Статья написана: Июнь, 2007
Автор: Катя Тонечкина (Дмитрий Лопухов)
Джон Рэмбо: отсчет покойников

В конце 80-х и начале 90-х годов в прогрессивно-киноманской среде (подростков, регулярно посещавших видеосалоны) весьма актуален был вопрос: как оценить «крутость» просмотренного фильма? С фильмами ужасов и фантастическими картинами разобраться было не сложно: много жутковатых страхолюдин — ужастик неплох, красивые эффекты — фантастический блокбастер получает одобрение. Значительно труднее было проранжировать фильмы жанра экшн, то есть нежно любимые народом боевики. Вроде бы и взрывается все, и пальба безостановочная, и погони, и трюки, но, поди ж ты, один фильм «крут», а другой — так себе. Как это объяснить?..

Оказалось, что подобный парадокс давно уже обнаружили забугорные киноцензоры. Они-то и придумали измерять «жестокость» боевиков по количеству жмуриков: чем больше персонажей картины было насильно отправлено на рандеву к Создателю, тем более жестока картина. Для цифрового выражения показателя киножмуров цензоры использовали милитаристский термин Body count.

Оценка достоинств и недостатков картины по числу угробленных ее героев — занятие, мягко говоря, крайне сомнительное. И если для черно-белого мира подросткового киновосприятия («Главный герой завалил девяносто негодяев! Вот это он крут!») показатель имел какую-то ценность, то для нелегкого цензорского ремесла полезность его была нулевой. Понятно же, что можно за весь фильм грохнуть только одного человека, но показать это так, что сто приготовленных бравым зеленым беретом покойников будут выглядеть по сравнению с этим репетицией детсадовского утренника.

Очень быстро утратив свою первоначальную функцию, бесхозный показатель body count был подхвачен киноманами, которые принялись подсчитывать количество павших волею режиссера и сценариста людей статистической забавы ради. Понятно, что в одних только голых цифрах радости мало, посему поклонники кино принялись составлять всевозможные чарты и рейтинги — самый «трупонаполненный» фильм, самый бессердечный герой и так далее. В рейтингах этих содержится немало довольно забавной информации. Так, например, знаете ли вы, что больше всего персонажей «супергеройских фильмов» — 349 — было угроблено в трилогии «Блэйд» (Blade), при этом сам Блэйд записал на свой счет всего-то 172 фрага? А самый кровожадный из режиссеров жанра экшн — Джон Ву, суммарное количество жмуров в трех только фильмах его гонконгского периода — «Круто сваренные» (Hard Boiled, 1992), «Пуля в голову» (Bullet in the Head, 1990) и «Наемный убийца» (The Killer, 1989) — достигло отметки 670. Однако это и близко не дотягивает до числа покойников в фильме… «Властелин Колец: Возвращение Короля» (Lord of the Rings: Return of the King, 2003)! В этой части фэнтезийной эпики кровожадный Питер Джексон умертвил аж 836 разумных созданий, с легкостью заткнув за пояс даже таких ветеранов трупопроизводственного фронта как Терминатор и Робокоп.

Следует, кстати, отметить, что при определении показателя body count учитываются только «реальные», то есть показанные на экране, жмуры. Покойники гипотетические, разумеется, не плюсуются — иначе бы во всех чартах лидировали крупномасштабные фантастические саги, в которых практикуются взрывы планет, затопления континентов и выжигания городов…

Крайне занятный результат обнаруживается в процессе изучения годичных «трупочартов»: среднее количество кинофрагов увеличивается от десятилетия к десятилетию. И если в 70-х годах полсотни жмуров уже превращали картину в «карнавал жестокости», то к концу 80-х эта цифра сделалась среднестатистическим показателем умеренно брутального фильма. 90-е годы, десятилетие китча, постмодернистской иронии и повального пренебрежения жизнями киноперсонажей, завершились на средней отметке в 100 покойников, а в нынешнем десятилетии киноделы уверенно движутся к числу 150. Количественный рост осуществляется, судя по всему, не плавно, а скачкообразно — появление кассового фильма с солидным количеством кинотрупов провоцирует рост показателя body count у выходящих следом за ним картин. Приняв подобную гипотезу, можно без труда выискать самый влиятельный в плане «жмуроувеличения» экшн-цикл последней четверти минувшего века. Им окажется трилогия о приключениях Джона Рэмбо, ветерана Вьетнама, бесстрашного суперсолдата, сверхпатриота и идеальной машины для набора фрагов.

