Статья написана: Май, 2007
Автор: Катя Тонечкина (Дмитрий Лопухов)
Индиана Джонс

Крайне трудно придумать строгое определение приключенческого фильма. Этот киножанр решительно не желает укладываться в какие-либо рамки, постоянно норовит из них вырваться и отправиться в свободное путешествие по кинематографической вселенной. Практически каждый фантастический или фэнтезийный блокбастер в той или иной степени использует характерные для приключенческих картин элементы — разыскивающие сокровища пираты, странствующие в поисках приключений герои, охотящиеся за таинственными артефактами исследователи. Приключенческий фильм, частично утратив родное тело, растворился в многочисленных жанрах, пришедших ему на смену. Эпические истории о высокобюджетных зарубах в открытом космосе и душещипательные сказания о борьбе простых гномиков и эльфиков с Вековечным Злом вышли из той же самой колыбели, из которой значительно раньше выбралось приключенческое кино.

Сейчас канонических приключенческих картин практически не снимают. Однако были времена, когда в мире кино этот жанр если не занимал господствующую позицию, то уж точно числился в авангарде списка. В тридцатых и сороковых годах минувшего века голливудская фабрика грез делала приключенческие шедевры со скоростью, которой позавидовала бы любая профессиональная лепильщица пирожков. «Капитан Блад» (Captain Blood, 1935), «Приключения Робина Гуда» (The Adventures of Robin Hood, 1938), «Знак Зорро» (The Mark of Zorro, 1940), «Морской ястреб» (Sea Hawk, 1940), «Сокровища Сьерра Мадре» (The Treasure of the Sierra Madre, 1948) — эти фильмы хорошо знали и безумно любили сотни тысяч почитателей жанрового кинематографа.

Нельзя сказать, что после пятидесятых годов наступило запустение — снимались неплохие жанровые фильмы, появлялись на свет удачные римейки классических приключенческих картин, порой рождались и шедевры. Однако того сумасшедшего потока прекрасных приключенческих лент уже не было. Вскоре из кинематографического гетто стали выбираться доселе не блиставшие жанры, на них и начал постепенно переключаться интерес зрителей и киноделов. Классические приключенческие картины стали отходить на второй план, забрезжила заря эпохи жанровых миксов (например, блестящий фантастический фильм «Звездные войны» Джорджа Лукаса являет собой эталонный образчик смеси научно-фантастических и приключенческих элементов).

Ренессанс приключенческого кино совершенно неожиданно случился в начале 80-х годов. Фильм, который в силу нежелания крупных голливудских компаний вкладывать солидные денежные средства в авантюрное киномероприятие, мог вообще не появиться на свет, внезапно сделался жанровым эталоном. Он покорил сердца миллионов зрителей, поднял гигантскую волну подражаний, стал объектом поклонения и принес создателям совершенно баснословные доходы. Речь, разумеется, о фильме «В поисках утраченного ковчега» (Raiders of the Lost Ark, 1981), впервые представившего на суд публики обаятельного и мужественного героя-авантюриста Индиану Джонса.

Четверть века минула с тех далеких дней. Образ Индианы Джонса уже давно сделался архетипом (что довольно занятно в свете того, что сам герой представляет собой мешанину из более ранних архетипов). Археолог-авантюрист стал героем внушительного числа компьютерных игр, пробрался на телевизионные экраны, появился на страницах книг и комиксов. Снятая Стивеном Спилбергом трилогия «Индиана Джонс» до сих пор считается одной из вершин развлекательного кинематографа. Даже сейчас, спустя полтора десятка лет после выхода последнего эпизода фильма, поклонники цикла штабелями падают в счастливые обмороки, едва заслышав о том, что в планах киноделов значится создание четвертой части картины.

Спилберг и Джордж Лукас создали Легенду, и даже самые ярые критики «легкого» жанра не в силах оспорить это утверждение. Жить этой Легенде, судя по всему, предстоит еще не один десяток лет, посему в рамках программы по расширению кругозора и прокачки эрудиции будет весьма полезно чуть ближе познакомиться с великой трилогией.

