Статья написана: Ноябрь, 2008
Автор: Дмитрий Лопухов
На смерть Капитана Америка

Холодный март две тысячи седьмого принес известие, повергнувшее в шок стар и млад: в результате тяжелой и непродолжительной болезни, вызванной многочисленными огнестрельными ранениями, помер Капитан Америка. Новость эта изрядно опечалила огромное количество людей живых и нарисованных: давние фанаты почившего Капитана бились в истерике и безрезультатно вопрошали небеса о причинах сего безобразия, а супергерои, обитающие в общей с усопшим Вселенной, клялись отомстить и прятались от виртуальных объективов художников, скрывая наполненные слезами глаза.

Кончина столь известных персонажей-долгожителей — штука довольно редкая, посему заслуживающая некоторого внимания. Однако, как известно, бумажные супергерои имеют весьма неприятную для сочинителей эпитафий особенность — тенденцию к воскресанию. Представьте себе масштабы этого безобразия: ты ночи напролет сочиняешь душещипательное прощальное слово, но к тому моменту, когда готовишься поставить жирную точку и выдвинуться за гонораром, обнаруживаешь, что покойный успел ожить и принялся вновь нести в мир справедливости свет.

Авторы эпитафий покойным героям комиксов оказываются в положении предсказателей погоды Джерома К. Джерома. Гораздо удобнее выказывать публичную уверенность в том, что померший субъект обязательно воскреснет, нежели скорбно желать мира его праху. Если ты сказал, что покойник обязательно оживет, а он так и останется хладным бумажным трупом, то его поклонники понимающе констатируют: «Все могут ошибаться» и, конечно же, простят. Если же воскреснет, то тебя всенепременно нарекут новым Нострадамусом. Со всех сторон профит. Но что же ждет тех типусов, которые публично хоронят беднягу и призывают смириться с потерей? Правильно — их в любом случае подвергнут остракизму. Герой ожил? «Ха-ха, вот ты и лопухнулся!» Не ожил? «У-у-у, свинтус, накаркал».

В общем, с марта две тысячи седьмого мы настороженно ждали, что Капитан Америка воскреснет и вновь примется радоваться своими многочисленными подвигами население одноименной с собой страны. Но время шло, Капитан не воскресал. Минуло полтора года, боль в сердцах фанатов поутихла, на смену покойному пришли честолюбивые дублеры, жизнь вошла в свою колею, и мы решились.

Детство

Мы собрались здесь для того, чтобы проститься с Капитаном Америка, благородным субъектом, не жалевшим живота своего на протяжении шестидесяти с гаком лет и бесстрашно сражавшимся со всеми видами наземной напасти — от фашистов и чиновников-бюрократов до радиоактивных кузнечиков и механизированных свиней. Увы, мы слишком плохо знали покойного — ветер перемен осчастливил нас Бэтменом, Спайдерменом и Суперменом, однако знакомство наше с остальными иноземными супергероями оказалось крайне поверхностным. Причины этого понятны и просты: в современной американской культуре комикс является одним из краеугольных камней. Еще задолго до того, как кинематограф заполучил статус искусства номер один, а телевидение беспардонно вторглось в каждый дом, молодые жители страны победившей демократии с утра до ночи зачитывались красочными журналами, в которых обстоятельно и ярко описывались похождения разномастных бумажных граждан, несущих печать неистового героизма на челе. Долгоиграющие телевизионные сериалы и высокобюджетные кинопостановки пришли позднее, когда любовь народа уже стала безграничной. Слава героев ковалась на страницах комиксов; прыгающие на голубых экранах и белых простынях актеры всего лишь пользовались ей, черпали жадно из разрытого колодца…

У нас же все было не так. В Советском Союзе комикс существовал преимущественно в двух ипостасях: небольшие иллюстрированные истории в детских журналах, имеющие сугубо воспитательно-поучительное значение, и иллюстрированный инструмент ликбеза (читатели постарше, должны помнить незатейливые рисованные сериалы, наглядно поясняющие людям, как опасно оставлять дома включенный утюг и раскрывать местонахождение секретных заводов лицам с ярко выраженным буржуазным акцентом). Иностранные комиксы в СССР практически не выпускались, ибо считались злостным оружием капиталистической пропаганды (не без оснований, кстати говоря — в эпоху буйного цвета злокачественного маккартизма почти все популярные супергерои, в том числе и покойный, успели небезуспешно повоевать с коммунистами) и решительно не одобрялись. Посему вплоть до середины 80-х среднестатистический советский гражданин знать не знал о каких-то там суперменах, спайдерменах и прочих бэтменах. И узнал о них лишь с началом видеопрокатного и видеосалонного бумов. Переведенные гнусаво-гундосыми голосами кинофильмы и мультики, повествующие о похождениях мужественных супертипусов, сделались для наших сограждан первоисточниками. Соответственно популярность того или иного персонажа напрямую зависела от качества его киновоплощения. Бэтмену и Супермену бескрайне повезло, Капитану Америка, увы, не очень…