Вторая и в особенности третья части киноцикла «Рэмбо» — это идеальный образчик прямолинейного боевика с микроскопической смысловой составляющей, титаническим количеством покойников, бесконечными взрывами и перестрелками. С первой частью далеко не все так просто, однако о ней мы поговорим чуть позже. Пока же для нас важно только то, что «Рэмбо 2» был одним из самых «трупонаполненных» фильмов своего времени, а «Рэмбо 3» и вовсе ухитрился угодить в книгу рекордов Гиннеса как самая жестокая картина конца 80-х.

Переоценить былую популярность Джона Рэмбо в нашей стране невозможно. И без того тесные залы видеосалонов буквально трещали по швам, когда владельцы принимали решение продемонстрировать публике очередной фильм о подвигах мускулистого супербойца. Масла в огонь подливала и советская пресса, на чем свет стоит костерившая незамысловатые боевики — в двух последних частях трилогии Рэмбо бесстрашно громил советских солдат. Разумеется, эффект от критики был прямо противоположный — народ толпами шел в видеосалонные подвалы, втридорога покупал кассеты с фильмами. Подростки, насмотревшись на подвиги супергероя, сломя голову бежали в качалки, желая как можно скорее обрасти горами мышц и сделаться столь же неотразимо крутыми, как и Джон Рэмбо. Взрослые дядьки восхищенно смотрели, как ветеран пачками валит супостатов, качали головами, причмокивали и восхищенно бормотали: «Что, стервец, вытворяет!..» Плакаты с изображением Рэмбо сделались сумасшедшей ценностью, их лепили на самые видные места в квартире, с гордостью показывали приятелям и друзьям. Не выдерживали всеобщей истерии даже некоторые слабые духом барышни: они тайком добавляли фотографии Сталлоне в «звездные тетрадки» к Алену Делону и Бельмондо.

Сейчас, полтора десятка лет спустя, от былой истерии не осталось и следа. Наследие «Рэмбо» основательно размазалось по поверхности современной массовой культуры: пародии, новеллизации, компьютерные игры, вариации на тему… Сам Джон Рэмбо уже давно сделался архетипом, и ухитряется высунуть свой нос то из одного, то из другого произведения современного искусства. Более того, Сильвестр Сталлоне, выдержав паузу в два с гаком десятка лет, внезапно переоткрыл в себе режиссера, принялся извлекать из закромов фильмы, сделавшие его культовой кинофигурой, и снимать к ним продолжения. В 2006-м он уже предоставил на суд публику шестую часть легендарного «Рокки», а в 2008-м планирует осчастливить вселенную фильмом «Рэмбо 4». Разве это все не повод вспомнить о геройствах американского суперсолдата, освежить в памяти общеизвестные факты, разрыть пару ящиков грязного белья и расковырять несколько шкафов с безвестными скелетами? Повод!

Самая первая кровь

Мало кто помнит, но история Джона Рэмбо началась вовсе не на киноэкранах. Путь вьетнамского ветерана к славе начался в далеком 1972-м году, когда канадский писатель Дэвид Моррелл закончил работу над романом «Первая кровь» (First Blood). В весьма приличном этом триллере рассказывалась история «обыкновенного парня» Рэмбо, только-только вернувшегося с войны и страдающего от вьетнамского синдрома. Конфликт Рэмбо и начальника полиции города Мэдисон, штат Кентукки выливается в кровопролитную драму — не пожелавший подчиниться приказам представителя властей, парень убивает и калечит нескольких полицейских, после чего пытается скрыться в лесу. Начальник полиции вместе со своими людьми бросается за Рэмбо в погоню, но, выйдя за городскую черту, блюстители правопорядка оказываются в родной для бывшего зеленого берета территории. Рэмбо безжалостно расправляется со своими преследователями, после чего в игру вступает Национальная гвардия и начинается настоящая война, к которой, разумеется, специально обученный для ведения боевых действий Рэмбо готов лучше, чем кто бы то ни было еще…

