей день на всех спортивных состязаниях команду орегонского университета подбадривает субчик в костюме легендарного селезня. В 40-х и 50-х годах Дональд использовался в качестве неофициального талисмана бразильского футбольного клуба «Ботафаго» (в то самое время, кстати говоря, в этой команде играл легендарный Гарринча). В первой половине XX века Уолт Дисней дал американской береговой охране официальное разрешение использовать Дональда в качестве символа, и по сей день изображение разъяренного селезня в пиратском костюме украшает флаги и стены некоторых из баз. Кроме того, в годы Второй мировой войны изображение Дональда украшало эмблемы ряда эскадрилий (например, на эмблеме 531-ой бомбардировочной эскадрильи был изображен разгневанный Дональд, швыряющий с облачка бомбу).

Крякай как Дональд

Было бы очень странно, если бы дельцы «Уолта Диснея», в 80-х крайне активно исследовавшие перспективы новых рынков, не обратили бы свой взор на зарождающуюся индустрию видеоигр. И они, конечно, обратили. Началось все в 1984-м году, когда Sierra разработала познавательно-стратегическую (!) игру Donald Duck’s Playground. В ней игроку предстояло сыграть роль Дональда, прибывшего в Дакбург без копейки денег в кармане и вынужденного строить детскую игровую площадку для своих малолетних племянников. Чтобы заработать деньги требовалось отработать определенное время на одной из четырех доступных работ (сбор и сортировка овощей и фруктов, управление железной дороги, сортировка грузов в аэропорту или труд на конвейере в игрушечном магазине). Разумеется, все эти работы представляли собой своеобразные логические головоломки. За каждую успешно выполненную трудовую итерацию селезень получал фиксированную сумму денег (например, по 3 цента за каждую правильно отсортированную вещь в аэропорту). На заработанные деньги Дональд должен был покупать штуковины для игровой площадки и располагать их там в правильно порядке. Игра эта в свое время была весьма высоко оценена обозревателями и получила в профильной прессе массу положительных отзывов. А в некоторых изданиях ей даже был вручен титул лучшей образовательной игры года. Вот такой вот славный был у Дональда игровой дебют.

Следующей в нашем списке идет загадочная игра Snoopy’s Silly Sports Spectacular, выпущенная в 88-м году компанией Kotobuki System Co для приставки NES. Загадочность ее состояла в том (и это, собственно, заметно по ее названию), что главным героем ее являлся другой мультгерой — Снупи. Он участвовал в своеобразной олимпиаде, состоявшей из ряда странных дисциплин (вроде ходьбы с кучей пицц в руках или соревновании, кто кого столкнет с лодки). «А при чем тут Дональд?» — спросите вы. А вот при чем: дело в том, что в японской версии этой игры главным героем был Дональд. И все остальные персонажи тоже были из диснеевских мультфильмов. В Снупи Дональд превратился во время переноса игры из Страны Восходящего Солнца в Европу и США. В Японии, кстати говоря, игра называлась просто Donald Duck.

В том же 88-м компания Disney Software издала для большинства существовавших на тот момент компьютерных платформ игру Donald’s Alphabet Chase. В ней игрок должен был, управляя Дональдом, разыскивать потерявшиеся буковки английского алфавита. Предназначалась Donald’s Alphabet Chase для совсем юной аудитории и должна была помочь им в изучении азбуки.

В 91-м окучивать почитателей диснеевских мультфильмов взялась Sega. Сперва она выпустила для своей восьмибитной приставки Master System платформер The Lucky Dime Caper starring Donald Duck. Дональд должен был помочь Скруджу вернуть похищенную гнусной Магикой де Спел (черноволосая утка-колдунья из «Утиных историй», в русском дубляже ее звали Магика де Гипноз) счастливую десятицентовую монетку. Затем в самом конце 91-го года для своей шестнадцатибитной Mega Drive она, Sega, выпустила крайне симпатичный платформер Quackshot, также базировавшийся на «Утиных историях», но опять-таки с Дональдом в качестве главного протагониста. Игроку предстояло путешествовать по различным уголкам Земли и разыскивать всякие чудесные сокровища и прочие полезные штуковины.

