Статья написана: Январь, 2007
Автор: Катя Тонечкина (Дмитрий Лопухов)
Чужие

…Я очень хорошо запомнила тот промозглый осенний день. С утра затянул дождь, к полудню он усилился. В те далекие дни во дворе нашем асфальта еще не было, поэтому в самые короткие сроки там образовалось непроходимое болото. Я, тогда еще первоклашка, с большим трудом добралась до дома. В квартиру меня сразу не пустили — попросили вылить воду из сапог и отряхнуть курточку. Организовав в подъезде (преимущественно на соседском аккуратном коврике) небольшое озеро, я таки получила вожделенный аусвайс (и очередную галочку в книжечку «Почему Тонечкину не стоит брать в Рай»). Ступив в квартиру, я первым делом побежала в зал — проверять, не пополнился ли бар сладостями (мама работала врачом, посему обладала феноменальной способностью ежедневно приносить домой шоколадки и конфеты). Вместо шоколадок я обнаружила в зале незнакомый прибор светло-серого цвета. Он горделиво возвышался на телевизоре, и нетерпеливо моргал зелеными циферками. От прибора, несмотря на начертанные на корпусе русские буквы «ВМ», веяло чем-то далеким, загадочным и заграничным. Из известных мне в то время объектов подобным эффектом обладали лишь вкладыши от жвачек, «Пепси-кола» и комиксы про Микки-Мауса (одноклассница однажды показывала). Чуть позднее выяснилось, что непонятный прибор был первым советским кассетным видеомагнитофоном «ВМ-12» и предназначался для просмотра иностранных фильмов с гнусавым переводом. Вместе с таинственной этой машинкой к нам попали четыре трехчасовые видеокассеты, с двумя фильмами на каждой. На одной из них был записан фильм «Чужие», который волей случая и был выбран для первого семейного просмотра. Этот ужасный вечер стал днем рождения большинства моих фобий. В тогдашние свои шесть лет наиболее страшной из виденных мной вещей был дракон из советского фильма «Сказка странствий» Митты. Но чудовищные создания из фильма Кэмерона произвели революцию в моем сознании. Никогда ранее мне не доводилось видеть ничего столь кошмарного. В те годы я уже понимала, что страшилки из фильмов-сказок — это поролоновые куклы и переодетые актеры. Однако монстры из «Чужих» выглядели столь реалистично, что я целиком и полностью поверила в то, что мне довелось увидеть настоящих чудовищ, существ, которые в любой момент могут забраться в квартиру, откушать меня и мою семью. Больше года я боялась засыпать при выключенном свете — все время ожидала, что чужой вылезет из-под моей кровати…

Позднее, поборов свои страхи, я посмотрела первую часть картины. Она потрясла меня даже сильнее, чем снятая с существенно большим размахом вторая. Третью и четвертую часть я смотрела скорее по инерции — и Жене, и Финчер сняли вполне пристойные фильмы, однако до монументальности картин Скотта и Кэмерона им было далеко. Вышедшая же несколько лет назад экранизация кроссовера «Чужой против Хищника» и вовсе никаких положительных эмоций не оставила.

Несмотря на то, что к концу 80-х годов фильмов ужасов было снято просто неимоверное количество, именно монстры из цикла о «Чужих» почти официально считались одними из самых страшных существ в истории кинематографа. В отличие от других «культовых» пугал — вампиров, мумий, зомби, оборотней — чудовища из «Чужих» были лишены человеческого начала, они являли собой концентрацию абсолютного, беспредельного и холодного ужаса. Признанный мастер жанра, Говард Ф. Лавкрафт, имей он возможность посмотреть «Чужих», безусловно признал бы показанных в картине созданий эталонным возбудителем одновременно физического и космического страхов.

Так что же это за создания такие? Кто, как и зачем придумал их? Удалось ли им выбраться за пределы кинотеатров? Как, наконец, получилось такое, что столь колоритные создания, идеальные носители вируса страха, деградировали до уровня обычных пугал? Будем разбираться.