Роман Моррелла появился на свет именно тогда, когда в американском обществе начиналось переосмысление бессмысленной и кровавой Вьетнамской войны. Писатель посвятил свое произведение проблеме адаптации человека, вернувшегося с фронта; человека, обученного убивать и ненавидеть; человека, который был использован как расходный военный материал, после чего стал не нужен ни обществу, ни правительству. «Мы отправили его на войну, а он принес ее домой», — говорит про Рэмбо армейский капитан Сэм Траутмэн, бывший его наставник. И ведь действительно, их было чертовски много, молодых парней, чьи жизни исковеркала, изломала, перековала под себя та глупая и совершенно ненужная бойня. «Вы миритесь с системой, которая позволяет другим делать это за вас. А когда они возвращаются с войны, вы не можете вынести исходящий от них запах смерти…» — изрекает Траутмэн, объясняя, почему ветераны становятся изгоями, вынужденными, вернувшись с войны, продолжать кровопролитные сражения с самими собой и с окружающим их миром.

Неожиданный глубокий и весьма прилично написанный роман Моррелла привлек внимание читательской аудитории. Насущная проблематика, прекрасный стиль, хороший сюжет, динамичные и яркие сцены действия — все это сделало произведение канадца значимым литературным событием. Нет ничего удивительного в том, что вскоре роман попал в сферу интересов кинематографистов. Однако прошло долгих десять лет, прежде чем фильм был снят и представлен на суд широкой публике.

Сценарий картины «Первая кровь» (First Blood, 1982) написали Майкл Коззол, Уильям Сакхайм и Сильвестр Сталлоне. Следует отметить, что экранная адаптация имела ряд серьезных отличий от романа Моррелла. Большинство из них, согласно легенде, внес сам Сталлоне, желавший сделать Джона Рэмбо куда как более симпатичным и «правильным» персонажем, чем тот был показан в книге. Из-за этих сценарных несоответствий, кстати говоря, от роли Сэм Траутмэна отказался легендарный американский актер Кирк Дуглас. «Слишком слащаво», — констатировал актер-ветеран.

Итак, по сюжету первой части картины ветеран Вьетнама Джон Рэмбо попадает по обвинению в бродяжничестве в лапы полиции небольшого американского городка. Каждый второй из этих полицейских — натуральный садист и, разумеется, садистские свои наклонности они удовлетворяют, истязая Рэмбо. Огорчившийся подобным беспределом ветеран Вьетнама раздает копам затрещины и убегает в леса, откуда и начинает партизанскую войну. Основательно поджарив негостеприимный городок и покалечив начальника местной полиции, Рэмбо сдается Траутмэну (ставшего в фильме почему-то полковником) и отправляется ожидать сиквела картины в тюрьме.

Главное отличие сюжета картины от романа — поведение и участь Рэмбо. В книге ветеран Вьетнама безжалостно убивает полицейских и охотящихся на него добровольцев, тогда как в фильме он значительно более миролюбив и гуманен. Кстати, вы будете смеяться, но, возвращаясь к теме подсчета жмуров, следует констатировать: body count фильма равен единице (судьба трех офицеров, въехавших в припаркованную машину, неизвестна). В романе покойников было значительно больше — Рэмбо не церемонился со своими врагами. Кроме того, в конце книги главный герой погибает, убитый своим же наставником Траутмэном, в фильме же Рэмбо, произнеся в меру пафосный диалог об ужасах поствоенного бытия, отдается на милость властям. Существовала, кстати, еще одна версия концовки, в которой герой Сталлоне совершает самоубийство, однако после тестового показа фильма с таким финалом, зрители назвали его слишком тяжелым и депрессивным, и создатели картины сделали выбор в пользу более миролюбивой развязки.

Кстати говоря, претендентами на роль Джона Рэмбо в разное время были такие актеры, как Клинт Иствуд, Дастин Хоффман и даже Аль Пачино. Однако независимая студия Carolco Pictures, выкупившая в конце 70-х годов права на экранизацию романа Моррелла, не имела возможности для найма первоклассных звезд. Во многом именно поэтому роль и досталась Сильвестру Сталлоне, который в те годы не имел еще особой репутации и был известен кинообщественности преимущественно благодаря одному-единственному фильму — «Рокки».