Модель популяризации американских бумажных супергероев перекочевала в девяностые, затем проникла и в нулевые. Ничтожно малое количество наших соотечественников узнает о том или ином персонаже из первых рук (то есть, из комиксов). Успех приходит к ним лишь после удачной экранизации, выхода успешного анимационного сериала или полнометражного мультфильма. Так мы узнали Спайдермена, Халка, Людей Икс, Железного человека и прочих (куда как менее известных, нежели покойный) персонажей. Про Капитана же за период с начала восьмидесятых по настоящее время в широкий прокат так и не вышло ни одного вменяемого кинематографического или телевизионного произведения. Вот, собственно, и ответ на вопрос: почему в нашей стране героя, чьи комиксы продавались суммарными тиражами в сотни миллионов экземпляров, и на котором выросло несколько поколений американцев и европейцев, толком почти никто не знает.

Капитан Америка появился на свет в марте 41-го, аккурат в ту пору, когда Земля всем своим пузатым телом погрузилась в пучину Второй мировой войны. Придумали Капитана художники Джо Саймон и Джек Кирби, трудившиеся в те годы в свежесозданной компании Timely Comics (той самой, которой через некоторое время предстояло превратиться в легендарную Marvel Comics). Дефицита в супергероях в те годы уже не наблюдалось, однако подавляющее их большинство было сугубо «внутреннего» применения и воевали преимущественно с местечковой шпаной. Кирби и Саймон мыслили куда глобальнее: основную угрозу они видели не в локальных гангстерах и маньяках, но в фашистской гидре, угнездившейся в недрах далекой Европы-матушки…

Обложка первого номера комикса Captain America шокировала Америку: типчик в супергеройском костюме, сжимающий в руках звездно-полосатый щит, ударом кулака отправляет в нокаут… Адольфа Гитлера! Представьте себе: заря сорок первого, до Перл-Харбора еще девять месяцев, далеко не все еще население США уверено, что войны не избежать, кое-кто и вовсе считает, что нацистская Германия никак не хуже прочих европейских государств, и тут такое! Одна только обложка стартового выпуска комикса вызвала немалый общественный резонанс. Ее обсуждали в кругах, невероятно далеких от мира комиксов, о ней писали в газетах и журналах, профашистски настроенные граждане покрывались пунцовыми пятнами и обещали непременно расправиться с авторами, невольно способствуя росту популярности комикса. Обложка первого номера была нереально крута, спору нет. Но таким ли крутым было его содержимое?..

Итак, перевернув страницу со страдающим во имя высоких идеалов фашизма фюрером, читатель натыкался на драматичную историю о шпионаже, саботаже и рождении истинного американского патриота. Американская армия, утверждали авторы первого комикса, по самый верх была набита нацистскими засранцами, вовсю занятыми распространением хаоса и беспредела. И с этой целью президент США (в сотрудничестве с ФБР) запустил проект по превращению бесполезных задохликов в супергероев, способных голыми руками выдирать отвечающие за шпионаж головы нацистской гидре. Первым из серии суперсолдат должен был стать некий щупленький паренек Стив Роджерс, мечтавший служить во благо родине, но не попавший в армию в силу хлипких физических кондиций. Укол загадочным препаратом превратил юного патриота в здоровенного бугая, попутно подняв его IQ до космических высот. «И мы будем называть тебя Капитаном Америка!» — восторженно сообщил изобретатель сыворотки, увидев плод творения рук своих, после чего скоропостижно скончался пристреленный проникшим на процедуру гестаповцем. С воплем «Смерть демократическим псам!» фашист палил в людей и в колбы с чудодейственным снадобьем, пока его не настиг тяжелый кулак Капитана Америка. Увы, сыворотка уже была уничтожена, изобретатель ее помер, и суперсолдат остался в единственном экземпляре. А суперсолдат в единственном экземпляре, как известно, автоматически превращается в супергероя, что, собственно, и случилось страницу спустя со Стивом Роджерсом. Добыв где-то стилизованный под американский флаг костюм и звездно-полосатый щит, Капитан Америка отправился крушить нацистских шпионов и саботажников. Еще одна страница понадобилась Роджерсу для того, чтобы обзавестись юным напарником — Баки Барнсом. Баки был сыном полка в воинской части, в которую отправился служить Капитан Америка. Юноша мечтал познакомиться с прославленным героем и, как-то раз оказавшись в нужное время в нужном месте, обнаружил, что Роджерс и является гражданским воплощением грозы шпионов. Добродушный Капитан немедленно принял постреленка в команду и презентовал костюм сходной со своим цветовой гаммы (судя по скорости появления на страницах комикса новых одеяний, третьей личиной Роджерса была швея-мотористка). На этом, собственно, история появления на свет Капитана Америка заканчивается и начинается производственная рутина, заключающаяся в оптовой отправке ушлых фашистов в мир иной.