Поехали?

Так закалялась сталь

В детские годы великий кинематографист Джордж Лукас безумно любил приключенческие фильмы и телесериалы. С удовольствием бегал в кинотеатры, где, открыв рот, смотрел слегка наивные, но неизменно захватывающие ленты; с нетерпением ждал каждого уик-энда, желая заглянуть через небольшое окошко телеэкрана в удивительный мир бесстрашных героев, очаровательных красоток и диковинных артефактов. Бесследно подобная любовь пройти не могла… Она и не прошла. В 1973-м году двадцатидевятилетний Лукас задумался над тем, что весьма неплохо было бы снять фильм в стиле тех самых нежно им любимых приключенческих фильмов 40-х и 50-х годов. Правда на тот момент времени идея эта развития не получила — закончив работу над драмой «Американские граффити» (American Graffiti, 1973), Джордж Лукас решил взяться за еще один проект-мечту — космическую оперу, выстроенную по канонам историко-приключенческих картин Акиры Куросавы, классических супергеройских комиксов, научно-фантастической и фэнтезийной эпики. Работа над «Звездными войнами» захватила Лукаса с головой, поэтому планы по созданию приключенческого фильма отправились в долгий ящик.

Первый раз долгий ящик раскурочили в 1975-м году. Лукас встретился со своим приятелем Филипом Кауфманом, талантливым режиссером и сценаристом. Проводя приятно время за рюмочкой чая и разговорами о мирских делах, киноделы внезапно припомнили о давней мечте Лукаса снять приключенческий фильм и принялись обсуждать детали картины. Мало-помалу обрисовалась общая концепция: героя картины решили назвать Индианой Смитом, целью же его поисков назначили легендарный ковчег завета (иудейская святыня, в которой согласно Библии, хранились таблицы с Десятью заповедями). Лукас так разошелся, что немедленно предложил Кауфману стать режиссером картины. Увы, Филипп был занят — работал над вестерном «Джоси Уэйлс — человек вне закона» (The Outlaw Josey Wales, 1976) и вынужден был отказаться от заманчивого предложения. Кстати, по злой иронии судьбы довести до конца «Джоси Уэйлса» Кауфману не удалось — Клинт Иствуд, главная звезда фильма и по совместительству владелец производившей картину компании, раскритиковал работу Филипа, уволил его и самостоятельно уселся в режиссерское кресло. Знай Кауфман, что король вестернов выпроводит его со съемочной площадки, скорее всего он бы принял предложение Лукаса и поставил бы свою версию «Индианы Джонса». И кто знает, как бы сейчас выглядел развлекательный кинематограф, если бы экранным отцом легендарного фильма стал Филип Кауфман…

Во второй раз о своей давней мечте Лукас вспомнил в 1977-м году. Джордж, закончив работу над «Звездными войнами», погрузился в депрессию и в ожидании грандиозного провала картины уехал на Гавайи. В это же самое время на тихоокеанском острове отдыхал старый приятель Лукаса — Стивен Спилберг. Друзья встретились и после обмена приветствиями принялись говорить о — никогда не догадаетесь — кино. Спилберг признался Лукасу, что хотел бы поработать над фильмом о Джеймсе Бонде, в ответ на это Джордж сообщил, что ему, в свою очередь, было бы крайне занятно снять приключенческий фильм в духе классических кинокартин 30-х и 40-х годов. Стивен проявил неподдельный интерес, и тогда Лукас поведал другу о своем стародавнем проекте. Спилберг пришел в восторг и посоветовал Лукасу как можно скорее приступать к работе над фильмом, на это Джордж ответил, что самостоятельно снимать картину он не может, но если Стивену она интересна, то тот вполне может взять бразды правления в свои руки.

