Статья написана: Январь, 2008
Автор: Катя Тонечкина (Дмитрий Лопухов)
Кинг Конг: обезьяны предпочитают блондинок

Запись первая

Если бы на прошлой неделе мне кто-нибудь сказал, что совсем скоро я буду бродить по палубе корабля, направляющегося к берегам Новой Зеландии, я бы не поверила ни за что на свете. Однако, как известно, если хочешь насмешить главного редактора — расскажи ему свои планы на будущее…

В тот самый момент, когда я собиралась торжественно перейти с пятого на шестой круг ленивого ничегонеделания, из комы вышел телефон и принялся настойчивыми трелями травмировать шатавшихся по моей комнате духов безделья, отдыха и праздности. Первые тридцать минут я, несмотря на стенания духов, успешно убеждала себя, что это кто-то ошибся номером.

…В канун Нового Года мне подарили торт «Наполеон». После чего я буквально извела себя нелегким выбором — съесть ли мне его, демонстративно плюнув на диету, или съесть, сделав вид, что о диете я забыла. Избрав первый вариант, я бы корила себя впоследствии за отсутствие выдержки и сознательности, второй же позволял списать все на предновогоднюю суету и перенести часть вины на праздники, «которых понаразвело-о-ось тут…» И знаете что? Пока я мучительно размышляла, пытаясь решить нелегкую эту задачу, торт стрескал кот Зигмунд, которого я взяла себе на временное место жительство, пока его хозяйка Ирка загорала на Мальдивах. Я, конечно, написала Ирке гневную СМСку (вот же безответственная дуреха, не смогла животине правильное воспитание дать), однако исчезнувший в недрах кота торт от этого ко мне не вернулся.

Печальную эту историю я вспомнила на втором получасе телефонного трезвона. «А вдруг, — решила я, — меня хотят позвать на банкет в честь выхода фильма… ну, какого-нибудь там фильма; или, к примеру, премию дать… не возьму трубку — и банкет с премией уйдут Таньке Степашкиной!» Духи безделья, увидев меня отрывающейся от кресла, пришли в шок. В такое же точно состояние пришел и кот Зигмунд, давно уже отнесший меня к предметам интерьера.

В общем, я подняла трубку. «Ну что, Катя, отдыхаешь? Как отпуск? — мечты о банкетах и премиях незамедлительно рассыпались в прах, телефон говорил голосом нашего главреда. — Кстати, срочное задание. Надо бы поискать Кинг Конга. Завтра в семь утра отплываешь в Новую Зеландию. Рада?»

Переварив новость, я честно призналась, что предпочла бы поискать Кинг Конга на Гаваях или Багамах. Ответом мне стали решительные «пип-пип-пип» из телефонной трубки…

И вот я, несчастная, стою, согнувшись пополам, у борта корабля, делюсь с океаном изысканными блюдами, приготовленными коком-французом, и с ужасом себе представляю, что…

(запись обрывается, далее нескольких страниц дневника не хватает).

Запись четвертая

Вы знаете, я, кажется, начинаю понимать, почему именно Новая Зеландия. Страна эта долгие годы пребывала в забвении, а потом совершенно неожиданно здесь стали находиться разные интересные штуки — птица киви, актер Рассел Кроу, режиссер Питер Джексон… Правда, почему бы тут же не найтись и Кинг Конгу?

(далее несколько строчек залиты водой, расплылись и стали совершенно нечитабельными).

…А идея самого первого фильма о Кинг Конге пришла, как гласит легенда, американскому режиссеру, продюсеру и актеру Мериану Колдуэллу Куперу во сне. Ему пригрезилось, будто здоровенная горилла напала на Нью-Йорк и устроила там основательную бойню. Проснувшись в холодном поту, Купер долго не мог придти в себя. «Не, ну как она этого вот! Р-р-р-раз — и на две части! Ооох… А вон того! А как она машину об стену…» — бормотал Мериан. Выпив стакан воды, Купер вновь собирался заснуть, как вдруг внезапно подумал: «Стоп! Это если я, боевой летчик, переживший немецкий плен, так сильно испугался, то как же могут испугаться другие?..» К тому времени Мериан Колдуэлл успел поработать над двумя документальными и одной художественной картиной и имел неплохое представление о магической силе (в том числе и деньгоотъемной) кинематографа. Поэтому потенциал возможного фильма оценил мгновенно.