В 92-м Sega выпустила для Mega Drive чудесный платформер с длинным названием World of Illusion Starring Mickey Mouse and Donald Duck. Это был сиквел игры Castle of Illusion starring Mickey Mouse, о которой мы ничего писать не будем, ибо Дональда там не было. В сиквеле (в который можно играть как в одиночку, так и в кооперативном режиме) Микки и Дональда запузырило в странный мир иллюзий, где большинство предметов выглядят не так, как им следует и обладают свойствами, которыми не должны бы. Микки и Дональд, естественно, горят желанием из мира этого выбраться. Для этого им предстоит пройти сквозь массу удивительных уровней (дизайн некоторых из них просто потрясающий) и решить немало странных головоломок (некоторые весьма изобретательны).

Свою кампанию по отъему лишних денежных средств у любителей Дональда Sega продолжила в 93-ем, выпустив (на этот раз для SEGA Master System) платформер Deep Duck Trouble starring Donald Duck. И вновь в качестве источника вдохновения авторы обратились к «Утиным историям»: на сей раз Скруджа скрутило загадочное проклятие, выбравшееся из прОклятого кулона, и он сделался невесом как воздушный шарик. Дональду предстоит, используя дневник дядюшки, исследовать четыре посещенных им континента, отнести кулон на его законное место и надеяться, что это вернет Скруджу подобающий его положению вес.

В 95-м, наконец-то, Дональд пробрался на SNES: Capcom разработала и издала третью часть своего платформера Disney’s Magical Quest — Disney’s Magical Quest 3 starring Mickey & Donald. Пакостный негодяй затащил Билли, Вилли и Дилли на страницы волшебной книги, и Микки и Дональду пришлось следом за ними погрузиться в чудесный мир литературы, чтоб раздать по серьгам всем тамошним лирическим героям. В том же 95-м Disney Interactive выпустила кроссплатформенную (Mega Drive, SNES и даже PC) игру Maui Mallard in Cold Shadow. Дональд в обличие крутого детектива, вооруженного здоровенной пушкой, пытается разыскать затерянного шабумского идола. В процессе игры селезень наш может отыскивать специальные монетки и с их помощью получать возможность расставаться с налетом цивилизации и обращаться в ловкого и боевитого ниндзю.

В 2000-м году Ubi Soft разработала и издала (практически для всех платформ того поколения, включая и PC) первый в истории Дональда трехмерный платформер — Disney’s Donald Duck: Goin’ Quackers. Согласно его сюжету, Дэйзи была похищена коварным и жестоким чародеем Мерлоком, и Дональду следовало, вооружившись подручными материалами, отправиться шастать по двум десяткам уровням (некоторые из них были выполнены в виде классического двухмерного платформера) и попытаться в итоге вырвать возлюбленную из лап негодяя. Плюс, опередить конкурента, так же положившего глаз на симпатичную уточку. На портативных консолях Game Boy Color и Game Boy Advance игра была полностью двухмерной с альтернативным дизайном уровней и несколько другим геймплеем. В том же 2000-м году Дональд отметился в качестве одного из персонажей простенькой гоночной игры Mickey’s Speedway USA, разработанной Rareware для Nintendo 64.

Kingdom Hearts
Это, несомненно, самый неординарный проект из тех, в котором Дональду довелось поучаствовать. Созданный совместными усилиями Square Enix и Disney Interactive Studios этот игровой кроссовер представляет собой кучу-малу из всевозможных диснеевских персонажей и героев Final Fantasy. Интересующий нас селезень в большинстве игр цикла исполняет роль одного из протагонистов, но при этом подконтрольным игроку не является. Дональд и Гуфи вместе с субчиком Сорой сражаются с многочисленными негодяями, желающими зла сказочному диснеевскому миру, шастают по бесчисленным мирам, спасают все сущее от гибели и делают много других правильных и важных вещей. У цикла есть общая сюжетная линия, пересказать которую в рамках крошечной врезки нет никакой возможности. Цикл этих action-RPG крайне популярен и успешен (что не странно, ибо игры, при некоторой неоднозначности концепта — все-таки скрещивание коня и трепетной лани дело довольно спорное — крайне качественные). Посему, ежели вы о них ничего не слышали, то либо вы не любите диснеевскую анимацию и JRPG, либо вас только-только разморозили после десятилетнего криогенного сна.