Антифашистское движение Капитана Америка и Баки Барнса просуществовало вплоть до конца Второй мировой. И все эти годы оно пользовалось невероятной популярностью. С нашей колокольни рисованные подвиги Роджерса и его юного коллеги смотрятся довольно примитивно, но в те годы они действительно были весьма актуальны, позитивно влияли на здоровый патриотизм молодого населения, поднимали градус антинацистских настроений и, самое главное, успешно развлекали почтеннейшую публику. Тиражи издания росли как на дрожжах, количество поклонников увеличивалось с каждым днем, Капитана Америка, обрывая конечности очередному фашистскому прихвостню, с оптимизмом взирал в завтрашний день… Но тут вдруг Вторая мировая взяла и завершилась.

Патриотичный Капитан оказался в положении старого передовика, который долгие годы, себя не жалея, пахал на производстве, висел на доске почета и складировал дома благодарственные грамоты, но по истечению срока собственной годности внезапно оказался на улице, сжимая в дрожащих руках самовар с выгравированной надписью «Поздравляем с выходом на Заслуженную Пенсию». Супергероические субчики, занимавшиеся до начала войны геноцидом представителей преступного мира, вернулись к обыденным своим делам, а вот Капитан Америка и Баки Барнс, изначально предназначенные специально для борьбы с нацистами, остались без работы. Разумеется, некоторое время спустя они интегрировались в тесные ряды борцов с преступниками и коммунистами, но в данной ипостаси смотрелись Капитан и Баки не шибко привлекательно. И в свете общего падения интереса народонаселения к супергеройским комиксам, дела у антифашистской парочки пошли хуже некуда.

Впрочем, еще до завершения Второй мировой киноделы из компании Republic Pictures, специализировавшейся на производстве сериалов по мотивам комиксов, предложили довольно занятный способ конверсии Капитана. В 40-х годах солидной популярностью киносериалы — многосерийные фильмы, демонстрировавшиеся по уик-эндам в кинозалах. Каждый эпизод подобной постановки длилась 15-20 минут, серий же, как правило, было штук пятнадцать. Телевидения в те годы было в состоянии эмбриона, посему подобный формат позволял дельцам недурно наживаться. Так вот, в 44-м году Republic Pictures начала показ киносериала Captain America, который неожиданно был довольно тепло встречен зрителями. Неожиданность успеха была в том, что сериал не имел с оригинальными комиксами практически ничего общего. Под маской Капитана Америка скрывался окружной прокурор Грант Гарднер. Никакими сыворотками его не накачивали, щита у него не было и в помине, равно как не было и юного помощника Баки. Более того, в сериале не наблюдалось ни единого нациста (что особенно забавно в свете того, что в выпущенном годом ранее сериале про Бэтмена именно фашисты выступали в роли главных негодяев — видимо тогда их всех и поубивали). Причина подобных кардинальных изменений обнаружилась много лет спустя: оказалось, что первоначально сценарий постановки писался вовсе не для Капитана Америка, а для другого супергероя. Когда Капитан внезапно подвернулся киноделам под руку, текст решили кардинальной переработке не подвергать, а лишь внести несколько сугубо косметических изменений.

К концу 40-х популярность комиксов про Капитана Америка скатилась почти до нулевой отметки. Сюжеты окончательно деградировали, пресные истории о сражениях Роджерса с разномастными коммунистическими чудовищами, горделиво носящими серп с молотом на волосатых телах, публике основательно приелись. Утомили ее и однообразные разборки Капитана со всяческими паранормальными барабашками. Итог был предсказуем — зимой 50-го года на свет вышел последний выпуск комикса Captain America, после которого цикл скоропостижно оборвался.

