Статья написана: Январь, 2007
Автор: Катя Тонечкина (Дмитрий Лопухов)
Хищник

В конце 80-х и начале 90-х этот персонаж составлял достойную конкуренцию Чужим и Терминатору, что, в общем, и немудрено было, поскольку Хищник являл собой идеальную смесь из этих двух страшилищ. Он был одновременно возбудителем потустороннего ужаса и, облаченный в свои стальные доспехи, непобедимым и беспощадным воином. Чужой, вырядившийся в строгом соответствии с канонами футуристических боевиков, или же Терминатор, отрастивший когти и жутковатые жвалы. Хищник вместе с вышеназванными страшилками составлял легендарный триумвират наиболее почитаемых и представительных фантастических монстров конца XX-го века.

Очень хорошо помню, как в десятилетнем возрасте посмотрела первого «Хищника», а потом боялась возвращаться домой после второй смены — мрачно чернеющие на фоне пасмурного неба трубы на крыше я принимала за притаившегося инопланетного охотника. А однажды до смерти перепугалась мусорного бака, со вставленной в него вверх ногами метлой — слишком уж сильно торчащие в разные стороны ветки напоминали дреды Хищника.

Как известно, вековечная слава к киноциклам о Терминаторе и Чужих пришла после того, как на свет появились крайне удачные сиквелы. Хороший фильм вполне способен стать классикой, а его герои — войти в пантеон легендарных киноперсонажей; но для того, чтобы цикл сделался идеальным и долгоиграющим коммерческим продуктом — ему как воздух необходимых хороший сиквел, дополняющий или развивающий оригинальную историю. Создателям фильмов «Терминатор 2: Судный День» и «Чужие» это удалось, а вот творцам «Хищника 2» — не очень.

Ныне великий монстр конца 80-х существует лишь как один придатков популярной вселенной-кроссовера «Чужой против Хищника», шансы на то, что мы увидим фильм, посвященный одному только Хищнику, ничтожно малы. Кроссовер, сколь бы хорош он ни был, сюжетно бесконечно далек от оригинального цикла и вряд ли способен удовлетворить его почитателей. Не радуют и игроделы — недавняя Predator: Concrete Jungle имела неплохой потенциал и в теории могла бы принести циклу дивиденды в виде новых поклонников. Увы, не срослось. На производителей комиксов тоже собой надежды нет: полностью переключившись на популярный кроссовер, на оригинальном «Хищнике» они поставили крест.

Что же случилось? Потенциал серии был ни чуть не меньше, чем у других культовых фантастических хоррор-экшнов 80-х. Почему же, столь бодро начав, цикл довольно скоро сошел на нет и превратился в придаток другой вселенной? Давайте разбираться.

В кругу семьи

Родителями Хищника следует считать братьев Томас — Джима и Джона и, конечно, режиссера Джона Мактирнана. Подробно пересказывать биографии этих людей, пожалуй, смысла не имеет, поскольку их жизненный опыт никакого особого отпечатка на создание «Хищника» не наложил. Никто из них не пробирался, подобно сценаристам «Чужого», Дэну О’Бэннону и Роналду Шусетт, через тернии кинематографического мира к созданию своего главного шедевра; никто не вынашивал ночами идеи грядущего фильма, варясь, как Джеймс Кэмерон, в супнице дешевого трэш-хоррора. Эти люди, волей кинобоссов, собрались в одно и то же время в одном и том же месте и сняли отличный фильм. Вот и все.

«Хищник» стал первым действительно успешным фильмом Джона Мактирнана и сделался первым кирпичиков в стене его славы. Следом туда возлегли легендарные боевики «Крепкий Орешек» (Die Hard, 1988) и «Охота за Красным Октябрем» (The Hunt for Red October, 1990); не шибко хорошо принятый критиками, но, тем не менее, весьма приличный комедийный экшн «Последний киногерой» (Last Action Hero, 1993) и фильм «Крепкий орешек 3: Возмездие» (Die Hard With a Vengeance, 1995). Поздние же работы Мактирнана разительно отличаются от классических его лент и отличаются, к сожалению, далеко не в лучшую сторону. Так, например, с треском провалившийся в прокате римейк фантастического боевика «Роллербол» (Rollerball, 2002) явно был одним из худших фильмов своего года.