Начальство инкубатора

Коллективную ответственность за появление на свет чужих несут несколько человек. Сложно выделить среди них кого-то одного и назначить Создателем Номер Один. Поэтому на сей раз я вынуждена обойтись без традиционных экскурсов в историю — подробное описание жизненного пути каждого из приложивших руку к Вселенной Чужих раздуло бы статью до совершенно неприличных размеров.

В одном из предыдущих номеров «Страны Игр» я рассказывала о так и не увидевшем свет проекте сюрреалиста Алехандро Ходоровского. Чилиец собирался экранизировать «Дюну» Герберта и привлек для работы над картиной целую толпу талантливых людей, среди которых были Дэн О’Бэннон, Ханс Руди Гигер и Жан «Мёбиус» Жиро. Их сотрудничество с закрытием проекта не прекратилось, всему наработанному материалу тоже нашлось применение. Спустя несколько лет все эти люди приняли участие в работе над фильмом «Чужой» (Alien, 1979).

Дэн О’Бэннон и Роналд Шусетт придумали сюжет будущего фильма в 1976-ом году. Молодой О’Бэннон имел в то время за плечами лишь один серьезный сценарный опыт — легендарную низкобюджетную фантастическую картину «Темная Звезда» (Dark Star, 1974), снятую Джоном Карпентером. У Шусетта за спиной были шесть лет бесплодных попыток сделать хорошее научно-фантастическое кино. Для съемок фантастического фильма требовались немалые деньги; спецэффекты, декорации, костюмы — все это стоило чертовски много хрустящих зеленых бумажек, а их-то как раз у Шусетта не было. Но в один прекрасный день он посмотрел «Темную Звезду» и понял: О’Бэннон — тот самый человек, который поможет ему снять недорогое фантастическое кино, способное штурмовать высшие строчки киночартов. Рональд и Дэн встретились. Шусетт предложил О’Бэннону помочь ему с экранизацией одного из рассказов писателя Ф. Дика, права на который он недавно приобрел. О’Бэннон же в ответ вручил Роналду тридцатистраничную рукопись, представлявшую собой первый акт некой фантастической истории: «Если ты поможешь мне со вторым и третьим актом, то я помогу тебе с экранизацией рассказа Дика. Когда мы доделаем мой сценарий, то наверняка сможем уговорить кого-нибудь вроде Роджера Кормана финансировать этот фильм, ведь его можно будет снять за небольшие деньги…»

Все события фильма по версии О’Бэннона должны были происходить на космическом корабле, на борт которого проникло некое загадочное и враждебное существо. Дэн застрял после первого акта, потому что никак не мог придумать оригинального способа проникновения монстра на корабль. Он хотел преподнести сюрприз зрителю и не желал использовать набившие оскомину клише вроде случайно незакрытого иллюминатора. Шусетт согласился помочь.

Однако потом О’Бэннона неожиданно пригласил Ходоровский. На этом работа над проектом Дэна прекратилась, и Шусетт принялся самостоятельно писать сценарий экранизации рассказа Дика. Шесть месяцев спустя «Дюна» Ходоровского приказала долго жить, и О’Бэннон вернулся обратно в Америку. У него не осталось ни копейки за душой, даже жить было негде. Его приютил Шусетт, и вместе они засели над старым сценарием. Однако ларчик никак не открывался — даже объединив усилия, им никак не удавалось придумать оригинальный метод проникновения монстра на борт корабля. Им казалось, что за долгие годы существования фантастического кинематографа было придумано уже все, что только возможно. Но потом… «Я проснулся посреди ночи, в моей голове крутилась идея. Я разбудил Дэна и сказал ему: “Есть! Придумал! Чужой запрыгивает на лицо персонажа и размещает в него свои семена. После этого монстр растет и развивается в чреве героя, а потом в середине фильма вырывается наружу!”» — вспоминает Роналд Шусетт.

