Статья написана: Март, 2009
Автор: Дмитрий Лопухов
Люди Икс

Прежде чем начать разговор о поименованных в заголовке сверхъестественных субъектах, следует вознести короткую и предельно емкую хвалу людям, придумавшим объединять героев комиксов в команды. Заслуга их равновелика подвигу первопроходцев, изобретших салат (безжалостная история, увы, имен не сохранила). Сколь бы сильна ни была любовь индивида к петрушке, сельдерею или редиске, она, ежели питаться на протяжении многих дней одним лишь предметом своего обожания, завянет и помрет в мученьях быта. Салат же полирует былые ощущения, возвращает новизну в непростые отношения пары еда — едок и открывает безграничные просторы для дальнейшей эволюции нежных чувств.

Супергерой-одиночка стремительно, как престарелый миллиардер, обрастает друзьями, родственниками и партнерами. Создатели, стремясь расширить целевую аудиторию комикса, регулярно подсовывают новых персонажей — юных помощников, каковые своей детской непосредственностью призваны пленять совсем еще молодых читателей; героических подружек, обязанных привлекать внимание подростков пубертатного возраста и так далее. Кроме того, принципиальная невозможность одного и того же героя делать решительно всё (телекинезы-телепатии, шаровые молнии, замораживающие плевки, левитации, выпускание паутины, невидимость и далее по списку) вынуждает авторов всякий раз прибегать к помощи deus ex machina («Ах, мой юный друг Родерик-младший, сегодня я совершенно случайно повстречался на улице с профессором Болтом, и он прикрутил к моему пупку специальный пропеллер, посему сейчас мы с тобой не разобьемся о скалы, а чудесным образом спасемся!») Все это, конечно, не то чтобы сильно вредит повествованию, но некий хаос несомненно создает (классический пример — авторы, забывающие, чему дополнительному успел «доучиться» в прежних выпусках их персонаж)… В детских книжках, объясняющих базовые принципы экономической теории, в сходных случаях рисуют пятерых грустных человечков, занимающихся обособленно одним и тем же делом и от этого страдающих невероятно. Счастье этих человечков настигает лишь тогда, когда они понимают, что залог прогресса — кооперация и разделение труда.

Несомненно, придумать эффектную и эффективную супергеройскую группу значительно сложнее, чем разработать историю одного-единственного героического субъекта. Равно как добыть и подготовить многочисленные ингредиенты для салата гораздо труднее и накладнее, чем покрошить сугубо единоличную редиску. Однако тактические сложности с лихвой окупаются в долгосрочном периоде. Из команды без особых угрызений совести можно выбрасывать неудачных или исчерпавших себя персонажей и интегрировать в нее новых. Команда, в силу углубленной специализации ее членов, потенциально способна привлекать самую разношерстную читательскую аудиторию. Команда, наконец, предоставляет максимально широкие возможности для создания разнообразных психологических коллизий и интенсивного сюжетного развития («моногероические» комиксы, понятное дело, тяготеют к развитию экстенсивному).

История приписывает изобретение супергеройского салата ветеранам издательства DC Comics Шелдону Майеру и Гарднеру Фоксу, холодной зимой сорокового года минувшего века придумавших «Американское Общество Правосудия» (Justice Society of America), действующими или почетными членами которого успели побывать едва ли не все популярные DC’шные герои тех времен. Первая супергеройская команда издательства Marvel Comics появилась двадцать с гаком лет спустя — прохладной осенью шестьдесят первого Стэн Ли (будущий батюшка Человека-паука, Халка, Железного Человека и вообще живая легенда индустрии) и Джек Кирби (один из отцов Капитана Америка) сочинили «Фантастическую Четверку» (Fantastic Four), совершив очередную бескровную революцию в бумажном мире комиксов.

Об «Американском обществе правосудия» и «Фантастической Четверке» мы всенепременно расскажем в другой раз, а сейчас прыгнем еще на пару лет вперед — в конец теплого лета шестьдесят третьего. Именно тогда уже упомянутые выше Стэн Ли и Джек Кирби изобрели «Людей Икс».

Как вы, наверное, помните, всякий наш рассказ о тех или иных героях комиксов сопровождался небольшой, но весьма драматичной историей того, как создатели пробивались через мыслительные тернии, как устраивали мозговой штурм и как долгие годы вынашивали, лелеяли и холили Идеи будущей росток. На сей раз этого не будет. С самого начала 60-х Ли и Кирби поймали волну, практически каждое новое их творение становилось сенсацией. Разумеется, на волне успеха буквально каждая их серьезная задумка получала зеленый свет. Получил его и проект «Люди Икс». Единственное, что позволил себе издатель, так это забраковать первоначальный вариант названия — «Мутанты». Оно, согласитесь, и к лучшему.