До середины 50-х было предпринято несколько попыток реанимировать супергероя, но публика на потуги эти реагировала вяло и все начинания издателей игнорировала. В 54-м, финансово провалив последнюю воскресительную инициативу комиксмейкеров, читатели констатировали: «Нет, такие капитаны нам не нужны». «Ну и пожалуйста», — обиделись дельцы из Atlas Comics (наследницы Timely Comics) и запузырили Капитана Америка обратно в пыльный чулан.

Отрочество и юность

Пока Капитан прохлаждался в чуланной глуши и вел душеспасительные беседы с метлами и граблями, в мире творились великие дела. Отгремел золотой век американских комиксов, век невинности и наивности. В мир человеческий бесцеремонно вторглось телевидение, разом изменив все развлекательные каноны. Научная фантастика преодолела кризис роста и стала владычицей умов людских.

Новому поколению читателей, большинство из которых едва застали смутное военное время, требовались новые комиксы, новые герои, новые подходы и приемы. Их более не устраивал сюжетный примитивизм старого поколения рисованных историй, его лубочность и прямолинейность. Они жаждали сложных и разветвленных сюжетов, реалистичного развития персонажей, психологизма. И надежды их были с лихвой удовлетворены во второй половине 50-х и начале 60-х годов, когда начался серебряный век американских комиксов.

Ветер перемен принес с собой толпу новых супергероев; этот же ветер сдул пыль и с ряда старых. В ноябре 1963-го те любители комиксов, которые застали триумфальный экватор золотого века, пришли в неистовый восторг, обнаружив на обложке 114-го номера Strange Tales изображение Капитана Америка, сражающегося с положительным персонажем новой генерации — Человеком-факелом. Юные почитатели комиксов, родившиеся уже после того, как слава Капитана миновала свой зенит, недоумевали, пытаясь разгадать причину ликования своих родителей. Недоумевал и сам Капитан Америка, все еще сидящий в пыльном чулане.

Как выяснилось, дельцы из Marvel Comics (потомка Atlas Comics) решили сделать хитрый финт ушами и посмотреть, как публика отреагирует на возможное возвращение супергеройского патриота. С этой целью они нарядили в костюм Капитана одного из врагов Человека-факела и обставили сей маскарад так, будто бы легендарный антифашистский субъект наконец-то соизволил вернуться из пелены забвения. Нарисованный люд возликовал, обрадовался и сам Человек-факел, выросший на комиксах о Капитане. Однако впоследствии коварные планы лжегероя раскрылись (он планировал под шумок, вызванный бегством из тюрьмы его сообщников-бандитов, выставить местный банк), маска слетела с его побитого лица, и народ сообразил, что на груди пригрел фальшивку и натуральную змею.

Шквал читательских отзывов убедил марвеловских боссов, что возвращение Капитана не пройдет незамеченным. Дверца чулана распахнулась, и весной 1964-го звездно-полосатый субчик был извлечен на божий свет. Случилось это в четвертом выпуске комикса The Avengers (цикла, повествующего о противостоянии группы марвеловских героев многоликому злу). Долгое отсутствие Капитан объяснили просто — оказывается, на исходе Второй мировой он угодил в ледяные воды Северного Ледовитого океана, где и превратился в глыбу льда. Мстители разморозили героическую льдину, извлекли Капитана на свет божий и сделали членом своей команды. Вопросов о том, как же получилось, что комиксы о нем выходили еще в течение десяти почти лет после завершения войны, Капитану, естественно, никто не задавал. Видимо, имел место быть пространственно-временной парадокс.

Полномасштабная «починка» истории началась осенью 1964-го с 63-го выпуска комикса Tales of Suspense (начиная с 59-го выпуска, каждый новый номер журнала состоял из двух рисованных историй — одна из них посвящалась Железному Человеку, другая — Капитану Америка). История звездно-полосатого супергероя была рассказана заново, с того самого момента, как Стиву Роджерсу сделали укол чудодейственным снадобьем, обросла массой новых деталей и избавилась от множества деталей старых. В апреле 1968-го 100-ый номер Tales of Suspense превратился в сотый номер комикса Captain America, перезапустив тем самым покойный с 50-х годов журнал. В таком виде он и дотянул до середины 90-х.