Роналд и Дэн планировали дать будущему фильму название «Звездный Зверь» (Star Beast), режиссером картины должен был выступить сам О’Бэннон. С этим багажом они и отправились к легендарному продюсеру Роджеру Корману. Его самого в городе не оказалось, однако один из его подчиненных любезно принял молодых людей. Ознакомившись со сценарием, он без промедления дал ему зеленый свет. О’Бэннон и Шусетт сказали, что для съемок им требуется 750000 долларов. Их заверили, что нужную сумму предоставят. Последующие события стали очередным звеном в цепи чудесных случайностей. Сейчас даже представить невозможно, как бы выглядел фильм, если бы его снял сам О’Бэннон на деньги легендарного трэш-продюссера, а ведь если бы за несколько дней до подписания контракта с Корманом Рональд и Дэн не отправились погулять по городу, то именно так все и было бы. Однако судьба, решив, очевидно, что она плохо потасовала колоду, карты пересдала. На прогулке сценаристы встретили Марка Хаггарда, занимавшегося вместе с О’Бэнноном в киношколе. Он попросил дать ему почитать сценарий «Звездного Зверя». На следующий день Хаггард позвонил молодым людям и сказал, что он может достать деньги для того, чтобы снять этот фильм; причем снять не как малобюджетную поделку, а на настоящей киностудии, с солидным оборудованием и необходимым инвентарем. Так сценарий и попал на стол к Уолтеру Хиллу (режиссеру и сценаристу, ранее работавшему с такими кинолегендами, как Сэм Пэкинпа и Джеймс Коберн), Дэвид Гилеру (на тот момент весьма успешному сценаристу) и Гордон Кэрроллу (продюсеру, работавшему ранее со Стюартом Розенбергом над оскароносным фильмом «Хладнокровный Люк» (Cool Hand Luke, 1967) и Сэмом Пэкинпой над ледяным вестерном «Пэт Гэрретт и Билли Кид» (Pat Garrett and Billy the Kid, 1973)). Эти люди очень хотели сделать мрачный фантастический фильм ужасов, однако сами, не имея опыта работы в немэйнстримных жанрах, сценарий написать не могли. «Звездный Зверь» пришелся им по душе.

Обычная модель взаимодействия, когда неопытные сценаристы отдают текст продюсерам, а сами довольствуются гонорарами и упоминанием в списке создателей фильма, О’Бэннона и Шусетта не устраивала. Они желали принимать участие в каждой производственной фазе. Именно Дэн настоял на том, чтобы художник Ханс Руди Гигер принял участие в разработке визуальной составляющей картины. Восемь месяцев О’Бэннона и Шусетт сражались с продюсерами, считавшими дизайнерские работы Гигера слишком экстремальными. И лишь вмешательство Ридли Скотта, получившего к тому моменту режиссерское кресло, заставило продюсеров отступить.

История того, как практически неизвестный в то время режиссер Скотт был назначен режиссером картины, тоже заслуживает отдельного упоминания. Продюсеры, как ни старались, не могли привлечь к работе над фильмом ни одного звездного режиссера и ни одной серьезной звезды. «Кто захотел бы работать над фильмом про робота и здоровенную ящерицу, имеющую привычку выползать из человеческой груди?» — шутит Шусетт. Захотел Ридли Скотт. Его последний фильм — историческая драма «Дуэлянты» (The Duellists, 1977) — снискал немалую славу в Европе, однако в США остался практически незамеченным. Это, впрочем, молодого режиссера не остановило — он собирался поставить еще одну историческую картину, но посмотрел «Звездные Войны» Лукаса и тотчас понял, что его призвание — делать вот такие фильмы, яркие, запоминающиеся, с большим количеством спецэффектов. Предложение занять режиссерское кресло фильма «Звездный Зверь», ставшего уже к тому времени «Чужим», пришлось как нельзя более кстати. Отсутствие звезд не пугало Ридли Скотта, он сам в то время проходил по ведомству талантливых новичков и на локомотив в виде первоклассных актеров рассчитывать не мог. Как показало время, малоизвестные (на то время) актеры, снявшиеся в «Чужом», справились со своей задачей не хуже любого звездного паровоза.