Джим и Джон Томас по сей день ваяют сценарии для высокобюджетных фантастических фильмов, вроде ужасной картины «Миссия на Марс» (Mission to Mars, 2000) Брайана Де Пальма и жалкого «Дикий, дикий Вест» (Wild Wild West, 1999) Барри Зонненфельда. Ни один из их сценариев (включая и тот, что они написали для сиквела «Хищника») даже близко не подобрался по качественному уровню к дебютной их работе.

Есть какой-то грустный символизм в том, что с угасанием популярности вселенной «Хищника», вознесшей в свое время его создателей на пик славы, куда-то начали бесследно утекать и их способности. Одного человека, впрочем, это не касается ни в коей мере — мастера по спецэффектам Стэна Уинстона, человека, придумавшего окончательный дизайн Хищника. Для мира фантастического кино Стэн Уинстон — фигура знаковая. Вместе с Кэмероном он разрабатывал внешний вид Терминатора из одноименного фильма, все с тем же Кэмероном трудился над визуальными эффектами для картины «Чужие», работал над гримом для культового фильма ужасов Джона Карпентера «Нечто» (The Thing, 1982), корпел над эффектами для картины «Парк Юрского Периода» (Jurassic Park, 1993) Спилберга. Именно благодаря его работе Хищник и выглядит таким, каким мы привыкли его видеть. В первоначальной версии сценария монстр должен был представлять некую бесформенную субстанцию, способную управлять поступками других людей. Однако, продюсеры фильма, подсчитав, в какую сумму обойдутся спецэффекты, необходимые для оживления бесформенного негодяя, схватились за голову и отправили братьев Томас перерабатывать текст. Братья, чуть подумав, облик чудовища переделали — новая версия сценария превращала несчастного Хищника в печальное одноглазое существо с собачьей головой и длинной шеей. Но потом, слава Богу, явился Стэн Уинстон и монстр приобрел действительно пугающий вид.

Наконец, нельзя не упомянуть ныне покойного Кевина Питера Холл, человека, героически таскавшего на себе костюм Хищника в обеих частях фильма. Благодаря своему немалому росту (2 метра 20 сантиметров) он частенько исполнял в фантастических картинах роли разнообразных чудовищ. Так, например, он побывал в шкуре снежного человека Гарри в семейной комедии «Гарри и Хендерсоны» (Harry and the Hendersons, 1987) и исполнил роль зловещего мишки-мутанта в фильме ужасов «Пророчество» (Prophecy, 1979). С ролью Хищника, кстати, связана весьма занятная история — первоначально монстра должен был играть никому еще в те годы неизвестный актер Жан-Клод Ван Дамм. Два дня будущая звезда жанра экшн пробегал в костюме Хищника, однако на третий день роль потерял: создатели фильма сообразили, что актер значительно уступает в размерах прочим героям картины и вряд ли будет выглядеть на их фоне достаточно устрашающим. Помимо Ван Дама на роль Хищника пробовалась обезьяна — создатели фильма желали добиться максимальной реалистичности в сценах, в которых прозрачный монстр прыгает с дерева на дерево, и с этой целью нарядили в специальный костюм ручную животинку. Увы, обезьяна к кинематографу относилась холодно и сниматься в фильме не пожелала — отказывалась скакать, изображая Хищника, по деревьям и постоянно стаскивала с себя костюм.

Кровожадный охотник из открытого космоса

Первая часть «Хищника» увидела свет в 87-ом году. В центре сюжета — история группы коммандос, осуществляющих спасательную операцию в джунглях Центральной Америки. Спасательная операция довольно быстро оборачивается операцией боевой, и героям приходится штурмом брать лагерь временно прописавшихся в лесах советских солдафонов. Впрочем, довольно быстро выясняется, что в лесах этих обитают создания несколько более опасные, чем советские прапорщики. «Духи джунглей» — так их (опасных созданий, не прапорщиков) величает взятая в плен девушка-аборигенка. В роли «Духов джунглей» выступает прибывший на нашу планету с неясными целями из открытого космоса Хищник. Именно он и берет на себя нелегкую заботу по уничтожению коммандос. То, что не удалось сделать целой толпе советских солдатиков, монстр осуществляет без особого труда. Кажется, что Хищник непобедим, но майору коммандос, Датчу, все же удается с мерзавцем совладать.