Однако в далекие те годы кинематограф с технологической точки зрения был на стадии личинки. Ни о каких сложных аниматронных куклах, не говоря уж о компьютерных моделях, еще не было и речи. «Как?! Как оживить гигантскую гориллу так, чтобы она выглядела максимально реалистично и жутко?» — вопрошал Купер. Молчание было ему ответом…

В 1931-м году специалист по стоп-моушн анимации (покадровой съемке объекта, положение которого от кадра к кадру изменяется вручную) Уиллис О’Брайн решил снять фильм «Сотворение» (Creation), в основу сюжета которого должна была лечь история о неком семействе, угодившим в кораблекрушение и попавшим на остров, до отказа забитый динозаврами и прочими доисторическими зверушками. О’Брайн не был грандмастером режиссуры, да и какими-то невероятными сценаристскими талантами не обладал. Зато в области спецэффектов он был настоящим гением, что неоднократно и весьма успешно доказывал (в частности, именно он в процессе работы над революционной картиной «Затерянный мир» (The Lost World, 1925) вдохнул жизнь в невероятное количество кукольных динозавров). Спустя некоторое время после начала работы над «Сотворением», глава студии RKO Дэвид О. Селзник (будущий, кстати говоря, продюсер «Унесенных ветром»), обнаружив, что проект пожирает невероятные суммы денег, решился его заморозить. Немалую роль в принятии этого решения сыграл и тот факт, что Мериан Колдуэлл Купер довольно жестко раскритиковал снимаемый фильм, обвинив его в занудной сюжетной линии и почти полном отсутствии экшна.

Я прямо-таки представляю себе, как Купер приходит довольный домой (еще бы — спас для студии столько денег), наливает в рюмку коньяку, откидывается на спинку мягкого кресла и… хлопает себя внезапно по лбу, разбивая рюмку и обливаясь коньяком. «Батюшки! — кричит он. — Это ж самое оно!» И действительно: модели динозавров и то, как О’Брайн совмещал их в кадре с живыми актерами, было по меркам тридцатых годов чем-то совершено невероятным. Слезы разочарования еще не успели высохнуть на глазах Уиллиса О’Брайна, когда он уже подписывал новый контракт с RKO, согласно которому обязался взять на себя работы по оживлению гигантской и крайне кровожадной гориллы в грядущем фильме Мериана Купера.

Приснившийся Куперу сюжет к тому времени уже оброс дополнительными подробностями и оформился в полноценный сценарий. Зрителям предстояло увидеть историю о том, как эксцентричный режиссер-фанатик отправился на некий затерянный остров, дабы снять там сенсационный художественный фильм. На острове этом команда и съемочная группа должны были повстречаться с самым огромным из существующих на Земле созданий — титанической гориллой Кинг Конгом. Однако помимо супер-обезьяны там обнаружился целый зоопарк юрского периода, весьма враждебно настроенный по отношению к незваным гостям. Кинг Конг же между делом безнадежно втрескался в актрису, которой предстояло сыграть в фильме главную роль, и уволок ее в свое царство, перебив при этом немалую часть команды и нескольких особо навязчивых динозавров. Однако влюбленный морячок спас девушку из лап похотливого примата (который, гнусный пошляк, даром что был больше ее в двадцать раз, а пытался ее раздеть), чем вызвал изрядный гнев последнего. Впрочем, гнев этот был быстро утихомирен при помощи бомб с усыпляющим газом, а сам Кинг Конг — доставлен в Нью-Йорк. Но карьера забавы для денежных мешков супер-обезьяну не впечатлила — вырвавшись на свободу и устроив в городе солидную бучу (вот она, сбывшаяся мечта Мериана Колдуэлла Купера), Конг вновь похитил свою очаровательную возлюбленную. После чего он забрался на здание Эмпайр Стейт Билдинг, где и принял свой последний решительный бой с ВВС США.

Вышедший в кинопрокат фильм ожидал сумасшедший успех. Народ, за годы Великой Депрессии успевший полюбить фильмы ужасов (напомню, что год тридцать первый принес киномиру экранизации «Франкенштейна» и «Дракулы», тридцать второй — «Мумию» и «Уродов»), толпами валил в кинотеатры, желая посмотреть на первого в истории кино влюбленного монстра-гиганта. Казавшиеся в те годы невероятными спецэффекты приводили зрителей в совершеннейший восторг, сцены единоборства Кинг Конга с динозаврами — вызывали священный трепет. Сборы росли как детишки на «растишке», а продюсеры распевали победные песни и купались в деньгах.

Однако не все на этом празднике жизни веселились и плясали — скорбь и печаль читалась на лицах борцов за общественную мораль и нравственные ценности. «Кинг Конг» в действительности был невероятно жестоким (по меркам 30-х годов) фильмом, и добродетельные католики, мечтавшие, чтоб насилие оставалось лишь в реальной жизни, а с экранов кинотеатров взирали исключительно добрые лица праведников, довольно быстро завели свою цензурную машинку. Так из первоначальной версии фильма была удалена сцена, в которой упавших с моста-дерева матросов пожирают гигантские краб, паук и ящерка (существует, кстати говоря, забавная легенда, согласно которой, люди, увидевшие тестовую версию картины, содержавшую этот эпизод, пришли в невероятный шок, принялись кричать и ужасаться, а потом и вовсе частично разбежались с показа). Из более поздних версий фильма последовательно выкидывались сцены, в которых Конг топчет и пожирает людей, раздевает главную героиню и, ползая по высотному дому, сбрасывает на землю некую несчастную тетеньку. Цензуре подверглась и сцена расправы кровожадного бронтозавра над морячком. Впоследствии, правда, все эти фрагменты (за исключением эпизода моциона краба, паука и ящерки) были восстановлены.