На этом, собственно, предыстория появления на свет фильма заканчивается и начинается уже непосредственная история. В 1979-м году Лоуренс Касдан заканчивает сценарий фильма, базирующийся на оригинальных идеях Лукаса и Спилберга. В результате многочасовых дискуссий Индиана Смит превратился в Индиану Джонса (на этом настоял Спилберг, у которого фамилия Смит почему-то вызывала отвращение), научно-фантастические «фишечки», которые жаждал внедрить в фильм Спилберг, отправились в брак (так, например, одному из персонажей Стивен желал приделать металлическую руку). Окончательно сформировался образ главного героя — Индиана стал бесстрашным суперменом-обаяшкой, как того и желал Лукас, вопреки замыслу Касдана и Спилберга, видевшего Джонса депрессивным алкоголиком.

Когда окончательный вариант сценария был готов, начались производственные мытарства. Киностудии, памятуя о коммерческом провале фильма Спилберга «1941», особым желанием браться за картину не горели. Однако в конце-концов партнерам удалось подписать взаимовыгодный контракт с Paramount Pictures, и работа закипела…

Расхититель гробниц

В первом фильме о похождениях Индианы Джонса — «В поисках утраченного ковчега» — рассказывается история о попытках бравого героя-археолога отыскать затерянный ковчег завета. Помогает ему в этом бывшая подруга, которая по ходу развития сюжета превращается в подругу нынешнюю, и разбросанные по всему свету друзья. Противостоят Индиане пакостные фашисты, жаждущие бросить ковчег к ногам Адольфа Гитлера, и подленький конкурент-археолог Рене Беллок. Джонс мотается по всему свету, совершает немыслимые подвиги и вытворяет умопомрачительные трюки (известнейший американский кинокритик Роджер Эберт в своей рецензии на первый фильм трилогии писал: «Это больше чем кино; это настоящий каталог приключений»), сражается с ордами нацистов и в итоге, конечно же, побеждает. Впрочем, таинственный ковчег так и не попадает в руки ученых, хотя за его нахождение Джонс получает вожделенную награду. Специально для тех наших читателей, которые в силу каких-то причин фильм так и не удосужился посмотреть, «спойлить» концовку не буду, замечу лишь, что она довольно сильно резонировала с общей тональностью фильма и предоставляла богатую пищу для размышлений.

«В поисках утраченного ковчега» — это своеобразный приключенческий постмодерн. Фильм буквально переполнен многочисленными цитатами и бесконечными отсылками на жанровую классику. Сам Харрисон Форд в одном из своих многочисленных интервью утверждал, что картина Спилберга — это «“фильм о фильмах”, а уж потом — и обо всем остальном». Так, например, даже внешний вид Индианы — это отсылка к классическому приключенческому вестерну «Сокровище Сьерра Мадре», главный герой которого Фред Добс (блестяще, следует отметить, сыгранный великим Хэмфри Богартом) носил практически такой же костюм, как и археолог Джонс.

«В поисках утраченного ковчега» по сей день восхищает зрителя стеной действия, каскадом блестяще поставленных и идеально исполненных трюков, колоритнейшими персонажами, запоминающимися диалогами и весьма приличными (для своего, разумеется, времени) спецэффектами. Попытка же отыскать в фильме глубокий философский подтекст или сложные психологические коллизии заведомо обречена на провал. «В поисках утраченного ковчега» — это эталонное развлекательное кино, заставляющее нас сопереживать главному герою, восхищаться его подвигам, радоваться его победам, смущаться из-за его оплошностей. Создатели фильма вовсе не собирались погружаться на кинобатискафе в неизведанные глубины человеческой психики. Спилберг неоднократно рассказывал, что единственной целью картины было развлечь зрителя, показать ему экзотику дальних стран, увлечь удивительными ситуациями, в которые попадают герои, заинтриговать неизведанными тайнами. «Это был фильм о настоящих, больших приключениях!» — вспоминает Стивен.