В 66-м году Капитан Америка впервые выбрался на телеэкран — на одном из американских каналов было запущен анимационный сериал The Marvel Super Heroes. Всего было снято 65 серий, по 13 на каждого из представленных супергеров. Понедельник традиционно отводился нашему звездно-полосатому герою (вторник — Халку, среда — Железному Человеку, четверг — Тору, пятница — Намору). Сериал этот памятен многим поклонникам марвеловской вселенной тем, что являл собой удивительный образчик производственной жадности: герои была не нарисованы, а отксерены (!) прямо со страниц комиксов; анимация была почти полностью статичной, а каждый очередной экран мультфильма представлял собой увеличенную и неподвижную вырезку из комикса. У персонажей двигались лишь только губы, глаза и изредка конечности. То есть, по сути, весь сериал представлял собой перенесенные на телеэкран отдельные выпуски комиксов. Разумеется, сюжеты серий почти полностью дублировали сюжеты исходных историй.

В 70-х годах реставрация жизненного пути Капитана Америка: исторические неточности были сглажены, пустующие лакуны — заполнены. Выяснилось, что те Капитаны Америка, которые геройствовали в период с конца Второй мировой по середину 50-х — все повально были фальшивками. Оказалось, что буквально любая собака могла сшить себе костюм Капитана и отправиться в крестовый поход на Зло. Так, например, и поступил в 53-м году некий безымянный учитель истории, огромный фанат звездно-полосатого супергероя. Сей типус отыскал в Германии потерянную формулу мега-снадобья и с согласия правительства США (им очень нужен был супергерой для успешного ведения боевых действий в Корее) он сменил имя и сделал пластическую операцию. Когда корейская война завершилась, безымянный субчик перестал интересовать властьимущих и был возвращен обратно в школу. Однако жажда заменить Капитана Америка была так сильна, что он, заручившись поддержкой еще одного юного фаната звездно-полосатого героя, таки закинулся чудодейственной микстурой. Так учитель и его верный ученик стали новыми Капитаном и Баки. А потом из-за неполноценности обнаруженный формулы (она оказалась бета-версией) оба сошли с ума, со всех сторон им начали мерещиться коммунисты и серпы с молотами, и под тяжелые их кулаки стали попадать невинные люди. В 55-м ФБР арестовало обоих и зачем-то заморозило. В поздних выпусках комиксов авторы их пару раз размораживали и заставляли драться с взаправдашним Капитаном Америка.

Капитан Кебаб
В 73-м году некий суперплодовитый турецкий трэш-мейкер снял фильм «Три могучих человека» (3 dev adam), который вскоре получил неофициальное название «Капитан Америка и Санто против Спайдермена» (Captain America and Santo vs. Spider-Man). В величественном этом образчике передовой турецкой киномысли рассказывалась история о том, как негодяйский маньяк (!) Спайдермен организовал в Стамбуле бандитский картель и принялся совершать ужасные преступления. Дабы остановить негодяя из Америки в спешном порядке были выписаны Капитан Америка, его подруга и мексиканский рестлер Санто.

Бюджета картины, увы, хватило лишь на то, чтобы сшить из подручного тряпья костюмы. Денег на щит для Капитана Америка и паутину для Спайдермена не нашлось. Зато вместо этого в фильме было кунг-фу, жестокие убийства (так, например, еще до начала стартовых титров Спайдермен угробил некую зарытую по шею в землю тетку с помощью моторной лодки) и огромные мохнатые брови, торчащие из здоровенных глазных дырок в маске Человека-паука.

В 79-м году на телеэкраны вышел фильм «Капитан Америка» (Captain America). Сценарист этого могучего телевизионного трэшака решил не забивать себе головушку всякими комиксными перипетиями и сочинил историю жизни Капитана буквально с нуля. Молодому Стиву Роджерсу (чей отец в 40-х годах был видным правительственным агентом и назывался в честь этого Капитаном Америка) пакостные негодяи подстраивают серьезную автомобильную аварию, в которой тот едва не погибает. Однако он возвращается к жизни с помощью некой чудодейственной сыворотки, многократно умнеет и становится значительно сильнее, получает от правительства костюм, супермотоцикл и суперщит и принимается наводить шороху в преступном мире. Фильм снят из рук вон плохо и являет собой идеальный образчик продукции категории Z, то есть постановок, которые дурны настолько, что вызывают истеричный смех.