Смешной Рэмбо
Фильмы о приключениях Джона Рэмбо неоднократно пародировались. Одна из наиболее смешных и отвязных пародий — прекрасная комедия «Горячие головы 2» (Hot Shots! Part Deux, 1993). В картине этой блестяще высмеяны сюжетные ходы и отдельные эпизоды второй и третьей части «Рэмбо». Одна из наиболее уморительных и изящных находок режиссера Абрахамса — счетчик body counts, появляющийся на экране в момент наиболее жарких перестрелок, и присвоение фильму титула «самого кровавого в истории кино» после набора главным героем гигантского количества жмуров. Другие эпизоды, впрочем, также достойны упоминания — так, например, бесконечно прекрасен момент, когда Топпер Харли (пародийный вариант Рэмбо) убивает врага, выпустив в него из лука… курицу.

Кстати, в фильме снялся Ричард Кренна, исполнитель роли полковника Траутмэна. В «Горячих головах 2» он очень удачно спародировал своего персонажа из культовой трилогии.

Бюджет фильма «Первая кровь» составил четырнадцать миллионов долларов. Деньги эти не канули в бездну — в одном только американском прокате картина собрала почти пятьдесят миллионов, сборы же по всему миру составили крайне солидную сумму в сто с четвертью миллионов. Фильм ждал не только финансовый успех — его весьма высоко оценили кинокритики и доброжелательно приняли журналисты.

Режиссер Тед Котчефф снял очень приличный боевик, которому самой судьбой было суждено войти в жанровый пантеон. После фильма «Первая кровь» сюжет о противостоянии героя-одиночки и неповоротливой, но безжалостной машины псевдоправосудия стал одной из наиболее популярных тем боевиков. Действительно, картина Котчеффа имела ряд серьезных различий по сравнению с романом Моррелла, но вряд ли это можно считать ее недостатком. Взяв за основу произведение канадского писателя, Котчефф снял свой собственный фильм о проблемах поствоенного синдрома и бесконтрольного насилия со стороны государства. Фильм получился чрезвычайно зрелищным и вполне умным. За что, вне всякого сомнения, его создателям честь и хвала.

Однако, создав коммерчески успешную картину, Котчефф обрек ее на обрастание сиквелами. А сиквелы, как известно, весьма редко бывают хорошими фильмами, что частенько (ой, частенько!) наносит непоправимый вред репутации оригинальной картины.

Кровообращение

В вышедшем на экраны кинотеатров в 1985-м году фильме «Рэмбо: первая кровь. Часть II» (Rambo: First Blood Part II) количество насильноупокоенных персонажей равнялось шестидесяти семи. Количественный этот скачок был неслучаен: создатели сиквела решили отправить Джона Рэмбо туда, где бы он чувствовал себя комфортнее всего — на войну. Ветеран, разумеется, не преминул воспользоваться подвернувшейся возможность и набил полсотни фрагов.

Сюжет сиквела незамысловат: Джона Рэмбо, коротающего свободное время в тюрьме строго режима, Сэм Траутмэн уговаривает отправиться во Вьетнам, дабы отыскать там томящихся в неволе американских военнопленных. Ветеран с блеском справляется с поставленной задачей и даже спасает одного из пленных, однако вскоре выясняется, что военному начальству успех Рэмбо не по нраву, и что ожидали они совсем иного исхода операции. Супербойца неосмотрительно бросают во Вьетнаме одного, в результате чего он устраивает небольшую войну, истребляет массу вьетнамских боевиков и их советских союзников, курочит кучу военной техники и построек, самостоятельно спасает всех заложников и возвращается в США. Хэппи-энд.

Единственное, пожалуй, за что можно похвалить вторую часть «Рэмбо» — за кропотливую и тщательную постановку боевых сцен и впечатляющие пиротехнические эффекты. Все остальное, начиная с сюжетной линии, заканчивая диалогами и характерами персонажей, основательно пропитано душком маразма. Созерцать происходящее на экране вдвойне обидно, если припомнить цитату из романа Моррелла, принадлежащую, кстати, самому Джону Рэмбо: «Только в плохих кинофильмах взрывают бензобаки обычными пулями». Во второй части картины пулями взрывают не только бензобаки…

В фильме, кстати, присутствует одна из наиболее невменяемых «романтических» сцен в истории жанра. Неожиданно влюбившаяся в Джона Рэмбо девушка-связная просит взять ее с собой в Америку, ветеран соглашается, барышня ликует, и через мгновение ее срезает вражеская пуля. Рэмбо, понятно дело, психует и начинает набирать фрагов с удвоенным рвением.