«В поисках утраченного ковчега» стал настоящей кинопрокатной бомбой и за год собрал в одних только США почти 250 миллионов долларов, отбив двадцатимиллионный бюджет картины уже за два первых уик-энда. Кинокритики наперебой восхваляли фильм, поклонники в считанные часы опустошали магазины, рискнувшие выложить на прилавки мерчендайз, кинотеатры ломились от зрителей. На картину обрушился шквал из кинопремий (в том числе и четыре «Оскара», полученные, правда, в «технологических» номинациях), а Лукас и Спилберг окончательно закрепили за собой славу гениев развлекательного кинематографа.

Индиана Форд и Харрисон Джонс
Харрисон Форд в роли Индианы Джонса был прекрасен. Невозможно представить себе, что играть роль героического археолога мог кто-либо иной. А ведь так чуть было не вышло — первоначально Лукас, уже снимавший Форда в нескольких своих фильмах (Хан Соло в «Звездных войнах» и один из персонажей «Американских граффити»), не желал вновь прибегать к услугам актера, аргументируя это тем, что не хочет его делать своим «Бобби Де Ниро» (Джордж намекнул на Мартина Скорсезе, регулярно снимавшего в своих картинах Роберта Де Ниро). Поэтому первоначальный выбор «отцов» Индианы пал на Тома Селлека. Однако актер оказался занят на съемках телевизионного сериала и принять предложение не смог. В итоге Спилберг все-таки уломал неуступчивого Лукаса, и главная роль досталась Форду. Кстати, помимо непосредственных актерских обязанностей, Харрисон Форд принял участие и в дизайне реквизита, а именно своей легендарной шляпы. Дебора Надолман, художник по костюмам, вспоминает, что шляпу эту она отыскала в солидном британском салоне. После покупки головной убор подвергли немилосердным истязаниям: измяли и изваляли в пыли. Однако окончательный внешний вид установил сам Харрисон Форд: он уселся на шляпу, поелозил и в течение нескольких минут на ней посидел.

В 1984-м году на большие экраны вышел второй фильм о приключениях бравого археолога — «Индиана Джонс и Храм судьбы» (Indiana Jones and the Temple of Doom). Номинально являясь продолжением, фильм, тем не менее, представлял собой приквел к первой картине и рассказывал о событиях, происходивший за год до истории с ковчегом. Индиана Джонс вместе со своим юным помощником Коротышкой и ресторанной певичкой Уилли Скотт попадает в Индию, где должен схватиться с кровожадными адептами культа Кали, древней богини Смерти. Адепты эти жаждут бросить весь мир к ногам своей черной повелительницы, для чего бессовестным образом воруют в гималайских деревушках детей и ценные артефакты. Разумеется, Индии благополучно с негодяями справляется, низвергает культ Кали и спасает всех обиженных и униженных.

Сюжет картины, кстати говоря, довольно сильно смахивает на сюжет классического приключенческого фильма «Ганга Дин» (Gunga Din), снятого в далеком 1939-м году по мотивам одноименной поэмы Киплинга. В кинокартине этой рассказывалось о злоключениях трех английских солдат, борющихся на территории британской Индии с последователями мрачного и жестокого культа.

«Индиана Джонс и Храм судьбы» получился значительно более мрачным и жестоким, нежели первая картина цикла. Отдельные сцены и вовсе смахивали на эпизоды из брутальных фильмов ужасов. Раздираемые на части крокодилами люди, вырывания из сердец, «наматывание» тела охранника на каменное колесо — все это никак не укладывалось в обозначенную в «В поисках утраченного ковчега» легкую и ироничную атмосферу. Кстати, именно появление на свет фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы» и стало непосредственной причиной возникновения кинорейтинга PG-13, обозначающего, что отдельные эпизоды рейтингуемой картины могут считаться неприемлемыми для детей, не достигших 13-летнего возраста. В те далекие дни существовали лишь рейтинги PG и R, однако ряд кинолент, появлявшихся на больших экранах, был значительно более брутален, чем то можно было бы показывать детям, но вполне приемлем для подростков. И в 1984-м году Спилберг, беспощадно критикуемый блюстителями морали и нравственности за избыточную кровавость последних его картин, предложил Американской ассоциации кинокомпаний ввести рейтинг, устанавливающий для ряда фильмов новый возрастной ценз. Ассоциация согласилась, и рейтинг PG-13 поныне присваивается практически всем блокбастерам, содержащим элементы жестокости и насилия, упоминания наркотиков и секса (от «Пиратов Карибского моря» и «Властелина Колец» до «Фонтана» Аронофски и «Престижа» Нолана).