Роналд Шусетт вспоминает, что Скотт, никогда ранее не работавший над фильмами ужасов, попросил его и О’Бэннона раздобыть кассет с культовыми хоррорами — от «Вторжения похитителей тел» Дона Зигеля и «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро до «Психо» Альфреда Хичкока. «Я хочу понять, как заставить зрителя подпрыгивать от неожиданности и дрожать от страха», — объяснил им режиссер. Тысячи зрителей, кричавших от ужаса на показах «Чужого, убедились, что Скотт прекрасно усвоил уроки мастеров…

Первый сиквел картины — фильм «Чужие» — снял в 1986-ом году Джеймс Кэмерон, отец «Терминатора». Он же написал сценарий картины и самостоятельно придумал дизайн главного монстра картины — королевы-матки чужих. Несмотря на то, что в процессе съемок у Кэмерона и прочих членов съемочной группы возникали серьезные разногласия, а бюджетные ограничения не давали фантазии режиссера развернуться на полную катушку, фильм стал настоящим кинематографическим прорывом и установил новые стандарты для фантастических боевиков.

Фильм «Чужой3» снял в 1992-ом году малоизвестный режиссер Дэвид Финчер (спустя несколько лет он поставит революционный триллер «Семь» (Se7en, 1995) и блестяще экранизирует культовый роман Чака Паланика «Бойцовский клуб» (Fight Club, 1999)). Поклонникам цикла фильм памятен в первую очередь жуткой чехардой со сценариями, постоянными конфликтами между членами съемочной команды и продюсерами и прочими трудности. В итоге получилось то, что получилось. Однако молодой Финчер сделал все, что было в его силах.

Среди претендентов на режиссерское кресло четвертой части картины значились Дэнни Бойл, создатель драмы «На игле» (Trainspotting, 1996), и один из грандмастеров психологического хоррора — великий Дэвид Кроненберг. Однако в итоге фильм «Чужой: Воскрешение» снял француз Жан-Пьер Жене, уже сделавший на тот момент себе имя в кинематографе благодаря гениальным сюрреалистическим картинам «Деликатесы» (Delicatessen, 1991) и «Город Потерянных Детей» (La Cit? des enfants perdus, 1995). Увы, и здесь финансовые и организационные сложности не дали режиссеру возможности полностью выразить себя. Фильмом остались недовольны практически все: от сценариста картины Джосса Уэдона и художника Гигера, до кинокритиков и поклонников цикла.

Совершенное оружие

Стартовый фильм цикла представлял собой новаторский научно-фантастический хоррор. Тем не менее, первую половину картины действие развивалось в строгом соответствии с канонами. Космический корабль «Ностромо», реагируя на запеленгованные сигналы, приземляется на неизвестной планете, где члены экипажа находят инопланетный звездолет; в процессе исследования незнакомого судна, Кейн, один из космонавтов, натыкается на странную форму жизни, которая, пренебрегая всеми правилами хорошего тона, тут же вцепляется ему, Кейну, в лицо. Вместе с ним существо попадает на борт «Ностромо», где, спустя некоторое время, запускает в организм носителя эмбриона. Тут-то и приходит пора новациям. Разорвав грудную клетку Кейна, «младенец» выползает на свет божий, весьма быстро поднабирает в агрессивности и размерах и берется за остальных членов экипажа. В довершение всего один из космонавтов оказывается роботом, чья задача состоит в том, чтобы обязательно доставить монстра на Землю. Спасается, обрекая себя на череду сиквелов, одна лишь Эллен Рипли. Ксеноморфа (именно так наука велит называть плотоядного монстра) же она выбрасывает в открытый космос.