…Буквально через несколько месяцев после того, как «Кинг Конг» начал покорять сердца американских зрителей, Эрнест Шедсэк, соавтор оригинальной картины, принялся работать над его продолжением — фильмом «Сын Кинг Конга» (The Son of Kong, 1933). Проект изначально планировался как стопроцентно коммерческий (читай — предназначенный исключительно для отъема лишних денег у фанатов первой части), посему сценарист Рут Роуз получила строгий наказ сочинить «что-нибудь легенькое и не шибко серьезное». Кроме того, ей было велено не злоупотреблять масштабными и слишком сложными сценами, поскольку бюджет сиквела уменьшился по сравнению с первым фильмов почти в три раза ($250000 против $670000). Роуз, не откладывая дела в долгий ящик, быстренько написала историю о том, как режиссер, привезший в США Кинг Конга, и теперь заваленный с ног до головы судебными исками, и капитан корабля, подобрав по пути девушку и негодяя, вновь отправились в экспедицию к Острову Черепа. На этот, правда, раз не за гигантской обезьяной, а на поиски укрытого там сокровища. Сокровища без особого труда обнаружились, помимо них обнаружился сын Кинг Конга — пока еще довольно средних размеров горилла-альбинос. Сын этот, в отличие от папани, обладал нравом добродушным и даже альтруистичным, что и доказал в конце, когда, пожертвовав собой, спас от верной смерти режиссера. Остров Черепа затонул вместе со всеми своими динозаврами и безвестной супругой Конга (в агамогенез гигантских горилл я не в силах поверить), а главные герои успешно переженились и решили зажить счастливо до конца своих дней.

В отличие от первой части фильма, которая представляла собой весьма серьезный хоррор, сдобренной довольно строгой драматической сюжетной линией, продолжение получилось крайне легковесной приключенческой картиной с ярко выраженными комедийными и даже пародийными элементами (так, например, маленький Кико довольно забавно повторяет папину традицию играться с челюстями поверженных динозавров). «Сын Кинг Конга» не стал, конечно, сенсацией, однако вложенные в него деньги отбил.

…А сейчас я срочно перестаю писать и отправляюсь куда-нибудь на дерево. Кажется, вот эта вот штука называется тропический ливень, и если я прямо сейчас от него не спрячусь, то меня смоет в океан, и искать мне придется уже не Кинг Конга, а Флиппера или Вилли.

(следующие несколько страниц пострадали от тропического ливня, расползлись и сделались абсолютно нечитаемыми)

Запись шестая

Уже который день я иду по следам Конга. Похоже, что он действительно существует и прячется где-то здесь, в джунглях Новой Зеландии. Как я об этом догадалась? Ну а какое еще существо может оставлять за собой сотни метров поломанного, искореженного и раскуроченного леса? Не Годзилла ведь, право слово…

Кстати, о Годзилле. Кинг Конгу как-то раз довелось схлестнуться с Королем Монстров и даже накостылять ему по чешуйчатой шее. Случилось это в расцвет эры гигантских киномонстров — в далеком 1962-м году, когда японский режиссер Исиро Хонда снял свой легендарный фильм «Кинг Конг против Годзиллы» (King Kong vs. Godzilla). Началась же, впрочем, история гораздо раньше. Вскоре после выхода на свет фильмов «Кинг Конг» и «Сын Кинг Конга» специалист по визуальным эффектам Уиллис О’Брайн загорелся идеей: снять кроссовер, в котором свести в неравном бою Кинг Конга и… монстра Франкенштейна! То, что монстр Франкенштейна был маловат росточком и вряд ли годился в соперники многометровой обезьяне, О’Брайна совершенно не смущало. Он предполагал несколько улучшить детище Мэри Шелли — увеличить в размерах и докрутить всяческих органов, позаимствованных у различных животных. Идея Уиллиса нашла живой отклик в душе продюсера Джона Бека, и вскорости они, написав сценарий фильма, принялись предлагать его различным киностудиям. Но расчетливые киномагнаты, прикидывая стоимость стоп-моушн анимации и потенциальные кинотеатральные сборы, печально качали головами и давали нашим энтузиастам от ворот поворот. Уиллис в итоге опустил руки, более же молодой Бек решил не сдаваться и добрался аж до Японии, где в те годы уже вовсю царил культ гигантских монстров.

На студии «Тохо», ответственной за производство ряда фильмов о здоровенных чудовищах (в том числе и двух первых «Годзилл»), Бека приняли с распростертыми объятиями. Как оказалось, японские киномагнаты давно уже мечтали снять фильм о Кинг Конге — а тут вдруг такая возможность! Впрочем, титанического Франкенштейна (который за время доработки сценария успел сменить имя на Прометея) решено было заменить на огнедышащего динозавра Годзиллу, чья популярность в Японии росла со скоростью пивных дрожжей.