Осенью 1990-го года на экраны кинотеатров вышел сиквел первой картины — фильм «Хищник 2». Из джунглей растительных место действия перекочевало в джунгли каменные — на улицы мегаполиса образца 97-го года. В городе идет война между организованными преступными группировками и полицией. Хищнику подобный ход событий приходится по душе, и он с удовольствием ввязывается в борьбу за передел сфер влияния. Однако на его пути встает крутой полицейский Майкл Харриган, который, несмотря на запрет вышестоящего начальства, горит желанием разобраться в ситуации. Когда же Хищник убивает лучшего друга Майкла, то поимка преступника становится для суперкопа делом чести. Вскорости выясняется, что маньяк этот вовсе не маньяк, а инопланетный гость. Некий специальный агент ФБР желает Хищника поймать, но терпит неудачу. Харриган более удачлив — он благополучно убивает монстра и заводит мимолетное знакомство с другими Хищниками, в результате чего выясняется, что они прилетают на землю — поохотиться — с некоторой периодичностью.

Неплохой по меркам 87-го года бюджет первого «Хищника» (18 миллионов долларов) была израсходован грамотно — фильм получился зрелищным и эффектным. Очень кстати пришла идея с периодическим показом мира глазами монстра — в инфракрасном диапазоне. Вообще же, из триумвирата классических фантастических боевиков того времени — циклов о Чужих, Терминаторе и Хищнике — последний был наиболее экшн-орентированным. Драматическая составляющая картины была крайне скупа и обнаруживалась лишь в результате анализа взаимоотношения членов группы коммандос. Но усеченная эта драматическая компонента впечатления не портила — сама структура фильма подразумевала действие нон-стоп. Зрителя без предупреждения, без знакомства с ситуацией и персонажами, бросали в океан событий, предлагая самому искать спасательный круг. Находился он быстро: даже те зрители, которые не являются ярыми поклонниками боевиков, довольно быстро входили во вкус и начинали пристально следить за удивительной игрой в кошки-мошки. Крайне занятно наблюдать за тем, как менялись на протяжении фильма роли в этой игре. Сперва коммандос, разбирающиеся с повстанцами, были «кошками», внезапное появление кровожадного Хищника превратило их в «мышек»; более-менее разобравшись в ситуации, они опять обратились в «кошек» и на этот раз их намеченной жертвой должен был стать сам Хищник. Но «мышка» оказалась не по зубам, и вот коммандос вновь в роли беззащитных грызунов. И лишь в конце фильма, когда главный герой — майор Датч — понял, что подобная игра заведомо выигрышна для Хищника, начинается схватка равных соперников.

Самая, конечно, впечатляющая часть фильма — его финал, когда Датч, для того, чтобы справиться с монстром, сам становится монстром. Брошены ненужные пистолеты и автоматы — оружие людей бессильно в джунглях, которые видели мир задолго до того, как зачавкала, разбрызгивая пар и воду, паровая машина Томаса Ньюкомена; за тысячи лет до того, как человек самопровозгласил себя царем Земли. Остались лишь ветви лиан, деревянный лук и примитивные ловушки. И Хищник, наконец, столкнувшись с достойным соперником, принимает вызов, совершая тем самым роковую ошибку…

Почему провалился сиквел? Объективных причин тому много, но в первую очередь, пожалуй, следует обвинить сценаристов, подошедших к делу весьма небрежно. Место действия фильма из джунглей было перенесено в мегаполис, суровых коммандос заменили полицейские и наркодельцы. Костяк сюжета теперь составила классическая история о крутом, но очень жестоком копе. Присутствовали, разумеется, все необходимее клише: молодой чудаковатый напарник, смерть друга-полицейского, постоянные конфликты с начальством, которое, хоть и считало нашего героя крутым и полезным копом, все-таки сердилось из-за чинимых им разрушений, ну и, конечно, пакостные ФБРовцы, единственной целью в жизни которых является, если верить Голливуду, причинение всяческих неудобств местечковой милиции. В общем, обычная полицейская история. Но есть одно «но»: фильм-то должен был быть фантастическим экшном с примесями хоррора, а никак не полицейской историей. Получилась гонка за двумя зайцами, а в итоге не удалось поймать ни одного. «Полицейская» линия прорисована лишь контурами, много брошенных хвостов, недораскрытых сюжетных линий, а то и вовсе неувязок. «Хищническая» линия была значительно лучше (зрителей, например, очень порадовал серьезно расширившийся вивисекционный инструментарий монстра), но и ей не хватало мрачного шарма классики жанра.