Вы будете удивлены, узнав, что сценарий ко второй части картины писали Сильвестер Сталлоне и… Джеймс Кэмерон! Да-да, отец «Терминатора» и «Чужих» приложил свою руку к созданию и этого произведения. Винить, впрочем, классика жанра бессмысленно: он предоставил лишь первый вариант сценария, который затем основательно «улучшил» Сталлоне. Кэмерон впоследствии вспоминал, что от него в итоговом фильме остался только «экшн», все же остальное (Джеймс тактично назвал это «политикой») — результат трудов Сталлоне.

Однако ж, мы тут хихикаем, а ведь второй «Рэмбо» считается одним из самых успешных фильмов своего времени. Несмотря на то, что кинокритики основательно потоптались по нему в рецензиях и отзывах, «Рэмбо: первая кровь. Часть II» при бюджете в 44 миллиона долларов собрал в одних только США 150 миллионов. Еще столько же принес зарубежный прокат. Кроме того, фильм ухитрился получить номинацию на «Оскар» (в сугубо технической, впрочем, номинации — звукомонтажной). «Оскара» фильм не получил, однако собрал солидный урожай другой кинопремии — «Золотой малины», вручаемой за наихудшие достижения в области кинематографа. Почетные трофеи получили Сталлоне за исполнение роли Рэмбо, авторы песен, сценаристы и продюсер фильма.

Время шло, тенденции в мире кинематографа постепенно менялись. Глуповатые патриотичные герои, пачками валящие врагов государства, постепенно переставали пользоваться популярностью у зрителей. Жанр экшн ожидали большие перемены, которые, собственно, и произошли в июле 88-го, когда Мактирнан выстрелил «Крепким орешком», на долгие годы канонизировав новый типаж главного героя боевика. Запах перемен невозможно было не почувствовать, однако Сталлоне и компания его почему-то не уловили.

25 мая 1988 года на большие экраны вышел фильм «Рэмбо 3» (Rambo III), создатели которого приложили все силы, чтобы достичь невиданных доселе высот в кинематографическом кретинизме. Джона Рэмбо, ушедшего от греха подальше в монастырь, убеждают вновь вернуться на поля сражений. В Афганистане коварные советские вояки-садисты взяли в плен полковника Траутмэна, вооруженные силы США выручить его не в силах, спасти боевитого дедушку может лишь Рэмбо. Ну и он, само собой, спасает, уничтожив между делом добрую треть советского воинского контингента.

Жмуров в третьей части несколько поприбавилось — на этот раз отдали Богу душу 108 персонажей. Увеличился так же объем пиротехнических эффектов. Но вот все остальное… Сюжет окончательно и бесповоротно ухнул в пучины ура-патриотического маразма, объем пропагандистского киселя перевалил все мыслимые и немыслимые пределы; от каждого кадра, каждого эпизода на километры несло махровейшим самоплагиатом. Искушенный американский зритель, искренне веривший, что цикл о Джоне Рэмбо будет хоть как-то эволюционировать, воспринял фильм довольно прохладно. Кинокритики же и вовсе превратили его в объект насмешек и устроили негласный конкурс «кто лучше разгромит». Очень солидный бюджет в 65 миллионов долларов в американском кинопрокате так и не окупился. Сталлоне и продюсеры недоуменно чесали затылки и пытались сообразить, как же так получилось, что зритель внезапно оказался куда как умнее, чем они на то рассчитывали. Помощь подоспела оттуда, откуда ее никто не ждал — фильм совершенно внезапно собрал огромную кассу в Европе. В итоге суммарный мировой доход картины составил 189 миллионов.

Создатели фильма, вздохнули спокойно, сто раз перекрестились и от греха подальше отложили франшизу в долгий ящик. Но два десятка лет спустя Сильвестр Сталлоне, соскучившийся по образу бравого вояки, решил воскресить киноцикл. В мае 2008-го года мы увидим фильм «Джон Рэмбо» (John Rambo), четвертую часть экшн-эпопеи. На этот раз суперветеран отправится в Бирму, где должен будет отбивать из рук вояк-садистов христиан-миссионеров. В конце весны 2007-го года в сети появился трейлер будущего фильма. Он, как, впрочем, и положено трейлеру блокбастера, выглядит весьма прилично, содержит массу приятных сцен и ярких эпизодов. Будем ждать?