Весьма основательной переделке подвергся и сам сценарий. Итак, по сюжету «Кинг Конга против Годзиллы» древний ящер в очередной раз проснулся от многолетней спячки и решил растоптать разнесчастную Японию. Тем временем, директор некой фармацевтической компании возмечтал устроить сногсшибательную рекламную акцию (Япония стонет под пятой Годзиллы? да кому какое до этого дело!) и отправил нескольких своих сотрудников на далекий остров, дабы они привезли оттуда Кинг Конга. Ну, они и привезли. В итоге в Японии стало ровно на одну гигантскую напасть больше — вырвавшаяся на свободу обезьяна принялась — правильно — крушить Токио. При этом, как вскоре выяснилось, Кинг Конг был большим фанатиком электричества (кусал зубами провода (sic!) и получал от этого супер-силу), и если первые случайные его встречи с Годзиллой заканчивались победами последнего, то позднее, основательно прокачавшись, Конг стал способен дать ящеру бой. В итоге Кинг Конга хитростью — обсыпав порошком из снотворных ягод и исполнив ему колыбельную (sic!) — усыпили и на воздушных шарах (sic!) доставили к Годзилле. Кинг Конг хорошенько навалял ящеру и поплыл (sic!, как вы уже могли догадаться) через океан к родному острову.

Все бы ничего (мир, безусловно, знавал сценарии и еще более безумные), даже на базе подобного сюжета можно было бы снять вполне приличную картину, но… у студии «Тохо» не нашлось лишних денег для запланированной стоп-моушн анимации. Думаете, проект закрылся? Ага, конечно. Исиро Хонда, почесав свою многомудрую голову, сообщил, что героическим японцам ничего не страшно и велел сшить костюмы Кинг Конга и Годзиллы. Хонда не покривил душой — в японских фильмах о гигантских монстрах чудищ играли, как правило, наряженные в костюмы актеры. Для американского же зрителя, привыкшего к куклам О’Брайна, такое воплощение Кинг Конга стало в новинку.

Впрочем, удивил бы американских зрителей не только костюмированный Кинг Конг — дельцы студии «Тохо», решив отойти от мрачной атмосферы, царившей в первых двух «Годзиллах», совершенно неожиданно решили добавить в фильм комедийных элементов. В итоге картина заискрилась довольно милыми шутками («Мои мозоли всегда болят, когда рядом есть здоровенный монстр!»), комичными ситуациями и диалогами. Бек, считавший себя крупным знатоком зрительских предпочтений, решил, что его соотечественники не воспримут японский юмор, и специально для американского кинопроката основательно переделал фильм: полностью изменил музыкальное оформление, переписал тексты диалогов, повыбрасывал массу оригинальных эпизодов, снял множество новых и окончательно превратил картину в дивную кашу.

Японская версия фильма в итоге была крайне тепло встречена зрителем и собрала рекордную среди трех «годзилловских» фильмов кассу. Американская же никаких особых лавров не снискала. В настоящее же время обе они вполне годны для просмотра в качестве уморительнейших трэш-комедий. Я, по крайней мере, ничего более фееричного и сумасшедшего, чем сцена драки Годзиллы и Конга (особенно эпизоды, когда Годзилла каратистским приемом бьет Конга ногой в живот, или когда Конг запихивает Годзилле в пасть вырванное с корнем дерево) еще не видела.

Судя по всему, Хонде снимать фильмы про Кинг Конга понравилось. В 1967-м году на свет выходит еще одна японская картина, повествующая о злоключениях титанической гориллы — «Побег Кинг Конга» (King Kong Escapes). Фильм этот, отталкиваясь от того, что снимал тот же самый режиссер и на той же самой студии, некоторые критики (из числа тех, что не утруждают себя просмотром рецензируемых картин) записали в сиквелы «Кинг Конга против Годзиллы», на самом же деле никаких совершенно пересечений у двух этих лент не имеется. По сюжету «Побега Кинг Конга» некий злонамеренный ученый создал гигантского Робо-Конга, желая с его помощью начать добывать крайне редкий и невероятно радиоактивный «элемент X». В то же самое время на остров настоящего Конга высадилась часть экипажа потерпевшей крушение подводной лодки. Любитель прекрасных дам Кинг Конг (опять, кстати говоря, человек в дурацком костюме) не устоял и втрескался в барышню-офицершу. Остров Конга, между прочим, был заполнен динозаврами и прочей доисторической живностью — в строгом соответствии с классикой (в «Кинг Конге против Годзиллы» на острове помимо самого Конга и аборигенов обитали лишь таинственные мега-осьминоги). И, естественное, все это зверье немедленно нацелилось на объект поклонения гориллы. Драки, как то и заведено в японских фильмах о мега-монстрах, вновь оказались прелесть как хороши (особенно прекрасен был динозавр, который бил Конга в прыжке с двух ног). Спасенная от ящеров девица вместе с прочими членами экипажа отправилась на подлодке домой, а за Конгом вскоре прибыл зловещий профессор, чей Робо-Конг оказался не слишком компетентен в вопросах добычи радиоактивной руды. Принужденный к работе Кинг Конг довольно быстро в карьере рудокопа разочаровался, сбежал и отправился в Токио. Именно там и состоялась его решительная схватка с пакостным Робо-Конгом.

Собственно, на «Побеге Кинг Конга» японская часть истории гигантской гориллы и завершилась. Конг отправился домой, на северо-американский континент.