Еще до начала работы над «Индианой Джонсом и Храмом судьбы» Спилберг высказывал опасения, что зрители воспримут картину с меньшим энтузиазмом, чем первую часть цикла. «В поисках утраченного ковчега» был настоящим шедевром, а, как известно, снимать продолжение шедевра — задача неимоверно сложная. Зритель ждет чего-то более захватывающего, нежели то, что он видел в предыдущей картине, надеется, что создатели нового фильма каждую секунду экранного времени будут прыгать выше головы… Собрав солидную кассу, получив несколько кинопремий и ряд положительных отзывов от зрителей и кинокритиков, «Индиана Джонс и Храм судьбы» все-таки шедевром не стал. У Спилберга получился очень приличный приключенческий фильм, с потрясающими трюками, феноменальной плотностью действия и блестящими визуальными находками. Однако по сравнению с первой частью цикла «Индиана Джонс и Храм судьбы» был все-таки шагом назад, что признавал с нескрываемой грустью и сам Спилберг.

Чуть пошатнувшееся реноме цикла было с блеском восстановлено после выхода третьей части картины — фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (Indiana Jones and the Last Crusade, 1989). Последняя часть трилогии получилась наиболее смешной и изящной, добились этого создатели во многом благодаря «внедрению» в повествование новой фигуры — профессора Генри Джонса, отца Индианы. Джонс-старший, всю свою жизнь посвятивший поискам Священного Грааля (чаши, из которой, согласно преданиями, Иисус пил во время Тайной вечери, и куда была собрана после распятия его кровь), бесследно пропадает. Джонс-младший отправляется на его поиски и вскоре обнаруживает, что к пропаже отца причастны нацисты, активно разыскивающие все тот же Грааль. Индиана выручает отца и с его помощью раскрывает тайну местонахождения Святой Чаши. Однако фашисты идут за нашими героями по пятам и искренне надеются, что смогут добыть Грааль для своего фюрера. Семейство Джонсов с помощью друзей кладет фашистов на обе лопатки, после чего следует закономерный хэппи-энд.

Пересказ сюжетов фильмов об Индиане Джонсе — занятие гиблое. Картины эти следует всенепременно смотреть, ибо словами описать сюжетное буйство и сногсшибательные трюки почти невозможно. «Индиана Джонс и последний крестовый поход» великолепен от первого кадра до последнего. Оторваться от экрана решительно невозможно, отдельные эпизоды заставляют в панике закрывать ладошками глаза и наблюдать за событиями на экране сквозь щелочку между пальцами, другие — хохотать до потери сознания, третьи — вопить от восторга. Блестящий фильм, непревзойденная классика жанра.

Довольно занятно, что первоначально Спилберг не соглашался выстраивать сюжет вокруг поисков Святого Грааля, и Лукасу пришлось приложить немало сил, чтобы его переубедить. В итоге Стивен сдался, однако со своей стороны настоял на том, чтобы одним из главных героев фильма стал родитель Индианы Джонса. Спилбергу внезапно захотелось сдобрить картину подтекстом, и проблема взаимоотношения отца и сына показалась ему наиболее для этих целей подходящей. В роли Джонса-старшего Спилберг видел лишь одного человека — легендарного Шона Коннери. Актер ознакомился со сценарием и дал, вопреки опасениям создателей картины, свое согласие на участие в съемках. Актер, однако ж, ознакомившись со сценарием, остался не до конца доволен ролью и внес огромное количество поправок в образ Джонса-старшего. «Шон сумел вывернуть своего персонажа наизнанку. Из серьезной роли, он сделал роль смешную», — вспоминает Лукас.