Фильм «Чужие» начинается с того, что спасательную шлюпку, в которой Рипли спаслась с запрограммированного на самоуничтожение «Ностромо», подбирает космический корабль. Выясняется, что она провела в гиперсне 57 лет. Планета, на которой Эллен и ее бывшие коллеги столкнулись с чужим, ныне заселена колонистами. С ними внезапно пропала связь, и Рипли вместе с группой космического спецназа должны узнать, что же там произошло. Нетрудно, впрочем, догадаться — что. В итоге в живых остаются лишь несколько человек (и половинка робота), а Рипли в очередной раз захламляет космос представителями инопланетной формы жизни — на этот раз в свободный полет она отправляет матку чужих. Кэмерон снял в присущем ему стиле великолепный фантастический боевик, доказав всему киномиру, что сиквелы могут ни в чем совершенно не уступать оригиналам.

«Чужой3» сюжетно продолжает предыдущую часть цикла. В погруженную в гиперсон Рипли откладывает эмбриона оставшаяся на корабле личинка. Личинка, не шибко ориентируясь в правилах противопожарной безопасности, вызывает аварию на корабле, в результате чего капсулы, с выжившими после «Чужих» героями, сбрасываются в спасательный модуль, который отделяется от звездолета и отправляется в свободный полет. Спустя некоторое время спасательный модуль приземляется на поверхности планеты-тюрьмы. Погибают все, кроме Рипли и личинки. Вскорости личинка производит полноценного чужого, который и истребляет практически всех заключенных и персонал. Рипли тем временем обнаруживает, что внутри нее зреет новая матка. Пакостного монстра убивают посредством заливания свинцом, а сама Рипли, не поддавшись на уговоры прибывших представителей компании, прыгает в жерло печи. Финчер и сценарист Винсент Уард попытались достичь баланса между «хоррорностью» первой части и взрывным экшном второй, в результате же не добились ни того, ни другого. «Чужому?» далеко и до атмосферы безнадежного страха фильма Скотта, и до сумасшедшего драйва картины Кэмерона.

«Чужой: Воскрешение» вызвал закономерное недоумение у поклонников цикла. Уж слишком сильно он выбивался из общей канвы — и сюжет, и визуальный ряд, и общая атмосфера картины разительно отличались от того, что мы видели в первых трех частях картины. Итак, спустя 200 лет после скоропостижной кончины Эллен Рипли, военные, движимые жаждой заполучить-таки совершенное оружие, делают клон героини и изымают из него эмбриона матки. На станцию прибывает корабль контрабандистов, везущий на борту людей, предназначенных для вынашивания чужих. Появившиеся на свет монстры отказываются подвергаться дрессуре, вырываются на свободу и начинают истреблять незадачливых последователей Куклачева. Рипли вместе с контрабандистами, среди которых обнаруживается миловидная девочка-андроид, спасаются с корабля бегством. Под конец им приходится сразиться с мутантом, произошедшим в результате скрещивания ген чужого и человека. Рипли, не мудрствуя лукаво, выбрасывает родственника в космос. И далее следует самый слащавый среди всех серий цикла хэппи-энд. В целом, если бы сценаристу и Жан-Пьеру Жене развязали руки, фильм бы мог получиться чудесным. Однако жесткие финансовые ограничения и студийный диктат превратили потенциальный шедевр в нечто малосвязное и не очень вменяемое. Отдельные, впрочем, сцены заслуживают твердых одиннадцати баллов по десятибалльной шкале.