Пришествие первое

Обложка самого первого выпуска «Людей Икс» ничем особенным среди прочих комиксов не выделялась: четверо сине-желтых субъектов ярко выраженной героической наружности и один заснеженный типус колотят некого красно-синего гражданина. Совершается экзекуция подле яркой табличики, гласящей «Люди Икс против Магнето, наисильнейшего суперзлодея Земли». Что же скрывалось под этой обложкой? А скрывалась под ней любопытная история деятельного инвалида Чарльза Ксавье, старательно тренирующего в специальной частной школе группу крайне одаренных молодых людей. Одаренные молодые люди — Зверь (The Beast), классический танк, грубоватый, не шибко воспитанный громила, чья сила и ловкость превосходят все разумные пределы (чуть позднее он превратится в учтивого гения); Ангел (The Angel), субъект со здоровенными крыльями за спиной; Циклоп (Cyclops), уравновешенный и весьма серьезный гражданин, способный стрелять из глаз лазерными лучами; Человек-лед (Iceman), самый молодой, несдержанный и легкомысленный член команды, обладающий способностью замораживать все подряд. Где-то близ экватора первого выпуска к команде присоединяется Удивительная Девушка (Marvel Girl), симпатичная молодая барышня, владеющая телекинезом. Сам же Чарльз Ксавье — телепат, гениальный изобретатель и вообще выдающаяся личность, мечтающая о дивном новом мире, где обычные люди и мутанты (каковым и является он сам и все его ученики) будут жить в мире и дружбе. Впрочем, далеко не все мутанты жаждут консенсуса и добра. Это наглядно подтверждает негодяйский Магнето, крайне продвинутый супертипус, способный создавать и управлять магнитными полями. Человеческая раса, согласно Магнето, не имеет права хозяйничать на Земле и должна разделить судьбу динозавров и прочих давно почивших зверушек. Править планетой, убежден Магнето, должны сверхсоздания, на чьих челах горит печать венцов природы. Мутанты, то есть. Оказывая посильную помощь эволюции, Магнето захватывает крупнейшую военную базу и получает доступ к ядерному потенциалу США. Не долог, впрочем, оказывается его атомный триумф — вскорости прибывают ученики Ксавье и коллективными усилиями разоружают супостата. Военные чины благодарят супергероев, Ксавье ликует, а надпись на последнем стрипе убеждает юных читателей всенепременно купить следующий выпуск комикса, в котором будет еще больше удивительных вкусняшек.

Вот, собственно, так и началась почти полувековая история «Людей Икс». Справедливости ради, следует отметить, что самый неординарный элемент повествования — частную школу для юных мутантов — Кирби и Ли придумали, скажем так, не вполне самостоятельно. В совсем уж далеком 53-м году (то есть, за десять лет до появления «Людей Икс») свет увидел роман американской писательницы Уильмар Ширас «Дети Атома» (Children of the Atom), который, в свою очередь, частично был склеен из нескольких рассказов, которые издавались и вовсе в 40-х. В романе этом описывалась нелегкая история группы подростков, чьи родители пострадали при испытании ядерного оружия, в результате чего они (дети, а не родители) родились мутантами. Мутация не затронула внешний облик малышей, но основательно повлияла на их разум — все они оказались невероятно гениальны. И как вы могли уже догадаться, все эти вундеркинды угодили в специальную школу для детей-мутантов. Понятное дело, о плагиате нет и речи: «атомный» век, интенсивное развитие научной фантастики, идеи в воздухе витают и все такое. Тем более что Кирби и Ли перенесли центр повествовательной тяжести в сторону экшна, сделав упор не на повествовательном психологизме, а на визуальной яркости образов и событий. Впрочем, недооценивать значимость «Детей Атома» для «Людей Икс» не стоит: роман Ширас был семечкой, давшей начало буйной роще…

В четвертом выпуске комикса состоялась премьера целой банды пакостных мутантов-супостатов: Магнето собрал негодяйскую бригаду, каковую окрестил Братством Злых Мутантов (The Brotherhood of Evil Mutants). Помимо самого Магнето в него вошли невероятно быстрый типус Ртуть (Quicksilver), очаровательная сестра Ртути — Алая Ведьма (Scarlet Witch), специалист по воздействию на биополя; придурковатый и практически бесполезный субъект Жаба (Toad), умеющий хорошо прыгать (sic!) и Повелитель Разума (Mastermind), ловко управляющийся с иллюзиями. Разумеется, члены Братства были обречены на поражение, ибо, как учил нас классик: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», а с согласьем у них было совсем туго. Ртуть с Алой Ведьмой так и вовсе не шибко горели желанием сотрудничать с Магнето, их к этому принуждало лишь то обстоятельство, что злодей в свое время спас девушку от разъяренной толпы, планировавшей устроить ведьме суд Линча. В конце выпуска Ртуть выступает в роли благородного и самоотверженного героя, дезактивируя ядерную бомбу, взрыв которой помимо Людей Икс должен был уничтожить население целой страны. Впрочем, несмотря на свой поступок, он вместе с сестрой остается в команде Магнето.