В 1992-м году на телевизионные экраны вышел первый эпизод сериала «Хроники молодого Индианы Джонса» (The Young Indiana Jones Chronicles). В довольно симпатичном этом телецикле, просуществовавшем вплоть до 1996 года, зрителям предоставлялась возможность понаблюдать за престарелым Индианой Джонсом, вспоминающим дни своей славной юности и молодости. В съемках телесериала было задействовано несколько исполнителей роли бесстрашного археолога — совсем юный Кори Кэрриэр, игравший Инди в детском возрасте; Шон Пэтрик Флэнери, игравший Индиану-юношу, и Джордж Холл, он же Индиана в старости. Исполнительным продюсером «Хроник» выступал Джордж Лукас, что говорило само за себя. В общем и целом, сериал получился довольно удачным. По масштабности и красочности он вряд ли мог потягаться с каким-либо из фильмов оригинальной трилогии, но в целом оставлял весьма благоприятное впечатление.

18 июня 2008 года состоится премьера четвертого полнометражного фильма о приключениях Индианы Джонса. На настоящее время информации о грядущей картине крайне мало (к моменту выхода журнала съемки только-только начнутся), однако известно, что главную роль в фильме исполнит Харрисон Форд (ура!), к которому вполне возможно присоединится и Шон Коннери (дважды ура!). Сценарий к предстоящему фильму написал талантливый сценарист Дэвид Коэпп, хорошо известный по работе над картинами «Невыполнимое задание», «Путь Карлито», «Смерть ей к лицу» и спилберговской версии «Войны миров», что позволяет надеяться на лучшее. Будем ждать вестей со съемочных полей с нетерпением и страхом. Пока, по счастью, перспективы рисуются довольно радужные.

Тема женщины
Довольно интересно наблюдать за тем, как меняются в трилогии женские образы. Если в первом фильме героиня — деятельная, смелая и рискованная авантюристка, то во втором — глуповато-гламурноватая простушка. А главная героиня «Индианы Джонса и последнего крестового похода» — хитрая, расчетливая и меркантильная засранка; умная блондинка с замашками роковых красоток из классических фильмов нуар. Таким образом, можно сказать, что за время трилогии Индиана Джонс успел перевстречаться со всеми стереотипными героинями приключенческих лент.

Еще один вопрос, который интересует солидную часть поклонников трилогии — куда деваются женщины после того, как Индии завязывает с ними любовные отношения? Ни в одной из частей картины ни одна из предыдущих пассий Джонса не появляется. Подозрительно!

Семейные ценности Джонсов

Курица, несущие золотые яйца, — весьма редкая разновидность птиц, и если уж она попалась вам в руки, то производственные ее мощности следует использовать на всю катушку. Вот и обладатели прав на «Идиану Джонса», решив выжать максимум из сумасшедшей популярности героя, принялись осваивать непаханые поля сопряженных форм искусства.

Количество книг, повествующих о похождениях археолога-обаяшки, с трудом поддается подсчету. Писатель Вольфганг Холбейн за период с 90-го по 93-ий годы насочинял аж восемь романов, события в которых происходили после историй, рассказанных в оригинальной кинотрилогии. Чуть отстал от Холбейна писатель Роб Макгрегор, с 91-го по 92-ой годы минувшего века настрочивший шесть «индианоджонских» романов. Четыре неплохие книги выпустил Макс Маккой. Количество произведений, вдохновленных телевизионным сериалом и посвященных похождениям молодого Индианы, и вовсе перевалило за отметку в полтора десятка. Кроме того, во Франции с 97-го по 99-ый год выходила своя собственная серия книг о молодом Индиане Джонсе, рассчитанная на детвору младшего школьного возраста.