В том же 79-м по какой-то непонятной ошибке господней вышла вторая часть вышеописанной телекартины — «Капитан Америка II: Смерть так близка» (Captain America II: Death Too Soon). На сей раз звездно-полосатому мотоциклисту пришлось схлестнуться с мерзопакостным негодяем, распространяющим по городам и селам США некий химический препарат, феноменально ускоряющий процесс старения. Негодяй жаждал получить за антидот изрядную сумму денег, но, получил в итоге по морде от героического шлемоносца (в обоих частях телепостановки Капитан носил мотоциклистский шлем поверх маски). Фильм этот посадил в лужу тех критиков, которые, узрев первую часть, констатировали, что, мол, хуже не бывает. Бывает, как оказалось.

В индустрии комиксов тем временем завершился серебряный век, вступили в свои права последовательно век бронзовый и век модерна. Все это не могло не сказаться на историях о Капитане Америка: начал разрабатывать доселе неактуальные темы, солидная роль стала уделяться общественно-политическим проблемам, общая атмосфера историй пропиталась духом внезапно извлеченных из кинематографических закромов фильмов нуар… Если бы в конце 80-х кто-либо потрудился снять про Капитана Америка картину, равносильную «Бэтмену» Тима Бертона, то звездно-полосатый супергерой вне всяких сомнений бы стал одним из наиболее значимых персонажей XX века. Материала бы хватило на добрый десяток потрясающих фильмов. Но, увы…

Старость и смерть

Судьба несчастного Капитана Америка стала ясна ровно в тот момент, когда определился режиссер полнометражной картины. Альберт Пьюн — сей достойный гавайский товарищ к тому моменту, когда старушка-судьба усадила его в режиссерское кресло фильма о звездно-полосатом герое, уже успел заслужить титул безбашенного трэшедела и достойного наследника Эда Вуда. Во время работы над «Капитаном Америка» (Captain America, 1990) Альберт развернулся на полную катушку и продемонстрировал все грани своей многосторонней натуры. Шизофренический сюжет, убийственная режиссура, упоительно дрянная актерская игра, спецэффекты уровня 60-х годов и абсолютный визуальный хаос — вот что пожертвовал щедрый Пьюн в общую копилку историй о Капитане Америка. Фильм, повествующий о многолетней дуэли Красного Черепа (стародавнего врага Стива Роджерса), первоначально должен был выйти в широкий кинопрокат, но затем в силу некоторых причин отправился прямиком на видео. Награда, впрочем, все равно нашла героя: «Капитаном Америка» был жесточайшим образом раскритикован как поклонниками супергероя, так и обычными зрителями, и получил почетный титул одной из худших экранизаций комиксов в истории кино…

Еще до выхода полнометражного фильма Капитан Америка сделался своим парнем в индустрии видеоигр. В 87-м году звездно-полосатый типус зажег в разработанном британской студией Adventuresoft UK Ltd экшне (согласен, сочетание названия компании и жанра игры и впрямь довольно странное) Captain America Defies the Doom Tube. В игре этой Стиву Роджерсу предстояло, шастая по многочисленным комнатам, за один час реального времени спасти Землю от страшенного вируса, распространяемого спятившим докторишкой. А в 89-м Капитан вместе со своим приятелем Спайдерменом наваляли целому легиону суперзлодеев в рожденной в недрах Paragon Software игре жанра поколоти-их-всех Dr. Doom’s Revenge. Наивный Доктор Дум в содружестве с кипой марвеловских негодяев стырили ядерную бомбу и решили обрушить ее во имя зла и несправедливости на Нью-Йорк. Из планам сбыться было не суждено — помешали ноги и кулаки Капитана и Паука.

Игры продолжали выходить и после благополучного провала картины Пьюна. 91-ый год подарил миру вполне приличную аркаду Captain America and the Avengers, созданную умельцами из Data East. На сей раз игрокам (в зависимости от версии автомата геройствовать одновременно могли от двух до четырех человек) предстояло выбрать себе одного из Мстителей и отправиться избивать подручных Красного Черепа и разнообразных марвеловских супернегодяев. Сам же злодей дожидался супергероев на далекой лунной базе, где он готовил всему прогрессивному человечеству бесценный подарок — громадный лазер, призванный испепелить Землю. Впоследствии игра эта была портирована без каких-либо серьезных изменений на большинство существовавших в те годы платформ. Единственным исключением стала версия игры для NES — по не вполне понятной причине порт, сохранив исходное название, превратился из крайне милого бит-эм-апа в довольно убогий экшн. Изменился и сюжет: отныне Капитану Америка и Ястребу предстояло спасать двух других своих соратников из рук негодяйского Мандарина. Наличествовал режим Battle Mode, позволявший превратить игру в примитивный файтинг.