Сынки и пасынки

К тому моменту, как киноцикл «Рэмбо» сделался коммерчески успешным, канадский писатель Дэвид Моррелл уже успел позабыть о литературных сантиментах и решил, что главной целью его жизни является пополнение собственного банковского счета. Потому Моррелл не особенно протестовал, когда ему предложили написать новелизации второго и третьего фильма киносериала. Ничего особенного произведения эти не представляли и являли собой образчики типичной коммерческой литературы, призванной сопровождать «материнские» кинокартины.

С сентября по декабрь 1986-го года на телеэкранах шел анимационный сериал «Рэмбо и Силы Свободы» (Rambo and the Forces of Freedom). Мультик был рассчитан строго на детей, поэтому Джон Рэмбо был представлен славным парнем, вполне излечившимся от тяги к убийствам и полностью забывшим о своем вьетнамском синдроме. В шестидесяти пяти эпизодах мультипликационного цикла наш супер-герой вместе со спец-группой «Силы Свободы» путешествовал по миру и поколачивал Вселенское Зло. Почитатели франшизы остались анимационным сериалом крайне недовольны, детишки же не обнаружили в нем ничего такого, что смогло бы надолго привлечь их внимание. Посему, перестав пользоваться интересом у зрительской аудитории, «Рэмбо и Силы Свободы» закрылись после первого сезона.

В киберпространство Джон Рэмбо вторгся в далеком 1985-м году, когда специализировавшаяся на «игроизациях» блокбастеров компания Pack-In-Video закончила работу над игрой Rambo для платформы MSX. В забавной этой игре нам предстояло стать бесстрашным ветераном, вооружиться до зубов и отправиться нести мир и демократию во вьетнамские джунгли. Игроку все происходящие события демонстрировались в перспективе от третьего лица, наблюдать за плоскими боевыми действиями приходилось с высоты птичьего полета.

В том же 1985-м компания Mindscape выпустила разработанную парнями из Angelsoft (те читатели, которые разбираются в «винтажном» «игродеве» уже, думаю, улыбнулись) игру Rambo: First Blood Part II. Предназначалась эта игра для PC и представляла собой… интерактивное текстовое приключение. Да-да, вы не ошиблись. Компания Angelsoft, специализировавшаяся на адпатации популярных фильмов и книг в interactive fiction, сделала на основе брутального блокбастера приключенческую игру. Ничего, в целом, сверхъестественного Rambo: First Blood Part II не представляла, однако отдельные логические задачки заставляли задуматься. Ну, и, конечно, убиение врагов с помощью вводимой с клавиатуры команды SHOOT стало незабываемым опытом для всех почитателей молниеносного киноцикла.

Вышедшие в 86-м одноименные игры Rambo: First Blood Part II для консоли Sega Master System и компьютерных платформ Amstrad CPC, Commodore 64 и ZX Spectrum отличались друг от друга преимущественно графикой и представляли собой довольно тривиальные шутеры, выполненные в изометрической проекции.

В конце 1987-го года увидела свет игра Rambo для восьмибитной NES. Разработала ее и издала небезызвестная компания Acclaim. Сюжет игры довольно близко следовал событиям второй части фильма и давал нам возможность побывать в шкуре Джона Рэмбо, разыскивающего в дебрях Вьетнама заложников. Особого шарма этому экшн-платформеру добавляли приключенческие элементы. Так, например, игрок имел возможность вести диалог с ключевыми персонажами, выбирая одну из двух представленных реплик. Причем первая реплика, как правило, вела к дальнейшему развитию сюжета игры, вторая же представляла собой забавную шутку. Скажем, в самом начале, когда полковник Траутмэн убеждает Рэмбо принять участие в розыске заложников, можно отказаться, выбрав вариант ответа: «Я и в тюрьме себя чувствую неплохо». На что полковник закономерно сообщит, что игра не начнется, пока вы не соблаговолите принять его предложение. В целом же игра была довольно симпатичной и позволяла игроку вдоволь покуражится, пацифизируя разнообразных противников (среди которых наблюдались змеи, плотоядные осы, летающие черепа и вражеские солдаты) с использованием солидного арсенала всевозможного оружия. Помимо, собственно, выполнения основной миссии, игроку приходилось нередко помогать местному мирному населению — например, разыскивать и спасать от кровожадного паучка потерявшуюся в пещерах девчонку.