Комиксы про Индиану Джонса выпускала небезызвестное издательство Marvel Comics. Помимо адаптации всех частей трилогии, дельцы из «Марвела» выбросили на рынок 34 выпуска «Новых приключений Индианы Джонса» (The Further Adventures Of Indiana Jones, 1983-1986). В 90-х годах инициативу «марвельцев» перехватило издательство Dark Horse и выпустило двенадцать номеров комикса The Young Indiana Jones Chronicles, представлявших собой адаптацию первых двенадцати серий одноименного сериала. Кроме того «темнолошадковцы» издали несколько довольно приличных циклов комиксов, посвященных похождениям взрослого Индианы.

В период с 84-го по 87-ой год компания Ballantine Books издала 11 книг-приключений (то есть романов, в которых читатель сам решает дальнейшую судьбу героя, выбирая за него какие действия следует совершить; в России довольно хорошо известна книга-приключение фантаста Гарри Гаррисона «Теперь ты — Стальная Крыса»), предлагающих читателю помочь Индиане выжить в невероятных приключениях и одолеть многочисленных врагов.

В 1984-м году легендарная компания TSR издала ролевой сет The Adventures of Indiana Jones, и выпустила в период с 84-го по 85-ый к нему шесть дополнений. Ровно десять лет спустя — в 1994-м году — компания West End Games, хорошо известная любителям настольных ролевых игр благодаря весьма приличной Star Wars RPG, издала ролевой сет The World of Indiana Jones, который в период с 94-го по 97-ой обогатила десятью дополнениями.

Первая электронная игра, посвященная похождениям Индианы Джонса, увидела свет в 1982-м году. Разработанная и изданная компанией Atari для родной своей платформы Atari 2600 приключенческая игра Raiders of the Lost Ark сюжетно следовала одноименному фильму и предоставляла игроку возможность побродит по свету в поисках потерянного ковчега. Одной из уникальных черт игры было то, что управление в ней происходило с помощью одновременно двух джойстиков (те, кто видел стандартную «черную палку наслаждения» консоли Atari 2600, должны помнить, что кнопка на ней была всего одна): с помощью первого Индиана передвигался, с помощью второго осуществлялся выбор предмета.

В 1984-м году Mindscape выпустила для компьютера Commodore 64 игру Indiana Jones in the Lost Kingdom. Это был простенький довольно платформер, создатели которого, дав волю фантазии, отправили красавчика-археолога на поиски некой загадочной и основательно затерянной цивилизации. Сюжетно игра не следовала ни одной из частей оригинальной кинотрилогии.

Выпущенная в 87-м году для Apple II и PC игра Indiana Jones in Revenge of the Ancients представляла собой весьма приличное текстовое интерактивное приключений. Она справедливо возглавила список игр студии Angelsoft, специализировавшейся на переносе героев популярных блокбастеров в виртуальный мир текстовых квестов.

Аркадная игра Indiana Jones and the Temple of Doom увидела свет практически одновременно с выходом одноименного фильма. Простенький этот платформер довольно быстро расползся практически по всем популярным на тот момент времени консолям и компьютерным системам и даже приобрел некоторую популярность среди почитателей киноцикла.

В 1989-м году увидели свет сразу две игры о приключениях Индианы Джонса: Indiana Jones and the Last Crusade: The Action Game и Indiana Jones and The Last Crusade: The Graphic Adventure. Обе они сюжетно следовали заключительной части кинотрилогии, однако первая, как то видно из названия, представляла собой экшн, а вторая — приключенческую игру. В The Action Game нам предоставлялась возможность, управляя бесстрашным археологом, сокрушать с помощью кнута и кулаков мерзопакостных врагов, отвлекаясь время от времени на решение несложных паззлов. The Graphic Adventure в свою очередь являла собой очень приличный квест, написанный на скриптовом языке SCUMM (то самом, на котором впоследствии были сделаны легендарные Day of the Tentacle и Full Throttle).

В марте 91-го компания Taito Corporation выпустила для восьмибитной NES довольно симпатичную кросс-жанровую игру Indiana Jones and the Last Crusade, базирующуюся, как видно из названия, на сюжете третьей части картины. В игре этой весьма изящно были сплетены воедино приключенческие элементы, паззлы типичные платформерные эпизоды и занятные гоночные сцены.