Кульминации противостояние Людей Икс и Братства Злых Мутантов достигает в одиннадцатом выпуске комикса. Из совершенного ниоткуда на Земле появляется загадочный Незнакомец (Stranger), который, понаблюдав за схваткой хороших и плохих парней, решает забрать с собой в неведомые космические дали Жабу и Магнето, дабы всесторонне их там изучить. Ртуть и Алая Ведьма, в решающем бою плюнувшие на верность Магнето, заключают перемирие с Людьми Икс и, отказавшись вступить в их команду, возвращаются к себе на родину в Европу. А Повелитель Разума, козырявший перед Незнакомцем своими фантастическими силами, получает от него подарок в виде тотального окаменения и остается в таком виде прозябать в лаборатории Ксавье. Так была одержана первая стратегическая победа Людей Икс.

В 66-м году происходят два очень важных для Людей Икс события: одно со знаком «минус», другое со знаком «плюс». «Минус» — это завершение работы над серией Кирби и Ли и передача проекта другой творческой группе (которая, как показала практика, оказалась значительно менее творческой). «Плюс» (впрочем, «плюсовость» этого события по гамбургскому счету под вопросом) — это прорыв ребят Ксавье за пределы царства комиксов. Если вы помните, в статье о покойном ныне Капитане Америка мы рассказывали об анимационном сериале The Marvel Super Heroes, в котором отксеренные со страниц комиксов персонажи разыгрывали сценки на фоне статичных журнальных вырезок. Вот в это безобразие и угодили Люди Икс. Причем угодили довольно курьезно: у создателей сериала не нашлось прав на другую супергеройскую бригаду — Фантастическую Четверку — и они прикрутили на их место Людей Икс, попутно переименовав последних в Союзников Во Имя Мира (sic!).

Позитивные эффекты от «плюсового» события довольно быстро были перекрыты эффектами негативными от события «минусового». Уход Кирби и Ли вскоре привел к идейной стагнации цикла и последующей его деградации. Попытки шоковый терапии в виде внедрения новых суперзлодеев (энергетического вампира Саурона, парня с говорящим именем Гипнотизер и так далее) и дополнительных членов команды (миловидную Полярис и весьма разрушительного брата Циклопа — Хавока) особого успеха не принесли, и в 1970-м году после выхода в свет шестьдесят шестого выпуска комикса серия приказала долго жить.

Пришествие второе

Реставрация случилась в 75-м году. Невероятно талантливый автор Лен Уэйн (создатель массы крайне забавных персонажей, в числе которых, например, Болотная Тварь, о которой мы обязательно в свое время расскажем) и художник Дэйв Кокрум задумали возродить Людей Икс. Впрочем, они вовсе не собирались ограничиваться банальной реанимацией. Лен разработал уникальный концепт второго поколения супергеройской команды, на основе которого они с Кокрумом и создали весной 75-го года комикс Giant-Size X-Men #1. Итак, после некого неприятного инцидента с прежней командой, Чарльз Ксавье решил собрать новых Людей Икс. С этой целью он принялся скитаться (ровно настолько, насколько слово «скитаться» применимо к парню в инвалидной коляске) по Земле, контактируя с наиболее перспективными и одаренными мутантами. В итоге новая интернациональная супергеройская бригада приняла следующие очертания: Ночной Змей (Nightcrawler), смахивающий на дьяволенка хвостатый трехпалый субъект, которого Ксавье спас от расправы (масса аллюзий на историю монстра Франкенштейна) в небольшом немецком городишке. Росомаха (Wolverine), невероятно крутой типус с адамантиевым скелетом и шестью втягивающимися сверхострыми ногтями-ножами на руках, Ксавье перевербовал его из некой таинственной правительственной организации. Банши (Banshee), ирландец, которого мутация наградила лютыми голосовыми связками. Шторм (Storm), чернокожая красавица, притворявшаяся в Кении богиней погоды. Солнечный Огонь (Sunfire), японец, некогда (а именно в 64-м выпуске комикса) бывший врагом Людей Икс. Колосс (Colossus), советский колхозник (sic!), честный, спокойный и прямолинейный парень, умеющий при необходимости обращать свое тело в сталь; Ксавье его отыскал в русской глубинке, где Колосс водил трактор и боролся за урожай. И, наконец, невероятно сильный индеец Громовержец (Thunderbird), избивавший бизонов в Аризоне. Оперативным руководством группы на первом ее задании (выяснить, что же случилось с оригинальными Людьми Икс) занялся Циклоп, единственный из уцелевших супергероев первой закваски.

Честолюбивые дублеры решают головоломку: суперсубъектов первого поколения пленил живой остров-мутант, постепенно выкачивающий из них силы и, тем самым, удовлетворявший неуемный аппетит. Наивный остров (право слово, островам как-то и не положено быть гениальными) специально выпустил Циклопа, дабы тот пригнал пополнение и расширил его рацион. Еда, однако, съела едока: совместными усилиями новых Людей Икс и старых остров был повержен, а комикс завершился ироничной фразой Ангела, указывающего на некоторый возникший отныне переизбыток супергероев.