Конг анимационный
С осени 1966 года по лето 1969 на канале ABC транслировался совместный американо-японский анимационный сериал «Шоу Кинг Конга» (The King Kong Show). Сюжет цикла строился вокруг приключений Кинг Конга и его приятелей из семейства Бондов. Вместе с ними гигантская наша горилла спасала человечество от всевозможных пакостников. Кстати говоря, именно на основе сюжетов из «Шоу Кинг Конга» и был снять впоследствии фильм «Побег Кинг Конга».

В 98-м году на видео был выпущен полнометражный анимационный фильм «Могучий Конг» (The Mighty Kong), представлявший собой музыкальный римейк оригинальной истории Кинг Конга. Мультфильм этот не запомнился ровным счетом ничем, кроме, пожалуй, того, что Конга озвучивал славный комик Дадли Мур, и эта роль стала последней в его долгой и успешной карьере.

В 2000-м году на телеэкраны вышел анимационный сериал «Конг: анимированный цикл» (Kong: The Animated Series). Сюжет его начинает развиваться аккурат с того самого места, которым закончился оригинальный фильм — горилла падает с небоскреба и отдает Богу душу. Однако гениальная тетенька-ученая извлекает из поверженного титана образец крови, использовав который впоследствии создает клон Кинг Конга. После чего начинаются всяческие приключения и прочая мультяшная радость. В 2002-м году студия Planet Interactive (специализирующаяся на играх по лицензиям) сделала одноименную игру для портативной консоли Game Boy Advance. А в 2005-м на основе сериала был создан довольно дурацкий полнометражный мультфильм «Конг — король Атлантиды» (Kong: King of Atlantis), по мотивам которого также была выпущена одноименная игра (также весьма унылая и тоже для GBA).

Запись седьмая

В 1974-м году итальянский продюсер Дино Де Лаурентис (живая легенда индустрии) решил, что мир наконец-то созрел для нового Кинг Конга. Проект Де Лаурентиса был невероятно амбициозен и феноменально смел: рассказать с использованием всех современных киносредств историю о любви гигантской гориллы к женщине. За прошедшие с момента выхода оригинального фильма сорок лет техническое оснащение кинематографа шагнуло далеко вперед; кудесникам камеры и кадра представилась, наконец, возможность реализовывать даже самые безумные проекты. Такие, например, как создание сорокафутового механического Кинг Конга…

Первоначально Дино Де Лаурентис хотел, чтобы спецэффектами с его картине занялся король итальянского хоррора Марио Бава. Но Бава покидать Италию отказался наотрез, зато предложил вместо себя кандидатуру своего коллеги Карло Рамбальди, известного по работе над визуальным решением многочисленных итальянских фильмов ужасов (в частности над легендарным джиалло «Кроваво-красный» Дарио Ардженто и «Ящерицей в женском обличии» Лючио Фульчи). Режиссерское кресло Де Лаурентис последовательно предлагал многим известным режиссерам, в частности Роману Полански и Сэму Пекинпе (с трепетом представляю себе, какой бы получился фильм, если бы его снимал Пекинпа — вечно пьяный Конг-мексиканец жестоко избивает на родном своем острове динозавров, после чего, похитив белокурую проститутку, отправляется с ней в бега в Нью-Йорк, где, убив и изнасиловав половину местного населения, гибнет, расстрелянный продажными копами), однако, получил от всех них отказ. В итоге ставить картину взялся Джон Гиллермин.

Рамбальди взялся за дело с присущей ему основательностью: почти за два миллиона долларов он создал двенадцатиметрового механического Конга. Однако дорогу итальянскому спецу перешел совсем еще молодой эксперт по гриму Рик Бейкер (через четверть века он, поработав над «Людьми Икс», «Людьми в черном», двумя «Бэтменами» Тима Бертона и американским римейком «Звонка», сделается одним из самых востребованных голливудских мастеров по мэйк-апу). Он исхитрился сделать костюм гигантской гориллы (привет Исиро Хонде и «тоховскиим» Конгам), выглядевший значительно более натуралистично и не требовавший каких-либо запредельных эксплуатационных вложений, нежели титанический робот (статистика, кстати говоря, утверждает, что гигантская кукла Рамбальди — самая большая механическая модель за всю историю кинематографа). В итоге практически во всех сценах, где мы видим полноразмерного Конга, участвует наряженный в костюм Бейкера актер; робот же Рамбальди использовался лишь для нескольких статичных эпизодов. Впрочем, вложенные в титана деньги не канули в бездну — робот привлек невероятный интерес со стороны прессы и перед выпуском фильма активно использовался в маркетинговых целях. Отдельно следует упомянуть еще один шедевр Рамбальди — сделанные из механизмов с гидравлическим приводом руки Конга, использовавшиеся, в частности, в сценах с участием гориллы и главной героини.