В 2002-м Ubi Soft выпустила экшн от третьего лица Disney’s PK: Out of the Shadows, в которой Дональд в обличии супергероя Бумажечкина (Paperinik в оригинале; одно из популярных в Италии комиксных альтер-эго Дональда Дака) должен спасти планету от злой инопланетной империи. Предназначалась эта игра для консолей GameCube и PlayStation 2.

А еще в 2010-м году на приставке Wii выходит игра Epic Mickey, в которой — внимание! — авторы планирует вернуть Микки Мауса к его поведенческим корням. Микки, как утверждают авторы, больше не будет послушным и рассудительным добрячком, он станет озорничать и даже пакостить. Словом, делать все то, что на протяжении 75 лет за него делал Дональд. Можно предположить, что в том или ином виде гневливый селезень в игре этой обязательно появится — это будет крайне символично. И кто знает, что там начнется дальше… Если Микки Мауса можно будет вновь заставить крутить котов за хвост, то что же станет с Дональдом? Он примется насиловать и убивать? Кто знает. Ждем «Эпического Микки», точку не ставим, а ставим многозначительное многоточие…





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

4 Comments
  1. CommentsMoGiLa   |  Четверг, 28 октября 2010 в 18:08

    Привет всем!!! и я магу говарить как дональ дак ))) честно ))) каму интересно как говару мой контакт Spun@box.az

  2. CommentsKlaus Disney   |  Пятница, 12 ноября 2010 в 09:16

    DONALD’S NEPHEWS (Kurzbesuch bei Onkel Donald)
    GOOD SCOUTS (Tick, Trick und Track, die tüchtigen Pfadfinder)
    DONALD’S GOLF GAME (Donald spielt Golf)
    THE HOCKEY CHAMP (Der Eishockey-Champion)
    SEA SCOUTS (Donald auf grosser Fahrt)
    MR. DUCK STEPS OUT (Das Tänzchen mit Daisy)
    FIRE CHIEF (Feueralarm!)
    THE NIFTY NINETIES (Die schmucken Neunziger)
    TRUANT OFFICER DONALD (Donald und die Schulschwänzer)
    DONALD’S SNOW FIGHT (Donalds Schneeballschlacht)
    HOME DEFENSE (Donald findet keine Ruhe)
    DONALD DUCK AND THE GORILLA (Donald und der Gorilla)
    DONALD’S OFF DAY (Donalds freier Tag)
    DONALD’S CRIME (Donalds Verbrechen)
    STRAIGHT SHOOTERS (Tick, Trick und Track, die Meisterschützen)
    SOUP’S ON (Donald bittet zu Tisch)
    DONALD’S HAPPY BIRTHDAY (Donalds Geburtstag)
    LION AROUND (Vorsicht Löwe!)
    LUCKY NUMBER (Donald im Glück)
    TRICK OR TREAT (Donald, Geister und Gespenster)
    DON’S FOUNTAIN OF YOUTH (Donalds Jungbrunnen)
    CANVAS BACK DUCK (Donald auf dem Rummelplatz)
    SPARE THE ROD (Erziehung leicht gemacht)
    DONALD’S DIARY (Donalds Tagebuch)

  3. CommentsДака   |  Четверг, 09 декабря 2010 в 21:27

    а я нашел здесь Дональда Дака, причем все серии!!!

  4. CommentsДональд Дак   |  Четверг, 09 декабря 2010 в 21:28

    Реально все серии есть))
    http://zaxodim.ru/video/viewcategory/33/donald-dak-donald-duck.html


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    В незапамятные времена Землю населяли существа, при одном виде которых Чужой бы бросился улепетывать со всех лап, а Хищник испортил бы свои высокотехнологичные кальсоны.

    [ читать полностью ]