Giant-Size X-Men #1 был принят широкой общественностью с энтузиазмом, результатом чего и стало воскрешение пребывавшей с 70-го года в летаргическом сне серии комиксов. События посыпались на ошарашенных и читателей как из рога изобилия: новые мегазлодеи, новые супергерои, бесконечные пересечения вселенных, многочисленные побочные ответвления и прочие обязательные элементы так называемого «бронзового века» американского комикса. Героически помер Громовержец, покинул команду Солнечный Огонь, Удивительная Девушка Джин Грей превратилась в Феникс (Phoenix), Люди Икс вышли в открытый космос, где продолжили нести свет добра и справедливости, а Чарльз Ксавье влюбился в симпатичную инопланетную императрицу Лиландру Нерамани, на которой впоследствии женился.

В 81-м году Люди Икс во второй раз в своей обширной карьере угодили на голубые экраны. Случилось это в анимационном сериале «Человек-паук и его удивительные друзья» (Spider-Man and His Amazing Friends). Герои наши периодически выступали в роли «…и его удивительных друзей», появляясь в отдельных эпизодах шоу. Состав Людей Икс менялся от серии к серии: в одной из серий второго сезона пред зрителями представала оригинальная команда, в другой — обновленная, в третьей — и вовсе смешанная.

К середине 80-х «бумажная» вселенная Людей Икс разрастается настолько, что начинает напоминать огромную паутину, в которой то здесь, то там трепыхаются разнообразные супергерои. Дивные метаморфозы происходят с известными персонажами, жизни их меняются коренным образом. Так, например, былой меганегодяй Магнето сперва заключает союз с Людьми Икс, а после и вовсе по личной просьбе Ксавье их возглавляет. К команде присоединяется новая супергероиня Шельма (Rouge), а Циклоп, напротив, группу покидает. Росомаха становится одним из наиболее популярных членов Людей Икс и обзаводится персональными графическими новеллами и комиксами… Увы, интенсивность и насыщенность событий столь велика, что никакой журнальной площади не хватит, дабы хотя бы вкратце пересказать их все. Посему оставим все индивидуальные истории на будущее (как минимум треть Людей Икс в силу их невероятно активной и всесторонней супергеройской деятельности заслуживают отдельных статей), а сейчас будем просто дрейфовать по течению истории.

Ускоренная кроссформатная экспансия Людей Икс начинается в 88-м году, когда LJN выпустила для восьмибитной консоли NES не шибко удачный экшн Marvel’s X-Men. В игре этой нам предстояло взирать с высоты птичьего полета за тем, как команда из двух предварительно выбранных Людей Икс (у каждого свои параметры и тип атаки — ближняя или дальня) изучают движущуюся вертикально вверх местность и презентуют тумаки приспешникам Магнето. Удивительной особенностью Marvel’s X-Men было то, что в финальный ее раунд можно было попасть, лишь набрав специальный код, напечатанный на обороте картриджа. Очень оригинально.

В 89-м Paragon Software выпустила для компьютерных платформ (PC и Commodore 64) игру с чудесным названием X-Men: Madness in the Murderworld. В этом экшне Людям Икс предстояло вырвать Чарльза Ксавье из лап похитившего его Магнето. Для этого следовало собрать куски специального мегаустройства, разбросанного по всему виртуальному миру.

Все в том же 89-м на телеэкраны вышел получасовой мультфильм «Прайд и Люди Икс» (Pryde of the X-Men), который, строго говоря, изначально был вовсе не отдельной анимационной картиной, а пилотом зарубленного сериала. В мультике рассказывалась история того, как супергероиня Кити Прайд примкнула к команде Ксавье.

Необъятная популярность Росомахи привела к тому, что в 91-м году LJN выпустила игру, посвященную персонально ему — платформер для NES Wolverine. Супергерою предстояло, прыгая по платформам и истребляя разнокалиберных негодяев, выбраться с некого загадочного острова, на который его перенес коварный Магнето. Тот же 91-ый год принес миру первую «иксменовскую» компьютерную RPG — X-Men 2: The Fall of the Mutants, выпущенную Paragon Software. Сюжет игры был позаимствован из комикса-кроссовера «Падение Мутантов» (The Fall of the Mutants).

В 92-м году LJN издала для Sega Mega Drive и SNES экшн Spider-Man and the X-Men: Arcade’s Revenge, в котором, как то и следует из названия, Люди Икс в сотрудничестве с Человеком-пауком развешивали оплеухи суперзлодею Аркаде. В этом же году Konami выпустила довольно успешный аркадный автомат X-Men. Весьма занятный факт — графическое решение сего японского экшна было позаимствовано из мультфильма «Прайд и Люди Икс».

