Статья написана: Сентябрь, 2009
Автор: Дмитрий Лопухов
Годзилла, король монстров: новый запуск

Зверь, выходящий из воды

Если вы хорошо помните историю того, откуда и почему взялся Годзилла, то этот абзац можете смело пропустить. Если же не помните или по каким-то причинам выпуск этот упустили, то мы в самых общих чертах ситуация обрисуем. Годзилла атаковал Японию в 54-м году и разнес в щепки Токио. Упокоить динозавра-мутанта удалось лишь с помощью уничтожителя кислорода. Впоследствии Годзилла неоднократно возвращался, пройдя путь от негодяя-разрушителя, до друга и защитника человечества. Первоначально фильм являл собой зеркальное отражение страхов японского народа, а главенствующей его темой была ответственность человека за свои поступки. Уровень гуманистического и антивоенного пафоса в вышедшем в 1954-м «Годзилле» был невероятно высок, что, в совокупности с крайне интересным визуальным решением и обилием ярких спецэффектов немедленно вознесло картину на олимп мировой славы. Однако постепенно основная тема забылась, цикл все больше и больше кренился в сторону фантастических сказок о битвах гигантских страхолюдов, а популярность потихоньку шла на убыль. И в 75-м, то есть почти через двадцать лет после выхода первой картины, Годзилла в первый раз отдал Богу душу. Радиоактивный динозавр окончательно переквалифицировался в супергероя, воюющего со злодеями во имя человечества (это вдвойне странно с учетом того, что изначально Годзилла олицетворял собой безжалостное и беспощадное ядерное оружие, врага не какого-то отдельного народа, но всего человечества), доходы от проката фильмов достигли своего минимума, зрительская аудитория устала, перспективы цикла сошли на нет. И монстр умер. Впрочем, вполне возможно, что Годзилла прожил бы еще не один десяток лет, развлекая наиболее непритязательных зрителей и детей, если бы не…

В 73-м году случился нефтяной кризис, инициированный странами ОПЕК (крупнейшими экспортеры нефти), которые отказались поставлять нефть государствам, поддержавшим Израиль во время очередной арабо-израильской войны. Цены на нефть улетели в космические дали (с трех долларов за баррель до одиннадцати), случилась повсеместная инфляция, а затем во всем мире началась рецессия (спад производства и замедление темпов экономического роста). В числе многих других стран пострадала и Япония, вообще не имевшая крупных нефтяных резервов и полностью зависевшая от внешних поставок. Разумеется, это не могло не отразиться на кинематографе: синхронно полетели головы с плеч нерентабельных и затратных жанров и циклов. Кино со спецэффектами пострадало в первую очередь. Обезглавленный Годзилла медленно свалился на дно морское, где и пролежал долгих десять лет.

Первые разговоры о том, что неплохо бы было динозавра со дна поднять и приклеить ему новую голову начались еще в 80-м году. Кризис миновал, зрители по радиоактивной ящерке успел соскучиться, а ряд провальных картин из глубин 70-х — забыться. Для реанимации «Годзиллы» написали сценарий, согласно которому король монстров должен был сразиться с очередной порцией гигантов-злодеев, и предложили режиссерское кресло Исиро Хонде, самому успешному из годзильских постановщиков. Хонда отказался. Отказался работать над новым фильмом и легендарный композитор Акира Ифукубе, автор музыки для самого первого «Годзиллы» и множества прочих масштабных проектов. Хонда аргументировал свой отказ тем, что после смерти Эйдзи Цубурая, мастера по спецэффектам и создателя визуального решения большинства фильмов студии Toho, цикл «Годзилла» обречен на стагнацию и смерть. Ифукубе же, согласно легенде, возмутился тем, что создатели новой картины планируют внести ряд изменений в концепцию Цубурая (в частности увеличить динозавра с пятидесяти до восьмидесяти метров), отбрил представителей студии, ледяным голосом сообщив: «Я не пишу музыку для восьмидесятиметровых монстров».