Первый же полноценный файтинг с участием Капитана Америка вышел в 95-м году — компания Capcom выпустила аркадный автомат Marvel Super Heroes. Одним из героев, собственно, и был наш звездно-полосатый друг. В 97-м Marvel Super Heroes были портированы на Sega Saturn и PlayStation. Чуть позднее Капитан засветился и в трех эпизодах забавного кроссовера Marvel vs. Capcom — Marvel Super Heroes vs. Street Fighter, Marvel vs. Capcom: Clash of Super Heroes и Marvel vs. Capcom 2: New Age of Heroes. В симпатичной этой серии файтингов сведены были в одну вселенную персонажи классических капкомовских игр и марвеловские супергерои и злодеи.

В 96-м году Капитан Америка отметился в игре Marvel Super Heroes: War of the Gems, авторства все тех же Capcom. В этом предназначенном для приставки SNES бит-эм-апе игроку предстояло, управляя одним из марвеловских супергероев, шесть чертовски крутых драгоценных камней и поколотить всех встречающихся на пути негодяев.

Наконец, в 2006-м, незадолго до собственной кончины, Капитан Америка заглянул на огонек в крайне симпатичную мультиплатформенную игру Marvel: Ultimate Alliance, в которой вместе с солидным набором из всевозможных марвеловских супертипусов должен был навалять объединенным под началом Доктора Дума марвеловским же суперзлодеям…

…Не получив от фильма Пьюна ожидаемых дивидендов, звездно-полосатый супергерой плюнул на кинематограф и полностью сосредоточился на бумажных свершениях. Благо в мире комиксов дела у него шли лучше некуда: в девяностых и нулевых годах он стал героем огромного количество сольных историй, кроссоверов, альтернативных историй, ремейков и побочных циклов. Мудрые дельцы из Marvel Comics использовали забавный финт, позволивший им наплодить несчетное количество историй о супергероях без опасений о том, что они войдут в противоречие с каноном. Заявив, что бытие — штука непростая, они распилили вымышленный свой мир на бесконечное количество параллельных вселенных и альтернативных реальностей. Что позволило им наплодить бессчетное количество версий своих супергероев, отличающихся друг от друга внешним видом, привычками, манерами и воззрениями. Отдельные персонажи даже обучились гулять между мирами и реальностями, что вылилось во встречи с самими собой, конфликтные ситуации и всяческие анекдоты. Впрочем, анекдотов и без того хватало: как вам, например, альтернативная вселенная Marvel Zombies — мир, в котором марвеловские супергерои (в том числе и Капитан Америка) все как один являются зомби?

В бесконечной череде миров нашлось место и вселенной Ultimate Marvel, в которой обитали улучшенные и осовремененые версии большинства ключевых марвеловских персонажей. В рамках этой вселенной вышло несколько серий комиксов про обновленную команду Мстителей — The Ultimates. В команде этой был, разумеется, и свой Капитан Америка (прошедший, кстати говоря, всю войну простым суперсолдатом). Комиксы цикла Ultimates оказались настолько популярными (незнакомых с марвеловским каноном читателей привлекла возможность познакомиться с великими супергероями «с нуля»), что по ним было снято два вполне пристойных полнометражных мультфильма — «Защитники справедливости» (The Ultimate Avengers, 2006) и сиквел «Защитники справедливости 2» (The Ultimate Avengers 2, 2006).

Впрочем, благополучие альтернативных Капитанов Америка не должно вводить вас в заблуждение. У звездно-полосатого субчика, обитающего в основной марвеловской вселенной, дела шли не столь гладко. Основные его проблемы начались со стартом массивного кроссовера Civil Wars, который подобно рухнувшему в воду гигантскому камню пустил огромные круги по всему супергеройскому миру.

Цикл Civil Wars — истинное дитя эпохи модерна; история, наглядно демонстрирующая, сколь серьезным, актуальным и реалистичным может быть современный комикс. Civil Wars — рассказ о гражданской войне, разразившейся между супергероями, после того, как правительство США приняло законопроект об обязательной регистрации и постановке на учет всех носителей суперспособностей. Отныне каждый зарегистрировавшийся супергерой должен был открыть властям свою подлинную личность, пройти специальное обучение и поступить на обязательную работу в правительственное агентство. Данное новшество внесло раскол в стан супергероев: одна их часть признала правительственные требования обоснованными и согласилась зарегистрироваться, другая же посчитала все происходящее нарушением гражданских прав и свобод личности и регистрироваться наотрез отказалась. Капитан Америка возглавил группу «несогласных». Его бывший друг и партнер Железный Человек стал во главе «конформистов». Как вы понимаете, среди наделенных суперсилами субъектов нелепые штуковины «компромисс» и «мирные переговоры» не пользуются честью, посему все конфликты завершаются чаще всего масштабным мордобоем. Так вышло и на этот раз.