…И вот мы сквозь заросли разноформатных приживал подобрались к поздней осени 1992-го года. 31 октября состоялось одно из важнейших событий в новейшей истории Людей Икс — на канале Fox Kids стартовал анимационный сериал X-Men. Визуально и идейно цикл наследовал не столько каноническим комиксам о Людях Икс (хотя в отдельных сериях и воссоздавались классические сюжеты «серебряного» и «бронзового» веков), сколько графическим историям 90-х. В первых двух эпизодах, открывавших сериал, рассказывалась история того, как совсем еще юная девушка-мутант Джубили, чьи способности покамест заключаются в исключительном умении ломать всяческие сложные электронные приборы, присоединяется к Людям Икс, состоящим в данной версии из Циклопа, Шторм, Зверя, Росомахи, Шельмы, Гамбита (парня, способного делать эффектные трюки с взрывающимися картами), Удивительной Девушки Джин Грей и Морфа (мутанта, умеющего принимать любые обличия), которого внедрили в команду исключительно для того, чтобы убить во втором эпизоде и продемонстрировать серьезность намерений авторов (и заодно максимально дистанцироваться от детских сериалов, в которых, как известно, хорошие парни никогда не умирают). У Джубили серьезный неприятности с агентством по надзору за мутантами, организации, собирающей личные данные всех живущих на Земле носителям суперсилы. Учредители агентства, ловко играя на всеобщей истерии, связанной с регулярными инцидентами с участием мутантов, планируют изжить вообще всех супергероев. Об этом узнают Люди Икс и, разумеется, приходят в праведное негодование… Собственно, первые два эпизода «Людей Икс» (а, по сути, одна большая серия, распиленная на две части) — миниатюрная проекция всего будущего шоу. Непростая проблематика, бескомпромиссность, сочная ирония, детальная проработка характеров и по-взрослому глубокий драматизм — все это стало визитной карточкой сериала, принесло ему заслуженный титул одной из лучших анимационных экранизаций комиксов в истории телевидения, сумасшедшие рейтинги и обожание миллионов поклонников по всему миру. Новые серии X-Men выходили вплоть до сентября 1997-го года, тем самым общая продолжительность цикла составила 75 эпизодов, растянувшихся на 5 лет показа. Это очень солидные по американским меркам цифры.

Разумеется, на волне сумасшедшей популярности шоу как грибы после дождя полезли всевозможные книги, настольные и компьютерные игры, графические новеллы, комиксы, игрушки, конструкторы и прочие плоды франчайзинга.

В 93-м году Sega собственной персоной выпускает для родной шестнадцатибитки игру X-Men, в которой отправляет Гамбита, Росомаху, Циклопа и Ночного Змея на борьбу с компьютерным вирусом, заразившим виртуальную систему их тренировочной комнаты. Памятен, впрочем, этот экшн не столько благодаря сюжету, сколько весьма неординарной (и не вполне однозначной) находке создателей — они решили использовать в одном из игровых эпизодов кнопку сброса консоли (да-да, именно Reset!) В 95-м году Sega выпустила сиквел игры — X-Men 2: Clone Wars, в котором вновь нашлось место экспериментам (стартовый персонаж выбирался случайным образом). В том же 95-м своих Людей Икс получили и обладатели SNES — Capcom выпустила экшн X-Men: Mutant Apocalypse.

Наконец, из несомненных игровых достижений 90-х следует отметить цикл аркадных файтингов-кроссоверов от Capcom (все они были через некоторое время портированы и на консоли), в которых стравливались герои различных популярных вселенных (X-Men vs. Street Fighter, Marvel vs. Capcom: Clash of Super Heroes и Marvel vs. Capcom 2: New Age of Heroes).

Другие мутанты
Как вы, наверное, помните, в универсуме Marvel существует оригинальная вселенная и масса параллельных миров. События, происходящие в оригинальной вселенной, составляют каноническую историю, те же, что имеют место быть в параллельных мирах — историю альтернативную. Альтернативная история дозволяет творить с героями решительно что угодно (все равно не жалко): убивать, менять им мировоззрение, менять облик, возраст, пол, время и место жительства. Так, например, в X-Men Noir герои живут в 30-х годах в антураже, позаимствованном из фильмов нуар (роковые красотки, тайные братства, продажные копы и так далее). В комиксах Marvel 1602 суперсилы и мутанты появились четырехстами годами ранее положенного, а в Marvel Zombies все герои превратились в зомби.

Есть свои Люди Икс и в рамках улучшенной Вселенной Ultimate Marvel (выходящей с 2000-го года серии, в которой заново рассказываются истории известных супергероев) — Ultimate X-Men. Имеются Люди икс и во Вселенной Marvel 2099 (мрачное киберпанковское будущее) — X-Men 2099. Еще в одном крайне занятном альтернативном мире — Age of Apocalypse — Чарльз Ксавье погибает до того, как успевает организовать Людей Икс и предводителем и идейным лидером команды становится… Магнето.

Ну, а самый верх альтернативного миростроения — это, пожалуй, Marvel Mangaverse, в которой все марвеловские герои стилизованы под персонажей манги (со всеми вытекающими). Людей Икс там возглавляет Росомаха, козыряющий платиновыми волосами и татуированным лицом.

Пришествие последнее

В конце 80-х годов правами на экранизацию комиксов о Людях Икс обзавелась небезызвестная компания Carolco. В разработке проекта принимали непосредственное участие Крис Кларемонт и Стэн Ли, режиссером должен был стать Джон Кэмерон, роль Циклопа исполнить Майкл Бьен (героический Кайл Ризи из первого «Терминатора»), а Росомахи — музыкант Гленн Данзиг (бывший лидер The Misfits). Однако вскоре у Carolco начались серьезные финансовые проблемы, приведшие в конечном счете к банкротству, и проект был заморожен. Знамя попробовала было подхватить Columbia Pictures, но дальше переговоров с Marvel дело так и не зашло. Тем временем стартовал и крайне быстро набрал обороты мультсериал X-Men на Fox Kids. Его успех настолько впечатлили боссов Fox, что немедленно было принято решение запустить в производство полнометражный фильм.