Как бы то ни было, даже несмотря на отказ столь важных для годзилловской саги людей, студийные боссы своего решения о реанимации не изменили. Сценарий переписали, новых композитора и мастера по спецэффектам подыскали, а в режиссерское кресло посадили Кодзи Хасимоту, человека, неоднократно работавшего ассистентом режиссера на съемках монстрофильмов. Пожалуй, именно в этом довольно странном назначении и состояла единственная серьезная ошибка больших желтых людей из Toho: режиссура картины оставляла желать лучшего, тогда как практически все остальное было на уровне вполне пристойном. Так, например, для «оживления» гигантского монстра использовался не только традиционный человек в костюме, но и разнообразные куклы (от маленьких до титанических), отдельные части тела (гигантская нога и огромный хвост) и, наконец, двадцатифутовый робот, управляемый с помощью компьютеров. Дорогостоящий аниматронный монстр активно эксплуатировался в рекламной кампании фильма, однако на самих съемках применялся нечасто. Несчастный Кенпачиро Сацума, актер, сыгравший «костюмную» версию Годзиллы, невероятно страдал из-за костюма, использовавшегося во время съемок. Во-первых, он был очень тяжелым и жарким. Во-вторых, изначально он разрабатывался не под Кенпачиро, а под другого актера, который в последний момент не смог участвовать в съемках. Соответственно все сгибы, выпуклости и впадины были созданы из расчета совершенно другой телесной формы…

Фильм вышел на большие японские экраны в декабре 1984-го года. В японском прокате он получил незатейливое название «Годзилла», в европейском и мировом, дабы отличаться от фильма 54-го (по не вполне понятной причине, японцев проблемы идентичности названий не волновали совершенно) — «Годзилла 1985» (Godzilla 1985) и «Возвращение Годзиллы» (The Return of Godzilla). Лучше всего прижилось последнее, и именно под ним сейчас фильм и фигурирует в различных каталогах и энциклопедиях. «Возвращение Годзиллы» представляет собой частичный перезапуск цикла о радиоактивном динозавре: в хронологии вымышленного мира нашлось место только лишь для событий самого первого «Годзиллы», того, который в 54-м снял Исиро Хонда. Все последующие части из летописи вычеркнуты. Итак, через тридцать лет после первой победы над Годзиллой (героический профессор Сэридзава, если вы вдруг забыли, сварил динозавра с помощью своего уничтожителя кислорода), монстр вновь вернулся. И немедленно утопил советскую атомную подводную лодку. Советы решили, что виноваты в катастрофе США, и чуть было не устроили третью мировую войну. Когда же все прояснилось, русские и американские политики немедленно решили совместно шарахнуть по монстру ядерными боеголовками. Однако японский премьер-министр всех успокоил и вышибать клин клином запретил (русские, впрочем, все равно свою боеголовку запустили, но не по своей вине, а из-за Годзиллы, разрушившего корабль, с которого велось управление спутником). Тем временем Годзилла в щепки растоптал Токио, после чего пал смертью храбрых, свалившись в жерло вулкана. А советскую боеголовку сбили американцы.

Идея с перезапуском несомненно удалась. Годзилла лишился приобретенного за годы хаоса титула «глупые фантастические фильмы для детей, настолько плохие, что смешные». Вернулась тягостная и мрачная атмосфера, характерная для самых первых фильмов цикла (недаром, собственно, ранних «Годзилл» частенько записывали в фантастический нуар). Вновь была поднята важная и крайне актуальная проблема опасности ядерного оружия и безответственности мировых политиков. Наконец, Годзилла окончательно и бесповоротно перестал быть положительным персонажем и добродушным защитником Земли, и вновь утвердился в статусе беспощадного стихийного бедствия.

В Японии возвращение к истокам было воспринято с энтузиазмом. Фильм собрал одиннадцать миллионов долларов, больше, чем все другие годзиллианские фильмы, начиная с середины 60-х. Зрители высоко оценили качественные спецэффекты, актуальную и важную проблематику, прониклись главным антимилитаристским посланием фильма и обрадовались возвращению некогда любимого чудовища.