Предки и потомки

Кинематографическая вселенная знала немало фильмов, сюжет которых строился вокруг сражения между экипажем космического корабля и проникшим на его борт чужим. В первую очередь следует отметить картину «Это! Ужас из космоса» (It! The Terror from Beyond Space), снятую в 1958-ом году режиссером Эдвард Каном. В те годы перед создателями научно-фантастических хорроров проблемы поиска уникальных приемов не стояло, поэтому кровожадный монстр зашел на корабль через дверь, которую забыли закрыть. Весь фильм злодей безнаказанно терроризировал экипаж (гранаты, автоматы и базуки не причиняли мерзавцу особого вреда), но в итоге таки преставился в чудовищном взрыве. Продюсеры «Ужаса из космоса» усмотрели в фильме «Чужой» такое количество заимствований, что даже обвинили его создателей в плагиате.

В фильме «Планета Вампиров» (Terrore nello spazio, 1965) грандмастера итальянского хоррора Марио Бава на приземлившиеся на незнакомой планете два космических корабля проникают создания, способные контролировать живых и мертвых членов экипажа. Некоторые сцены «Планеты Вампиров» довольно сильно напоминают эпизоды «Чужого», что не преминули в свое время отметить в популярном журнале Cinefantastique. Скотт и О’Бэннон прибегли к традиционному в таких случаях ответу — указали на то, что никогда не смотрели фильм итальянца.

Тем не менее, многие поклонники цикла склонны считать «Это! Ужас из космоса» и «Планету Вампиров» кинематографическими родителями «Чужого».

Из литературных предшественников «Чужого» стоит отметить, пожалуй, повесть канадского писателя-фантаста Альфреда Ван Вогта «Путешествие Космической Гончей» (The Voyage of the Space Beagle, 1950), точнее первую из образующих ее четырех частей. В этом произведении на борт приземлившегося на незнакомой планете космического корабля проникает некое весьма кровожадное кошкообразное существо, которое затем начинает нелегкую работу по истреблению экипажа. Классика.

Каждый из фильмов о чужих подвергался безжалостной новеллизации. Картины «Чужой», «Чужие» и «Чужой3» на бумагу перенес известный фантаст Алан Дин Фостер, а «Чужой: Воскрешение» — писательница Энн Криспин. Новеллизации кинофильмов, как известно, осуществляются в крайне сжатые сроки, не имеют никакой литературной ценности и предназначаются исключительно для изъятия лишних денежных средств у хардкорных почитателей франшизы. Помимо романов Фостера и Криспин существует солидная стопка сиквелов, приквелов и свободных произведений, среди авторов которых затесался даже великий Роберт Шекли. Наши соотечественники тоже отличились на литературном поприще — писатель Андрей Мартьянов, например, породил целых две книги («Чужие: Русский десант» и «Чужие: Операция «Рюген»») о чужих.

Специально для поклонников цикла в 1996-ом году была выпущена занятная книга «Чужие: техническое руководство для колониальной пехоты» (Aliens: Colonial Marines Technical Manual) авторства , британского геймдизайнера Ли Бриммиком-Вуда. Наконец, каждому правоверному фэну чужих просто жизненно необходимо раздобыть книгу «Чужой Гигера» (Giger’s Alien), в которой сам Ханс Руди Гигер рассказывает о том, как создавался титульный монстр цикла.

Комиксов о чужих существует великое множество. Среди них есть сюжетно связанные с фильмами произведения, самостоятельные вещи и кроссоверы. Один из кроссоверов — выпущенный в 1992-ом комикс «Чужой против Хищника» (Alien versus Predator) — породил одноименную вселенную, которая впоследствии разрослась книгами, электронными играми и фильмами. Подчиняясь безудержной фантазии комиксмейкеров, с чужими довелось схлестнуться Бэтмену (в двух частях графической новеллы Batman/Aliens), Супермену (Superman/Aliens и Superman/Aliens 2: God War), судье Дрэдду (Judge Dredd vs. Aliens: Incubus), парням с волшебными перстнями из «Зеленого Фонаря» (Green Lantern Versus Aliens) и прочим популярным супергероям.