Сюжет римейка, отойдя от оригинала достаточно сильно в мелочах, по большому счету серьезных изменений не претерпел. Разве что общий настрой мигрировал от хоррора в сторону мелодрамы (в римейке героиня успела привязаться к Конгу и даже, пожалуй, немного его полюбить). Экспедиция на остров Конга на сей раз была организована вовсе не для съемок кино, но ради поисков нефти. Героиню подобрали в океане, где она плескалась после кораблекрушения. Имевшаяся на острове нефть оказалась совершенно непригодной, а вот здоровенная обезьяна магнатов заинтересовала. Доставленная на нефтяном танкере в Нью-Йорк, обезьяна отказалась участвовать в шоу на потеху публике и принялась крушить и ломать город. В конце концов, Конг похитил свою возлюбленную и забрался на здание Всемирного Торгового Центра, где был расстрелян военными с вертолетов.

Несмотря на довольно сдержанные отзывы отдельных кинокритиков, вышедший в прокат в 76-м году римейк «Кинг Конга» получился картиной вполне себе пристойной и трогательной. Зрители, которым, как известно, до критиков дела нет ни малейшего, от фильма были в восторге и валом шли в кинотеатры, оставив там около восьмидесяти миллионов долларов (при бюджете в четверть миллиона). Немалой популярностью фильм пользовался и в Стране Советов, где с помпой демонстрировался в кинотеатрах (помог довольно ярко выраженный антикапиталистический посыл). Помню, будучи совсем еще маленькой девочкой, я смотрела его на большом экране и визжала от ужаса всякий раз, когда Конга показывали крупным планом.

В 86-м году создатели римейка решили повторить свой успех и вновь собрать излишки денег с почитателей гигантской гориллы. Сумасшедший успех первой части, впрочем, сыграл с кинодемиургами злую шутку — они отчего-то решили, что одно только появление на экране титанической обезьянки уже настолько завораживает зрителей, что они принимаются немедленно выворачивать карманы и отдавать всю имеющуюся наличность. «А что же произойдет, если мы покажем им двух огроменных обезьянищ?» — начали задаваться вопросом киноделы. Идея переродилась в сценарий, согласно которому павший смертью храбрых в первой части картины Конг был реанимирован, награжден искусственным сердцем и пойманной на Борнео самкой аналогичного вида. Всеобщее счастье и любовь должны были, согласно сценарию, разрушить проклятые военные, отказавшиеся дать благословление обезьянкам. В итоге — побег Конга и его барышни, внебрачный секс, беременность и серьезные разрушения по всей территории Америки. В финале фильма Кинг Конг гибнет повторно (героически уничтожив почти всю армию США), а девушка его рождает прекрасного малыша, на костюм которого создателям картины денег критически не хватило.

Пожилой Рамбальди к моменту съемок фильма уже, очевидно, несколько повредился рассудком и возомнил, что самый новаторский спецэффект — это «палка-палка-огуречик…», а «Кинг Конг против Годзиллы» Хонды — визуальный киноэталон. Посодействовали и продюсеры, урезавшие бюджет картины по сравнению с первой частью (десятилетней давности!) в два с половиной раза. В общем, фильм уже на стадии своего создания был обречен сделаться поводом для бесчисленных насмешек.

Вышедший в широкий прокат «Кинг Конг жив», разумеется, не окупил даже половины своего бюджета и, по сути, похоронил карьеры Рамбальди и режиссера Гиллермина. Те же самые люди, которые не скупились им на комплименты после выхода фильма 76-го года, теперь смеялись старичкам прямо в лицо. В 77-м Рамбальди вручили «Оскара» за спецэффекты в «Кинг Конге», а в 87-м — номинировали на «Рэззи» («Золотая Калоша» киноиндустрии) за спецэффекты в фильме «Кинг Конг жив». Круг замкнулся.

…Ну, а в 2005-м году Питер Джексон снял свой собственный вариант римейка «Кинг Конга», про который уже писали и говорили столько всего, что повторять это в сто первый раз мне видится занятием неблагодарным и крайне пошлым. Приличный очень фильм, с восхитительным спецэффектами (собственно, если вам когда-нибудь доведется добраться до машины времени и вы решите подшутить над людьми из 50-х годов — отвезите и покажите им «Кинг Конга» Джексона), ровной актерской игрой и вполне себе славным сценарием, в котором подкупает в первую очередь то, что он является крайне точной реконструкцией оригинальной истории.

Конг загадочный
Кинематограф — искусство еще довольно-таки молодое, однако разнообразных тайн за век, который оно просуществовало, накопилось невообразимое количество. Одна из таких тайн — японский фильм «Кинг Конг появляется в Эдо» (King Kong Appears in Edo). Легенда утверждает, что картина эта была снята в Японии в 38-м году, в ней повествовалось о том, как Конг крушит средневековый Токио. Режиссером ленты значится Соя Кумагай.

На настоящий момент не существует никаких официальных подтверждений, что фильм этот в действительности существовал. В Сети курсирует маленькая черно-белая фотография, на которой изображен Конг, переступающий ногами с одного здания на другое и сжимающий в руках барышню. Утверждается, что это — один из кадров фильма. Кроме того, существует масса слухов, гласящих, что в «неких японских книгах о кинематографе фильм упомянут и подробно описан». Вполне возможно, что «Кинг Конг появляется в Эдо» — мистификация, в силу тех или иных причин приобретшая интернациональный статус. На настоящий момент ни подтвердить, ни опровергнуть факт существования картины никто не в силах.