Второй бедой «Хищника 2» стало то, что в процессе работы над сценарием братья Томас посмотрели «Чужих». Некоторые эпизоды почти покадрово копируют фильм Кэмерона. Те, кто припомнит сцену попытки поимки Хищника ФБРовцами, поймут, о чем я говорю. Отдельные персонажи тоже, кажется, напрямую перекочевали из «Чужих»: одержимый идеей поимки монстра Питер Киис — это копия Картера Берка, а боевитая Леона Кантрл — это точь-в-точь богиня войны Васкез. Нельзя, конечно, назвать эти совпадения откровенным плагиатом, скорее — уважительным цитированием. Но вот беда — аллюзии эти автоматически вели к сравнению с жанрово близким первоисточником, на фоне которого «Хищник 2» смотрелся довольно блекло.

С «Чужими» у второго «Хищника» есть еще одно занятное пересечение. Уже в концовке фильма, когда главный герой, лейтенант Майк Хэрриган, рассматривает коллекцию черепов, собранных монстров, среди множества прочих «экспонатов» он замечает череп ксеноморфа. Сцену эту придумал Стэн Уинстон, и поскольку правами на обе франшизы владела студия 20th Century Fox, никаких проблем с реализацией подобной задумки не возникло. Планов по созданию кроссовера творцы не вынашивали, а просто желали продемонстрировать, что Хищники охотятся не только на людей, но и на прочую населяющую Вселенную фауну.

Фильм «Хищник 3», к великому разочарованию поклонников, свет так и не увидел. Существует несколько весьма занятных вариантов сценария фильма, один из которых написал сам Роберт Родригес (создатель культовых картин «Музыкант» (El Mariachi, 1992) и «Отчаянный» (Desperado, 1995), режиссер фильмов «От Заката до Рассвета» (From Dusk Till Dawn, 1996) и «Город Грехов» (Sin City, 2005)). События фильма, по версии Родригеса, должны были происходить в семнадцатом веке — экипажу некого судна предстояло схватиться в смертельной битве с жадным до человеческих черепов Хищником. Другие версии сценария напрямую продолжали сюжетную линию первых картин — так, например, в сценарии Сэма Парка один из мстительных Хищников охотится во чреве гигантского мегаполиса за майором Датчем. В другом сценарии с рабочим названием «Зоопарк» Датча и лейтенанта Майка Хэрригана, людей, исхитрившихся угробить по Хищнику каждый, берут в плен и транспортируют в качестве живых трофеев на родную планету монстров.

Наиболее свежие слухи гласят, что вполне возможно главную роль в фильме «Хищник 3» сыграет ветеран жанра экшн Сильвестр Сталлоне. Впрочем, никаких официальных подтверждений данной информации пока нет.

Предки и потомки

Искать кинематографические истоки сюжета «Хищника» — занятие неблагодарное. Результат этих поисков слишком очевиден: «Терминатор» Кэмерона, «Чужой» Скотта и «Чужие» опять-таки Кэмерона. Однако если покопаться в истории американских фантастических фильмов категории B, то можно отыскать и гораздо менее известных родственников картины Мактирнана. В далеком 1980-ом году режиссер Грейдон Кларк снял научно-фантастический хоррор «Без предупреждения» (Without Warning), в котором поведал зрителям историю некого синемордого инопланетного субъекта, прибывшего на Землю с целью поохотиться на людей. Весьма занятно, что в роли гигантского инопланетянина выступил Кевин Питер Холл, тот самый актер, который через семь лет скакал в костюме Хищника в картине Мактирнана.