Впрочем, первый же серьезный затык произошел на сценарной стадии: все предлагаемые Fox варианты отметались по той или иной причине (чаще всего из-за потенциальной дороговизны), идеальный сценарий никак не хотел урождаться. Никак не удавалось отыскать и нужного режиссера: все вежливо отказывались (среди «всех» были и Тим Бартон с Робертом Родригесом). Брайан Сингер тоже сперва отказался, но позднее, начитавшись комиксов и графических новелл, решение свое изменил. Со сценарием тоже потихоньку начало налаживаться — процесс вошел в фазу торга (Сингер и Ко отправляли «фоксовским» боссам варианты, те в ответ требовали выбросить то, то и то, дабы сэкономить дополнительные пару миллионов — так из первого фильма вылетели тренировочная комната и Зверь).

Съемки «Людей Икс» начались осенью 99-го года, через десять лет после анонса так и не запущенного проекта Carolco. И вот наконец в 2000-м году произошло событие, которого почитатели цикла ждали добрых десять лет: на киноэкраны вышел первый художественный фильм о Людях Икс — фантастическая картина «Люди Икс» (X-Men) Брайана Сингера, снятая за 75 миллионов долларов. Не самые большие деньги, кстати говоря; типичный «летний» блокбастер того времени стоил около сотни миллионов — боссы Fox опасались провала и решили несколько минимизировать издержки. Сингер и его команда с честью выкрутились из крайне непростой ситуации, ухитрившись сделать не шибко конфликтующую с каноном нарезку из персонажей, событий и фактов. Сюжетообразующим элементом картины вновь стал многострадальный проект закона об обязательной регистрации мутантов. Сенатор Роберт Келли (ярый антимутантский деятель, обитающий в «бумажной» вселенной Людей Икс еще с 1980-го года) активно сей закон продвигает, Чарльз Ксавье из-за этого переживает, ну, а Магнето планирует развязать масштабную войну. По миру скитается пара мутантов: Росомаха, ничего не помнящий о своем прошлом задира и наглец, и Шельма, пытающаяся скрыться от всего мира и от своих непонятных способностей. Два одиночества встречаются в Канаде, где подвергаются нападению одного из подручных Магнето. Их спасают прибывшие вовремя Люди Икс и приводят в частную школу Ксавье (в фильме изрядно напоминающую гаррипоттеровский Хогвартс). Не без проблем Шельма и Росомаха вписываются в команду супергероев, в каковой числятся Циклоп, Шторм и Джин Грей. Братство Злых Мутантов Магнето тоже не шибко велико и состоит из невероятно сильного и жестокого Саблезубого (Sabretooth); способной принимать различные обличия Мистик (Mystique), каждая сцена с участием которой угрожала фильму переводом в категорию R (из-за вызывающей скудности ее гардероба); и нашего старого знакомца Жабы. Повинуясь неумолимому сюжету, Магнето и его подручные похищают Шельму, дабы с ее помощью превратить лидеров всех государств, собравшихся на всемирный саммит в Нью-Йорке в мутантов, но Люди Икс сделать им этого не позволяют. В итоге негодяи повержены, Магнето заточен в пластмассовую тюрьму, добро и справедливость торжествуют, а Росомаха отправляется вызнавать подробности своей стертой из памяти юности.

Разумеется, характеры большинства героев были изрядно упрощены (а иначе экранизировать комиксы, выпускающиеся на протяжении десятилетий, так, чтобы ход событий был понятен не только хардкорным фанатам, невозможно), и изменены многие факты и детали (самое заметное — смена классических костюмов героев, вызвавшая в свое время негодование поклонников, что было довольно забавно обыграно в фильме). Но, право слово, все это нисколько не испортило фильма. «Люди Икс» Сингера, конечно, далеко не лучшая киноэкранизация комиксов в истории индустрии, но весьма и весьма приличная.

Сопровождавшая фильм рекламная кампания и последующий немалый его успех (картина собрала почти 300 миллионов долларов в мировом прокате, массу позитивных отзывов от кинокритиков и неплохой урожай премий и номинаций) поднял новую волну интереса к Людям Икс. Разумеется, видеоигры тут же посыпались как из рога изобилия. Выпускала их разжившаяся правами на игроизацию Activision. 2000-ый год принес файтинг X-Men: Mutant Academy и beat ’em up X-Men: Mutant Wars, 2001-ый — эсклюзивный экшн X-Men: Wolverine’s Rage для Game Boy Color, файтинг X-Men: Mutant Academy 2 и еще один портативный эксклюзив (на сей раз для Game Boy Advance) X-Men: Reign of Apocalypse. А в 2003-м на всех (кроме, понятно, покойной Dreamcast) консолях шестого поколения вышел файтинг X-Men: Next Dimension.