…Аллюзии на реальный мир прозрачны и понятны — закон об обязательной регистрации супергероев представляет собой перенесенный на страницы комикса «патриотический акт», принятый после 11 сентября 2001 года законопроект, дававший полиции и спецслужбам расширенные полномочия по надзору за гражданами.

Тут мы и подошли вплотную к истории о кончине Капитана Америка. После серьезной потасовки с Железным Человеком звездно-полосатый Стив Роджерс сдался властям. По дороге в суд он и был ранен снайпером. И в воцарившемся вокруг хаосе бедолагу-героя добила его же любовница, Шэрон Картер, загипнотизированная негодяйским доктором Фаустусом. Так, собственно, и закончилась долгая супергеройская карьера Стива Роджерса, первого и главного Капитана Америка. Здесь же кончается и наша эпитафия. Можете переставать сдерживать слезы, дамы и господа.

Чао, Кэп!





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

6 комментариев
  1. CommentsTrashobot   |  Четверг, 05 августа 2010 в 08:18

    Отлично, отлично, например. Непонятно только, почему про secret invasion и дальнейшие события ничего не написано, лол.

  2. CommentsСаша   |  Вторник, 25 января 2011 в 12:27

    Хорошая статья

  3. CommentsGabriel   |  Вторник, 08 февраля 2011 в 17:41

    Статья и впрямь очень хорошо.
    Всё понятно рассказывается.
    Конец правда, как мне показалось, несколько скомкан..
    Но читать было интересно, тем не менее)

  4. Commentsguest   |  Пятница, 29 июля 2011 в 18:39

    Переставать? А так хорошо все шло…

  5. CommentsSPY   |  Суббота, 31 марта 2012 в 18:30

    Кэп всётаки воскрес! История Капитана Америки продолжается…

  6. CommentsDeathless Captain America   |  Суббота, 18 июля 2015 в 01:12

    Стив жив. Пули,которыми в него стреляли были необычными . Они заставили его заблудиться во времени и еще много всякого бреда. Но в конце-концов он ожил. Хоть и теперь уже меньше появлялся в виде Капитана.
    «Впрочем, как выяснилось впоследствии, принадлежавшее Красному Черепу оружие, из которого был застрелен Роджерс, было не совсем обычным. Казалось, что Роджерс был убит выстрелом, но на самом деле выстрел разорвал его синхронизацию с течением времени (то есть он находился как бы вне времени), заставив переживать заново моменты из его прошлого. Красный Череп, в конце концов, привел в действие свой гениальный план: вернуть Капитана Америка в настоящее, однако таким образом, чтобы в его теле находилось сознание самого Красного Черепа. Впрочем, Роджерс смог одолеть Красного Черепа внутри своего разума, лишив его тела. Обнаружив по возвращении к жизни, что Баки теперь исполняет роль Капитана Америка, Роджерс дал ему своё благословение на ношение его имени и щита. Он больше не собирался выступать в качестве Капитана Америка, однако надел свой костюм ещё раз — чтобы повести Мстителей против Нормана Озборна, преступника и психопата, оказавшегося во главе Инициативы, армией сверхлюдей США. Победив Озборна и раскрыв публике его истинное лицо, Роджерс принял предложение президента заменить Озборна в качестве ответственного исполнителя по делам супергероев Америки.»


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Истмен со скуки нарисовал в блокноте прямоходящую черепаху в маске, сжимающую в лапах пару нунчаку. Лэрд захлебнулся от смеха, а когда пришел в себя нарисовал еще одну черепаху, снабдив ее привязанными к конечностям палками. «Это черепахи-ниндзя!» — констатировал Кевин Истмен. Ага. «И вдобавок еще подростки-мутанты!» — захохотал Лэрд. Друзья вообще в тот вечер очень много смеялись, что, конечно, ни в коем случае не выглядит подозрительным. Просто смешливые ребята, рисующие черепах-мутантов…

    [ читать полностью ]