Некоторые исследователи склонны находить параллели между «Хищником» и англосаксонской эпопеей «Беовульф» (Beowulf). Указываются даже конкретные совпадения и аналогии. Мне, честно говоря, сходства кажутся несколько натянутыми — практически в каждом масштабном фантастическом произведении можно отыскать невольные отсылки на памятники древнего эпоса (шумерскую поэму об искателе секрета бессмертия Гильгамеше, например, без особо труда можно объявить источником вдохновения для всех практически творцов, работающих в жанре фэнтези). Я сильно сомневаюсь в том, что братья Томас сознательно перерабатывали легенду о Беовульфе, все совпадения, скорее всего, происходят из-за некоторой ограниченности набора базовых сюжетов.

Разумеется, вскоре после выхода на свет фильма, на прилавках появились так называемые подспудные товары. Далеко не последнее место среди них занимала книжка Пола Монетта «Хищник», представлявшая собой адаптацию оригинального сценария братьев Томас. Ничего интересного в произведении этом не наблюдалось, за исключением некоторых довольно занятных фактов, связанных с Хищниками. Которые, впрочем, скорее всего, были придуманы самим Монеттом и вряд ли представляют интерес для кого-то, кроме ортодоксальных поклонников цикла.

В декабре 90-го года увидела свет книга Саймона Хоука «Хищник 2», новелизация второго фильма. Как то и положено адаптациям, ничего особенного собой роман не представлял.

В 2006-ом году издательство DH Press запустило новую книжную серию, посвященную Хищникам. Первый роман цикла — «Вечная Полночь» (Forever Midnight), написанный одним из отцов-основателей киберпанка Джоном Ширли, оказался весьма успешным. Издатели постановили, что серия будет жить, и выпустили еще одну книгу (и тоже неплохую) — «Плоть и Кровь» (Flesh and Blood) Фридмана и Гринбергера.

С 89-го года Dark Horse Comics выпускает комиксы о нелегких буднях Хищников. В 90-х годах было выпущено несколько циклов, среди которых встречались и настоящие жемчужины. Кроме того, на свет появлялись многочисленные кроссоверы, наиболее популярный среди которых — серия «Чужие против Хищника» (Aliens vs Predator) — разросся до размеров полноценный вселенной. Страсть к кроссоверам породила немало удивительных полукровок, большинство из которых сложно читать без смеха: «Бэтмен против Хищника» (Batman vs Predator, 1991-1992), «Хищник против робота-воина Магнуса» (Predator vs Magnus Robot Fighter, 1992), «Хищник против Судьи Дредда» (Predator vs Judge Dredd, 1997), «Супермен против Хищника» (Superman vs Predator, 2000) и так далее. Наиболее удачные из комиксов доросли даже до полноценных новелизаций. Так, например, роман Натана Арчера «Хищник: бетонные джунгли» (Predator: Concrete Jungle, 1995), являющийся адаптацией одноименного комикса, вполне пригоден к прочтению.

Было бы странно, если бы популярного персонажа не заметили производители видеоигр. И они, конечно же, заметили.

В 1987-ом году компания Activision выпустила для практически всех существовавших в те годы популярных платформ игру Predator. Представляла собой она весьма простенький платформер и общего с одноименным фильмом имела довольно мало. Игроку предлагалось забраться в шкуру майора Датча и устроить в джунглях основательную зачистку. Помимо самого Хищника на нашего героя регулярно набрасывалась всевозможная живность — летучие мыши, скорпионы и солдаты-повстанцы. Утилизировать их приходилось как голыми руками, так и с использованием разнообразного оружия (в том числе и легендарного M134). Ничего особенно инновационного Predator игроку не предлагал и являл собой проходной продукт, созданный для сбора денежных знаков с преданных почитателей цикла. Версии для различных систем отличались друг от друга лишь графическим оформлением, звуком и дизайном информационной панели.