Помимо целой авоськи игр в 2000-м году состоялось очередное телевизионное Икс-событие: в телевизионной сети The CW стартовал сериал «Люди Икс: Эволюция» (X-Men: Evolution), занятное переложение истории Людей Икс для юной аудитории. В данном шоу наши супермутанты совсем еще молоды и помимо института Ксавье посещают обычное учебное заведение. В роли антагонистов выступают члены Братства Злых Мутантов. Сериал пользовался немалой популярностью у зрителей и продержался в эфире целых три года, на протяжении которых было показано 52 его серии.

Серьезный успех полнометражного фильма Сингера, как то и заведено в Голливуде, убедил боссов Fox в необходимости сиквела. Съемки начались летом 2002-го и завершились в ноябре того же года. В кинотеатрах фильм «Люди Икс 2» (X2) стартовал в мае 2003-го и мгновенно стал сенсацией, в первый же уик-энд отбив солидный кусок своего бюджета (110 миллионов) и собрав в результате в мировом прокате 407 миллионов долларов. Впрочем, величие Сингера для нас, зрителей и поклонников вселенной, вовсе не в огромных сборах и четырехкратном возврате вложенных денег. «Люди Икс 2» — очень стильный и сильный фантастический фильм с весьма неглупым сюжетом, крайне интенсивным действием, изобретательным визуальным решением, хорошими диалогами и на удивление умеренным драматическим пафосом. Сиквел оказался значительно лучше оригинала и сделал очень серьезную заявку на обладание титулом одной из лучших киноэкранизаций комиксов.

Отказавшись от изобретений велосипедов и паровозов, Сингер решил взять в качестве основы для фильма одну из написанных ранее графических новелл. Выбор пал на вышедшую в 82-м году «Бог любит, Человек убивает» (God Loves, Man Kills) Криса Кларемонта. Сюжет новеллы, разумеется, подвергся серьезной переработке (дабы его можно было без проблем ввинтить в киновселенную) и в итоге предстал перед зрителями в следующем виде. Малосимпатичный полковник Вильям Страйкер одержим идеей уничтожения всех без исключения мутантов. С этой целью он похищает Чарльза Ксавье и, пользуясь иллюзиями, создаваемыми подвластным ему мутантом (его сыном, бывшим некогда учеником Ксавье) пытается вынудить его убить с помощью специального прибора, скопированного с «Церебро» (сложнейшего аппарата, помогающего Людям Икс отыскивать новых мутантов), уничтожить всех носителей суперспособностей. Страйкер большую часть своей жизни посвятил изучению мутантов, в результате он придумал специальный раствор, дающий возможность подчинять их волю. Кроме того, Страйкер имеет непосредственное отношение к превращению Росомахи в адамантиевую машину для убийств. Словом, полноценный враг рода мутантского. Даже освобожденный из пластмассового плена Магнето со своей верной Мистик присоединяются на время к Людям Икс, дабы помочь им совладать с опасным негодяем. Впрочем, в конце Магнето предает своих союзников, пытается в очередной раз убить всех людей, но остается с носом. Помимо всего прочего, в финале фильма героически погибает Джин Грей, вызывая бурю чувств у Росомахи и Циклопа, составивших с ней занятный (и довольно необычный для экранизаций комиксов) любовный треугольник. Впрочем, последние кадры позволяют предположить, что (как то и было в комиксах) Джин воскреснет в обличии Феникс.

В X2 фигурирует солидное количество прочих известных Людей Икс и их врагов: Человек-лед (здесь он юный студент школы Ксавье); набожный дьяволенок Ночной Змей; Пиро (Pyro), амбициозный ученик Ксавье, переманенный в свой стан хитроумным Магнето; благородный и ответственный Колосс (да-да, наш старый друг-колхозник); Леди Смертельный Удар (Lady Deathstrike), управляемая Страйкером супергероиня с адамантиевым, как у Росомахи, нутром и другие симпатичные и не очень субъекты. Удивляет, впрочем, не количество персонажей, а то, как уверенно и изобретательно со всеми ними управился режиссер. Ни один из них не выглядит бесполезным висящим на стене ружьем, у каждого есть достаточное для раскрытия образа количество экранного времени (даже у самых второстепенных героев), все удачно встраиваются в общее сюжетное полотно. Отдельно следует упомянуть постановку и режиссуру некоторых эпизодов, в частности осады спецназом школы Людей Икс: очень красиво, крайне эффектно, бескомпромиссно и брутально (Сингеру пришлось даже вырезать несколько сцен, ибо киноассоциация не желала давать фильму рейтинг PG-13). Выход картины, кстати говоря, сопровождался отправкой на золото неплохого мультиплатформенного мочилова X2: Wolverine’s Revenge. Чуть позднее вышли два ролевых экшна — X-Men Legends (2004) и X-Men Legends II: Rise of Apocalypse (2005).