Выпущенная в 88-м году компанией Taito Corporation игра Rambo III оказалась, в отличие от своего кинематографического тезки, вполне приличным экшном. Вооруженный до зубов Джон Рэмбо бродит по изометрическому Афганистану, утилизирует врагов и собирает полезный скарб. Отдельные моменты игры выполнены весьма занятно и даже реалистично — так, например, наш герой может прикрутить к своей пушке глушитель и убирать врагов, не привлекая внимания всех солдат в округе. В последней своей части Rambo III трансформируется в брутальный рельсовый шутер.

На этом, собственно, игры по «рэмбовской» лицензии заканчиваются. Однако не стоит забывать, что совершенно безумное количество развлекательных продуктов, не имевшее в названии пяти волшебных букв, появлялось на свет под влиянием кинотрилогии. В конце 80-х свет увидело огромное количество игр, в которых главному герою — могучему супергерою-одиночке, вооруженному до зубов, крутому и беспощадному — приходилось зачищать заполеннные врагами джунгли-пустыни и освобождать томящихся в заточении заложников. По сей день в мире компьютерных игр Джон Рэмбо является одним из наиболее востребованных архетипов. Так, например, великий и прекрасный Хидео Козима, батюшка небезызвестного цикла Metal Gear Solid, признавался, что, создавая Снэйка, он вдохновлялся подвигами Рэмбо. Отсюда и многочисленные аллюзии на кинотрилогию, без труда обнаруживаемые в различных частях MGS.

Вполне возможно, что выход очередного фильма о похождениях Джона Рэмбо вызовет всплеск новой волны интереса к безжалостному ветерану. Может, появятся и выполненные на современных движках игры, посвященные подвигам супербойца. Мы в них с удовольствием поиграем. Все-таки, не смотря ни на что, жмуров Джон Рэмбо умеет готовить как никто другой, и помочь ему в этом священном действе — большое удовольствие для любого геймера. И большая честь.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

4 Comments
  1. CommentsGreef   |  Среда, 26 января 2011 в 17:24

    Отличное кино, отличный актёр и режиссер Сталлоне, отличный персонаж Джон Рэмбо. Сталлоне вообще всегда показывает Человека, а не просто машину для убийств. Статья получилась довольно глупая. Рецензия, не рецензия — а так что-то написано и ладно.

  2. CommentsCyberWombat   |  Среда, 26 января 2011 в 18:55

    И ту, Greef, вы, очевидно, даже прочитать не решились. Какая еще рецензия, откуда, зачем ей тут быть?

  3. CommentsNikitao_Chi   |  Вторник, 05 июня 2012 в 06:55

    Я «Рэмбу фест блад» смотрел после «Коммандо» со Шварцем. Не впечатлило.Зато от души заливался смехом, во время просмотра Горячих Голов второй части.

  4. CommentsМедведь   |  Понедельник, 19 ноября 2012 в 17:22

    А что собственно глупого в сломавшемся спецназовце в «Первой крови»? Или аффтор день ВДВ никогда не видел вживую?
    Только в отличие от дня ВДВ Джонни сказал «Они пролили первую кровь», а не пьяным бил граждан скучного городка в баре.
    Кстати, поствоенный синдром нацело игнорируется в советском и пост-советском кино. Ну не «Войну» же считать нормальным описанием этого? Да, видимо слащаво показалось, вряд ли бы смог остановиться шагающий танк и расплакаться, но это только плюс как на мой взгляд.
    Да и вторая часть: что, мало бросали своих на произвол судьбы? И чем провинился Джон который не умеет проигрывать и не научен умереть? Да, любит свою страну и готов отдать за нее жизнь. Вот только страна его не любит и подлостью готова расплатится за подвиг… Что здесь смешного или нелепого? Разве что часть 3, где афганцы показаны пиндосами страдающими от несправедливости борцами за свободу… Почему-то после 11 сентября всё разительно переменилось ;-)


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Надеясь раздобыть немного денег, Питер Паркер отправился в штаб-квартиру… Фантастической Четверки! Где, победив один на один всех членов команды, предложил им свои платные услуги. Однако узнав, что супергерои борются с преступниками бесплатно и не имеют с этого никакого профита, забрал свое предложение обратно и покинул офис именитых суперальтруистов. Ничего себе!..

    [ читать полностью ]