История с фильмом «Кинг Конг появляется в Эдо», кстати говоря, не первый случай, когда вокруг гигантской гориллы появляется флер тайны. Так после выхода фильма «Кинг Конг против Годзиллы», почитатели обезьяны, посмотревшие американскую его версию, долгое время были убеждены, что в японской версии победителем дуэли вышел Годзилла. Ошибочное это мнение просуществовало довольно долго и даже ухитрилось угодить в киносправочники.

…А я, кстати говоря, уже почти настигла Конга. Я не вполне понимаю, что я с ним стану делать, когда, наконец, догоню. Любимый Главред, старый конь, говорил что-то про интервью и «обязательно спросить про консоли нового поколения». Но что-то как-то…

Запись восьмая

Почти настигла! Утром сегодня видела лапу Конга! Спросонья попыталась взять у нее интервью, но лапа меня проигнорировала, предпочтя дать интервью дереву, увешанному бананами. Но, думаю, завтра я обезьянищу эту прищучу, даже если ради этого мне самой придется обвешаться бананами.

…Впервые, кстати, я прищучивала Кинг Конга в игре Donkey Kong, выпущенной Nintendo в 1981-м году. Во вполне себе революционной этой игрушке нам предстояло, управляя парнем по имени Попрыгун (который несколько позднее станет обожаемым всеми Марио), скакать по платформам и спасать из рук здоровенной гориллы его нежную возлюбленную. Вокруг игры этой (для своего времени, безусловно, гениальной) существует масса удивительных историй, тянущих на сюжет вполне себе приличного мистического триллера, среди которых имеется и занятное весьма дело «Universal против Nintendo». Не существует никаких сомнений в том, что сюжетный ход «девицу похитила огромная горилла и утащила ее на верхотуру» пожаловал в мировую художественную культуру прямиком из оригинального «Кинг Конга» (если есть штуковина, которая плюется водой и паром, с ее помощь гладят белье и она похожа на утюг, то вполне закономерно предположить, что это и есть утюг). Сигеру Миямото, отец «Данки Конга», вне всякого сомнения активно черпал из классики вдохновение, но когда Universal решила вчинить Nintendo иск за плагиат (киностудия владела правами на «Кинг Конга» образца 33 года), притворился молчаливым грибом шампиньоном. Юристы обеих компаний пришли в состояние экстаза (как известно, смысл жизни адвокатов солидных корпораций состоит в бесконечных исках и апелляциях) и завалили друг друга жалобами, обвинениями и объяснениями. Некоторое время спустя высокий суд, детально изучив ситуацию, признал претензии необоснованными. Оказалось, что Universal не владеет правами на имя Конга, на сюжетную линию и на персонажей оригинальной истории. Все это, как выяснилось, уже сделалось общественным достоянием. Суд забил гвоздь в крышку дела, признав помимо этого, что пользователи продукции покупают ее вовсе не из-за того, что путают название игры с названием фильма. Справедливость восторжествовала, и сутягам из Universal пришлось оплачивать Nintendo солидные судебные издержки (почти 2 миллиона долларов).

Многие аналитики, кстати говоря, предполагают, что победа Nintendo в судебном этом единоборстве помогла компании обрести уверенность в собственных силах, доказала ее серьезные намерения и стала одним из важнейших этапов в американском периоде ее истории (совершенно справедливо, кстати говоря: выиграй Universal дело, и кто знает, не ринулись бы прочие американские титаны рвать японцев на составные части?). А если вспомнить, что игра Donkey Kong была одним из главных рыночных таранов компании и именно из нее впоследствии выросли главные игровые хиты Nintendo, можно смело констатировать факт, что Кинг Конг стал одним из отцов современной игровой индустрии. Забавный поворот событий, а?

…Было бы, как говаривал один из героев Вудхауза, «немножко множко», если бы мир компьютерных игр знал Кинг Конга исключительно в обличии Данки Конга. Метасправедливость требовала, чтоб Конг появился в виртуальной вселенной под своим собственным именем. И он появился. В 82-м году компания Tigervision, предусмотрительно прикупив лицензию у Universal, выпустила игру King Kong, являвшуюся довольно скверным клоном Donkey Kong’а (у метасправедливости, как выяснилось, было весьма изощренное чувство юмора). Никаких лавров игра не снискала и была заслуженно предана забвению, а метасправедливость успокоилась вплоть до выхода блокбастера Питера Джексона — все игры про Кинг Конга, выходившие до 2005 года, оказывались даже менее популярными, чем «тайгервижновская» прародительница.

King Kong 2: Ikari no Megaton Punch, выпущенная в Японии для восьмибитного Famicom и базировавшаяся на сюжете фильма «Кинг Конг жив», никуда за пределы страны Восходящего Солнца так и не выбралась. И это-то несмотря на то, что игра являла собой вполне приличный образчик приключенческого экшна. Аналогичная судьба ждала и King Kong 2 (опять-таки игроизацию картины «Кинг Конг жив»), довольно милую ролевую игру, разработанную все той же Konami для платформы MSX.