В 2006-м году на киноэкраны вышел самый дорогой (150 миллионов долларов), самый зрелищный и самый интенсивный с точки зрения экшна фильм о Людях Икс — «Люди Икс: Последняя Битва» (X-Men: The Last Stand). Впрочем, троекратное употребление слова «самый» не должно вводить вас в заблуждение — будучи шикарной визуальной вкусняшкой, картина изрядно проседала в плане сценария. Причем проблема была вовсе не в его тексте — для него использовались две весьма неплохие истории «Сага о Темной Феникс» (The Dark Phoenix Saga, 1980) и «Одаренный» (Gifted) из Astonishing X-Men — но в том, как истории эти были слиты воедино и реализованы в качестве сюжета фильма. Смена режиссера (третью часть цикла снимал специалист по комедийным экшнам Бретт Ратнер) произвела занятный эффект: новый фильм получился в куда как большей степени экранизацией комиксов, чем два предыдущих. Сингер снимал картины о Людях Икс, невероятных, необычных существах, вынужденных жить бок о бок с людьми. Ратнер снял фильм о невероятных, необычных и драматичных… приключениях этих самых людей. Персонажи вновь стали теми, кем были до выхода первого фильма — плоскими героями комиксов. Ушел подаренный им Сингером объем.

В «Последней Битве» есть две главные сюжетные линии (каждая позаимствована из отдельного комикса), который постепенно сходятся воедино. Джин Грей воскресает в обличие Феникс, сверхмощного и абсолютно неподконтрольного мутанта, наделенного поистине божественными силам. Тем временем, некий ученый изобретает лекарство, способное превращать мутантов в обычных людей. Лекарство это «добывается» из мальчика-мутанта, в присутствии которого напрочь нейтрализуются все икс-силы. Феникс последовательно убивает Циклопа и Ксавье, после чего присоединяется к Магнето, который собирает мутантов для последней битвы с человечеством (уж очень они опасаются, что правительство решит насильно «исцелить» всех носителей мутировавших генов). Далее следует множество спецэффектов, долгих и крайне ярких боевых сцен, показных моральных терзаний. Заканчивается все тем, что Магнето получает дозу «лекарство»; Росомаха, страдая, убивает Джин-Феникс; воцаряется мир. Школа Ксавье продолжает функционировать (возглавляет ее отныне Шторм), а Магнето коротает дни в доме престарелых. В последних кадрах имеется фундамент для возведения еще одного сиквела — Магнето слегка пододвигает, не касаясь пальцем, шахматную фигурку (сила, вроде как, возвращается). Ну, а после финальных титров некий лежачий пациент-овощ внезапно выходит из комы и принимается болтать голосом Ксавье. Судя по всему, Профессор Икс перенес в его бесполезное тело свое крайне полезное сознание. Конец.

В «Последней Битве» появляется немало «новых-старых» мутантов, самые заметные среди которых Зверь, Ангел и Джаггернаут, субъект со вселомающей башкой. После выхода на киноэкраны фильма свет увидели несколько видеоигр, среди которых особняком значилась X-Men: The Official Game. Выделяем ее отдельно не из-за каких-то невероятных игровых достоинств (продукт был довольно средненький), но из-за официального ее статуса. В X-Men: The Official Game описываются важные с точки зрения стройности киновселенной события, оставшиеся за кадром второго и третьего фильмов (например, мы узнаем, что Ночной Змей покинул команду из-за того, что уж больно много было вокруг Людей Икс кровищи и жестокости).

Третья часть «Людей Икс» принесла неплохие деньги (460 миллионов), однако отношение к ней критиков и зрителей было неоднозначным. Продюсеры правильно истолковали тревожный сигнал и решили развернуть фронт работ на 180 градусов. Были предложены проекты трех фильмов-приквелов: «Люди Икс: Росомаха» (X-Men Origins: Wolverine), «Люди Икс: Магнето» (X-Men Origins: Magneto) и «Люди Икс: Начальный Класс» (X-Men: First Class). И если с двумя последними картинами, рассказывающими о молодых годах Магнето и базовых членов команды соответственно, ничего пока толком не ясно, то первый, повествующий о таинственной юности Росомахи, выходит в мировой прокат в последних числах апреля и первых числах мая. Режиссер картины — невероятно перспективный и одаренный южноафриканец Гэвин Худ, большой почитатель психологических этюдов (это позволяет надеяться на то, что «Росомаха» будет ближе ко второй части трилогии, нежели к третьей). Роль Росомахи вновь исполнил актер Хью Джекман, весьма харизматично отыгравший в оригинальной трилогии. Словом, ждем с немалым интересом.

Не без интереса ожидаем мы и выходящую параллельно с фильмом игру X-Men Origins: Wolverine, в которой, как обещают, крови и экшна будет не меньше, чем в God of War.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

1 комментарий
  1. Commentsстармир   |  Четверг, 23 сентября 2010 в 20:59

    Росомаха не оправдал ожиданий…


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Едва вылупившись, подавляющее большинство драконов принимается творить неприятные вещи: сжигать посевы, воровать драгоценности, похищать принцесс и выковыривать из доспехов рыцарей. Так гласят мифы и предания народов мира, так утверждают сказки, с этим в целом соглашается и христианский канон.

    [ читать полностью ]