Завоевание виртуального мира ксеноморфы начали в далеком 82-ом году, когда компания Fox Video Games отправила на рынок игру Alien, разработанную для консоли Atari 2600. Это был, вы не поверите, клон вышедшего годом ранее «Пэкмена» (Pac-Man), только вместо приведений по лабиринту сновали чужие, а вместо самого Пэкмена — член экипажа «Ностромо».

В 84-ом году Argonaut Games выпустила для платформ Commodore 64 и ZX Spectrum
еще одну игру с названием Alien (в 85-ом появилась версия для Amstrad CPC). В отличие от одноименного продукта Fox Video Games, Alien от Argonaut Games довольно близко следовала сюжету фильма. Игроку предстояло, управляя экипажем «Ностромо» ликвидировать бесчинствующего на корабле ксеноморфа. Сделать это можно было двумя способами — загнать монстра в переходный шлюз и выкинуть в открытый космос, или покинуть судно на спасательной шлюпке и взорвать «Ностромо». Несмотря на крайне примитивную графику, этот тактический симулятор (я затрудняюсь более точно дефинировать жанр игры) и сейчас оставляет крайне позитивное впечатление. Так, например, в эпизодах, когда кто-то из членов команды остается в одиночестве, и вы слышите звуки, издаваемые приближающимся к нему чужим, становится действительно не по себе.

В 86-ом и 87-ом годах вышли две одноименные игры — Aliens: The Computer Game от Activision и Software Studios соответственно. Обе они базировались на событиях второго фильма цикла. Продукт Activision представлял собой шесть объединенных между собой мини-игр, предлагавших игроку принять участие в памятных по фильму Aliens событиях (например, спасение Ньют или битва с королевой чужих). Игра же от Software Studios была обычным экшном от первого лица.

Чужеродные маргиналы
Далеко не всем играм, посвященным чужим, удалось занести свое имя в скрижали истории. Некоторые продукты так и остались прозябать в ледяной безвестности веков.

В 1990-ом году компания Konami выпустила аркадный автомат Aliens. Игра, как видно из названия, базировалась на сюжете фильма «Чужие». Пользователь выбирал героя (лейтенанта Рипли или капрала Хикса) и отправлялся зачищать поверхность планеты LV426 от бесчинствующих чужих. Aliens могла похвастаться весьма приличной графикой и симпатичным звуковым оформлением. Но, к сожалению, она была слишком простой.

В 1993-ем году SEGA выбросила на рынок электронных развлечений аркадный автомат Alien3: The Gun. Из названия явствует, что игра имела непосредственное отношение к третьей части цикла и в качестве манипулятора использовала световой пистолет. Он, пистолет, кстати, представлял собой полную копию оружия, использовавшегося во второй части фильма о чужих.

Наконец, в 2003-ем году компания Sorrent осчастливила владельцев сотовых телефонов, выпустив FPS Aliens: Unleashed, в которой нам приходилось выполнять нелегкую работу по спасению человечество от зубов и когтей распоясавшихся ксеноморфов.

В 1987-ом году совсем еще молодая японская компания Square Co. (да-да, та самая) выпустила для MSX аркадный платформер Aliens. В нем нам предстояло исполнить роль Эллен Рипли и произвести на захваченной чужими планете масштабную зачистку. Почитателям франшизы Final Fantasy будет интересно узнать, что саундтрек для игры написал небезызвестный Нобуо Уематсу.

Разработанный в 1992-ом году компанией Probe Software для Amiga, Commodore 64, NES, Game Gear, Genesis и Sega Master System платформер Alien3 ничем особенным среди череды подобных игр не выделялся и внеземной восторг мог вызвать лишь у наиболее преданных почитателей цикла. В 93-ем компания LJN выпустила одноименную игру для SNES, разработанную все теми же Probe Software. И в том же 93-ем — Alien3 для Game Boy, созданный в недрах Bits Studios.