В 1992-м году, следуя устоявшейся уже традиции, LucasArts Entertainment выпустила две разножанровые игры-тезки — Indiana Jones and The Fate of Atlantis: The Action Game и просто Indiana Jones and the Fate of Atlantis. Первая представляла собой довольно приличный экшн, в котором игроку требовалось помочь Индиане Джонсу пробраться в затерянный город Атлантиду. Вторая же игра была великолепным квестом, сделанном на все том же языке SCUMM. Одной из наиболее памятных особенностей The Fate of Atlantis была возможность выбора одного из трех вариантов прохождения игры — с уклоном в действие, с уклоном в «паззлорешение», или с участием дополнительного персонажа, девушки Софии Хэпгуд, вносившего изменения в методику решения квестовых задач. В 1995-м году должен был выйти прямой сиквел игры — Indiana Jones and the Iron Phoenix, но, увы, дельцы из LucasArts, поразмыслив, решили не давать проекту зеленого света.

В конце 1994-го года студия Factor 5 закончила работу над игрой Indiana Jones’ Greatest Adventures, предназначенной для приставки SNES. Это был вполне пристойный платформер, базировавшийся сразу на всех трех фильмах об Индиане Джонсе.

В 1996-м году LucasArts выпустила специально для персонального компьютера симпатичную и весьма простенькую приключенческую игру Indiana Jones and His Desktop Adventures, представлявшую собой набор из генерируемых случайным образом квестов, прохождение каждого из которых занимало от силы полчаса и помогало скрасить время обеденного перерыва или подсластить часы вынужденного безделья.

В 99-м году LucasArts выпустила для PC и приставки Nintendo 64 занятный приключенческий экшн Indiana Jones and the Infernal Machine, в котором отважный Индиана Джонс должен был… помешать пакостным советским коммунистам отыскать величественный артефакт, Адскую Машинку, позволяющую ее владельцу узурпировать власть над миром. Вполне приличная эта трехмерная игра, основательно смахивающая на небезызвестный Tomb Raider, получила в свое время весьма солидные оценки в игровой прессе и удостоилась титула одной из лучших игр по «индианожонсовской» лицензии. Справедливо, конечно… только вот советских археологов жалко. В 2001-м, кстати, года компания THQ издала одноименную игру для портативной приставки Game Boy Color. Сюжет изменился не сильно, но трехмерная графика, как вы и сами догадываетесь, канула в вечность.

В выпущенной в 2003-м году все теми же LucasArts игре Indiana Jones and the Emperor’s Tomb нам предстояло сыграть роль Индианы Джонса, разыскивающего в гробнице первого китайского императора могучий артефакт Сердце Дракона. Игра эта (одна, кстати, из первых, сделанных на движке Slayer engine) ничем сверхъестественным среди прочих жанровых поделок не выделялась и являла собой довольно крепкий продукт-середняк без особых изысков.

В ближайшем будущем LucasArts обещает выпустить еще одну игру, посвященную похождениям бравого археолога. Судя по всему, она будет базироваться на сюжете грядущего четвертого фильма об Индиане Джонсе. Если верить информации, приведенной на сайте LucasArts, игра будет невыразимо прекрасной и бесконечно оригинальной. Но разве когда-либо кто-то писал, что делает безнадежно уродливую игру, в которую играть решительно невозможно?.. Скриншоты, впрочем, выложенные на том же сайте, выглядят довольно симпатично.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

1 комментарий
  1. CommentsЕвгений   |  Суббота, 05 июля 2014 в 17:28

    у джонса больше от дока севиджа и прочего папла нежили от старых фильмов


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    «Думаешь, три тысячи чертей, из вот этого беззубого выйдет какой-нибудь толк?» – с сомнением, достойным персонажей романов Вудхауза, вопрошал отец семейства Андерсонов, бывалый моряк, разглядывая свежеродившегося младенца.

    [ читать полностью ]