Игра Predator: Soon the Hunt Will Begin, разработанная японской компанией Pack-In-Video для платформ NES и MSX, и изданная все в том же 1987-ом году, довольно сильно отличалась от своего одноименного собрата. Отличия, правда, были далеко не в лучшую сторону. Soon the Hunt Will Begin представляла собой довольно нудный платформер, имевший крайне посредственное отношение к оригинальной кинокартине. Из череды многочисленных поделок игру выделяло, пожалуй, лишь наличие двух раздельных режимов — Jungle Mode и Big Mode (в этом режиме майор Датч действительно выглядел несколько крупнее, чем в Jungle Mode). Для того чтобы окончательно и бесповоротно угробить Хищника, игроку предстояло, в зависимости от выбранного режима, пройти тридцать уровней и победить монстра, используя подручный арсенал (в котором неизвестно откуда обнаруживался даже лазерный пистолет), шесть раз. Среди поклонников цикла игра особой популярности не приобрела и сейчас вполне заслуженно предана забвению.

Выпущенная компанией Image Works в 1990-ом году игра Predator 2, предназначавшаяся для компьютерных платформ — Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64/128, ZX Spectrum и PC, представляла собой довольно неплохой «рельсовый» шутер в стиле Operation Wolf. Игроку предстояло, управляя Майклом Харриганом, отстреливать разнообразных поганцев и ожидать схватки с Хищником. Некоторые эпизоды игры весьма точно соответствуют сценам фильма, что не может не радовать. В общем, если вам пришлась по вкусу вторая часть фильма, то и игра Predator 2, думаю, будет по душе.

В 92-ом году компания Perfect 10 закончила работать над консольной игрой Predator 2. Владельцы приставок от Сеги — Game Gear, Genesis и Master System — тоже получили возможность побывать в шкуре жестокого копа Майкла Харригана и пострелять в окружающих. Правда, в отличие от игры 90-го года, это был не «рельсовый» шутер, а экшн, выполненный в изометрической проекции. Ничем особенным среди подобных игр он не выделялся, посему порекомендовать его могу лишь наиболее всеядным поклонникам цикла.

Следующей игры о Хищнике мы дождались лишь спустя тринадцать лет. Eurocom Entertainment, закончившая в 2005-ом году году работу над Predator: Concrete Jungle, приложила максимум стараний, чтобы продукт получился как можно более вялым и безынтересным. А ведь мог получиться шедевр, способный воскресить популярность постепенно тающей в забвении франшизы. Игрокам впервые в истории игр из вселенной «Хищника» предоставили возможность управлять монстром. Какие перспективы это открывало! Какие возможности сулило! Но получилось как всегда: хлипкая сюжетная линия, примитивные миссии, неуклюжее оформление… Игру заслуженно раскритиковали в профильных изданиях, но нам-то от этого не легче. Тринадцать лет мы ждали возвращения Хищника. Он вернулся. Лучше бы не возвращался.

Будем искренне надеяться, что оригинальной вселенной «Хищника» еще не пришел конец, что в недалеком будущем начнется-таки работа над третьей частью картины, и что игроделы порадуют нас, наконец, качественным продуктом. Мечтать ведь, как известно, совсем не вредно.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

2 Comments
  1. Commentsboris-52   |  Воскресенье, 12 мая 2013 в 23:01

    И, всё таки, КАК унылого «псеглавца» поменяли на прикольного Хщника? Толком нигде не озвучено..(( Хотя, перебирая «сокровища» привезенные братом с побережья Азовского моря, я нашел небольшого (с пятак) крабика с отломившимися у основания панциря клешнями, лежащего на спине… Вуаля, блин! Дреды — ноги, глаза — дыры в панцире, челюсти — ротовой хватательный аппарат краба (он там сложный). Все гениальное просто: Гигер к черепу сзади член присобачил (там первые варианты, тоже не ахти намечались), другие два «кадра» под пиво с крабами Хищника придумали. Не верите — проверьте сами. Пока!

  2. CommentsАноним   |  Пятница, 22 ноября 2013 в 12:51

    Я поклонница данной франшизы. Выполнила сама перевод непереведённой на русский книги «Хищник : Карусель» — Стива Перри. Милости прошу на мой блог — зацените работу.

    http://чужой-против-хищника.рф/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8/tags/%D1%85%D0%B8%D1%89%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Бог его знает, чем все это могло закончится, если бы среди завалов ветхой периодики юный Нивен раскопал бы журнал революционной литературы и искусства New Masses или какой-нибудь местный аналог издания «Животновод для всех». Человечеству повезло — в руки Ларри Нивену попала научно-фантастическая периодика.

    [ читать полностью ]