Игра Aliens: A Comic Book Adventure, разработанная умельцами из Cryo Interactive Entertainment и изданная в 1995-ом году компанией Mindscape, представляла собой весьма приличный и увлекательный квест. Базировалась она, как явствует из названия, не столько на сюжете оригинального киноцикла, сколько на комиксах от Dark Horse. В игре нам предстояло, управляя сообразительным лейтенантом колониальной пехоты, выяснить, что за чертовщина происходит на базе колонистов-терраформеров, а после благополучно унести с обреченной планеты ноги.

В 1996-ом году Acclaim Entertainment издала разработанный в недрах Probe Entertainment FPS Alien Trilogy. В этой игре нам предстояло взять на себя роль Эллен Рипли и, вооружившись солидным арсеналом, продемонстрировать ксеноморфам где изволит зимовать матушка достопочтенного Кузьмы. Alien Trilogy существовала в версиях для Sega Saturn, PlayStation и PC. Консольные версии были для своего времени весьма и весьма недурны, но порт игры для персонального компьютера ничем выдающимся не запоминался и был довольно жестоко разруган критиками.

Разработанная в 98-ом компанией Mythic Entertainment игра Aliens Online приказала долго жить еще в далеком 2000-ом году. Это был довольно симпатичный онлайновый FPS, базирующийся на событиях фильма Кэмерона. Игрок получал возможность выбрать одну из сторон классического конфликта — колониальную пехоту или кровожадных ксеноморфов — и нырнуть в жерло виртуальной войны. Вся эта радость обходилась поклонникам цикла всего лишь в 9 долларов 95 центов ежемесячно.

Британская компания Argonaut Games, основательно деградировавшая со времен конца 80-х и начала 90-х, разработала к концу 2000-го года игру Alien: Resurrection для платформы PlayStation. Несчастный FPS, довольно близко следовавший сюжету одноименного фильма, был безжалостно разгромлен критиками и скоропостижно списан на свалку истории, так и не успев дать споры в виде запланированных версий для Dreamcast и PC. Сильнее всего игру ругали за отсутствие вменяемого сюжета и за чудовищную систему управления.

Судьба ксеноморфа
Что ждет чужих в недалеком будущем? Не вымрет ли уникальный вид? Сейчас можно смело констатировать: не вымрет.

13-го декабря компания SEGA обрадовала поклонников цикла сенсационной новостью — Obsidian Entertainment (парни, ответственные за появление на свет Neverwinter Nights 2) займутся разработкой полноценной RPG, события которой будут происходить во вселенной чужих. Воссоединение игроков и слюнявых монстров произойдет на консолях последнего поколения и на PC.

А уже 15-го декабря все та же SEGA повторно обрадовала ксеноморфофилов, объявив, что компания Gearbox Software, приложившая руки к франшизам Half-Life, Brothers In Arms и Halo, займется разработкой FPS, в которой, правильно, нам вновь доведется встретиться с чужеродными очаровашками.

SEGA, разжившаяся правами на создание игр о чужих, взялась за дело весьма резво. Будем надеяться, что боевого задора старичков хватить на то, чтобы осчастливить всех страдающих от нехватки пристойных игр поклонников цикла.

Внушительное количество электронных игр породил кроссовер «Чужой против Хищника». Но об этой вселенной я подробно расскажу в другой раз, иначе меня линчуют за перерасход журнальной площади.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

1 комментарий
  1. CommentsFelix   |  Вторник, 09 августа 2011 в 12:46

    Третья часть называется не «Чужой?», а «Чужой 3»


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Подозреваю, что если тритона обучить шлепать печатью по бумажкам, смотреть презрительно из-под очков и уходить с работы на час раньше положенного срока, то справляться с этим он будет вовсе не хуже, чем расфуфыренная какая-нибудь Галина Матвеевна из паспортного стола. Ну, а с присваиванием бюджетных средств, выделенных на ремонт детских садов, вполне справится какой-нибудь бобер или енот, тем более, как нам всем известно, еноты вообще хорошо обучаемы…

    [ читать полностью ]