В Ikari no Megaton Punch игроку предстояло забраться в шкуру Конга и отправиться на поиски своей титанической возлюбленной. По пути требовалось уничтожать всевозможных врагов и разрушать окружающий мир, ну, то есть сеять хаос и анархию. Кроме того, Конг должен был собрать коллекцию из девяти ключей, с помощью которой и отпиралась клетка с его возлюбленной. В King Kong 2 для MSX игроку отводилась роль Хэнка Митчелла, парня, странствующего по Борнео в поисках самки гигантской гориллы.

…В 2005-м Ubisoft осчастливила практически всех обладателей более или менее современных консолей свежеиспеченной игрой про разыскиваемую мной гориллу. Версии для различных систем получились достаточно непохожими (от крайне пристойной для PC, консолей шестого поколения и Xbox 360, до весьма посредственной PSP’шной и совершено провальной реализации на Nintendo DS). Кроме того, Ubisoft порадовала и обладателей престарелого Game Boy Advance – вручила им не самую, в общем-то, плохую двухмерную игрушку Kong: The 8th Wonder of the World.

А еще… Э-э-э-й! Боже ты мой! Я вижу его! Я его вижу!..
Что ж, приготовься, чудовище страшенное, к первому в своей жизни интервью!

(на этой оптимистической ноте записи Кати Тонечкиной обрываются и дальнейшая судьба героини нам решительно неизвестна; хочется указать лишь на тот факт, что дневник этот — изрядно изгвазданный и попорченный — мы обнаружили на огромном гороховом поле, аккурат на расчищенном силосоуборочном комбайне пространстве, в связи с чем мы не можем сделать никаких совершенно выводов, ибо являемся обычными новозеландскими фермерами; дневник, как возможную улику, прикладываем к заявлению о покраже нашего силосоуборочного комбайна)

Заметка из газеты «Новозеландские хроники», номер 45 от 2008 года:
Загадочное известие поступило сегодня нам из деревни N. Очевидцы рассказывают, что прошлой ночью по населенному пункту промчалось некое таинственное (и невыносимо ужасное) создание, посеявшее вокруг хаос и разрушения. В частности создание расправилось с курятником миссис K., разрыло огород мистеру L., поломало колодец M., раскурочило дом O. и украло три вареных яйца и булку с кухни семейства P.

Сотрудники нашей газеты первоначально предположило, что в Новую Зеландию опять вернулся Рассел Кроу, однако, связавшись с его агентом, мы узнали, что в настоящий момент он гостит в Австралии.

Боже, храни Австралию! Мы же будем держать руку на пульсе событий и сообщать вам все новости, связанные с удивительными происшествиями в деревне N.

Заметка из газеты «Новозеландские хроники», номер 4 от 2008 года:
Уточненные данные, поступившие из деревни N., столь чудны, что мы покамест не готовы их опубликовать.

Заметка из газеты «Новозеландские хроники», номер 49 от 2008 года:
По уточненным данным, в деревне N. свирепствует чумазая темноволосая девушка и силосоуборочный комбайн. Мы отказываемся как-либо комментировать это сообщение.

Заметка из газеты «Новозеландские хроники», номер 52 от 2008 года:
Чумазая темноволосая девушка на силосоуборочном комбайне движется к Веллингтону! Войска приведены в полную боевую готовность, но…

Граждане Новой Зеландии! Сохраняйте спокойствие, запаситесь всем необходимым, уходите в бомбоубежища и… Боже, прости нас за то, что мы роптали на Рассела Кроу.

Заметка из газеты «Новозеландские хроники», номер 55 от 2008 года:
Вот и все.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

1 комментарий
  1. CommentsXiphactinus88   |  Воскресенье, 29 декабря 2013 в 15:30

    Интересная статья в самом деле, с большим интересом прочитал о таинственном фильме «Кинг-Конг появляется в Эдо», и о фильме 1976 года много нового узнал. Что касается «Кинг-Конга» Питера Джексона, то это мой любимый из всех художественных фильмов какие я только видел. Как с детства он мне полюбился, так до сих пор и не могу его разлюбить. Жаль что после этого ремейка не вышел сиквел о сыне Конга. Слышал где-то что сейчас собираются снять приквел о Кинг-Конге — «Конг: восхождение на остров Черепа» (или как то так). Но информация скудна и сомнительна. Тем не менее сейчас есть надежда на новый фильм с участием Конга — на подходе 2014 год, а с ним — новый фильм о Годзилле. Поскольку слава «Кинг-Конга» 2005 года не утихла (и надеюсь не утихнет) думаю вскоре у Голливуда возникнет мысль снять новый фильм «Кинг-Конг против Годзиллы». Это было бы замечательно, но только в том случае если образ Годзиллы не будет изменён, как в своё время извращенно поступил Эммерих в 1998 году.


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Пока недальновидные издатели, прошляпившие сине-красного силача, рвали на головах куцые волосенки, бизнесмены из DC Comics раздумывали — как бы им окучить ту часть потребителей, которая в силу персональных предпочтений Супермена проигнорировала. Мозговой штурм вылился в… правильно, требование к писателям и художникам создать еще одного супергероя.

    [ читать полностью ]