В США у фильма дела обстояли не настолько гладко: согласно старой доброй традиции, «Годзиллу» там подвергли ряду модификаций. Досняли примерно десять минут нового материала (опять с участием журналиста Стива Мартина, освещавшего нападение монстра в «Годзилле, короле монстров!»), вырезали и сократили почти полчаса оригинальных событий и внесли существенное изменение, нанесшее непоправимый урон логической плоти фильма. В оригинальной версии фильма советский офицер Каширин пытается предотвратить запуск ядерной ракеты и отключить поврежденный Годзиллой пульт управления. Каширин погибает, пытаясь предотвратить катастрофу, и ракета, к ужасу как советской, так и американской и японской сторон, стартует с военного спутника. В американской же версии Каширин, будучи, очевидно, спятившим коммунистом-фанатиком и любителем ядерных грибов, сам ракету и запускает. Весьма интересное с исторической точки зрения изменение, любопытное для тех граждан, которые считают, что в США никогда не было политической цензуры.

В целом же американская версия получилась значительно слабее (свою лепту в это внесли плохо переведенные диалоги и периодическое отсутствие синхронизации дублированной речи и движения губ героев). Кассу картина собрала небольшую (едва перекрыв затраты на создание и раскрутку локальной версии), никого шибко сильно не обрадовала и стала на долгие годы последним годзиллианским фильмом, попавшим в широкий американской прокат. Впрочем, финансовые показатели фильм впоследствии улучшил за счет показа по кабельным телесетям и выпуска на видеокассетах.

Американский неуспех мало взволновал боссов Toho, куда как важнее для них оказалось вполне благоприятное зрительское отношение внутри Японии. И продолжение перезапущенного цикла не заставило себя долго ждать. В 86-м в рамках продвижения нового Годзиллы был запущен конкурс на лучший сценарий для нового фильма. Из более чем пяти тысяч вариантов (тексты поступали со всех концов света) был избран один, авторства японского дантиста Синитиро Кобаяси. Сценарий этот был основательно переработан режиссером Кадзуки Омори и в отредактированном этом виде лег в основу фильму «Годзилла против Биолланте» (Godzilla vs. Biollante), выпущенном в 89-м году. Картина представляла собой неплохой технотриллер, развивающий в весьма необычном для цикла направлении сюжет «Возвращения Годзиллы». Крупные международные корпорации сражаются за право обладать генетическим материалом, оставшимся после нападения Годзиллы. Тем временем в строжайшей тайне на основе этого генетического материала ведется разработка антиядерных бактерий, способных противостоять как Годзилле, так и любому ядерному оружию (бактерии эти, согласно фильму, натасканы пожирать любой радиоактивный материал). И помимо этих исследований, некий гениальный ученый еще и ухитряется с сугубо научной целью скрестить клетки Годзиллы, своей покойной дочери (!) и… розы (!!), в результате чего получается удивительный монстр Биолланте. Кроме всего этого, японское правительство создает летательный аппарат Супер-Икс II, улучшенную версию машины, вполне успешно противостоявшей Годзилле в «Возвращении Годзиллы». Разумеется, вся эта куча машин, шпионов, монстров и ученых в конце концов устраивает грандиозное побоище, в результате которой большинство участников погибает, город Осака разрушается, а побежденная Годзилла уплывает на временный покой.

«Годзилла против Биолланте» — довольно приличное кино, с комплексным — что было довольно удивительно для годзиллианской саги — сюжетом. В фильме присутствовали некоторые типичные для цикла оплошности (традиционно слабая актерская игра и крайне схематичное раскрытие образов героев), но в целом на тот момент времени он вполне мог считаться одной из лучших картин о Годзилле. Посему было довольно странно, что в японском прокате он звезд с неба не нахватал, собрав довольно скромные семь миллионов долларов (при бюджете в пять). Дельцы из компании Toho, проанализировав финансовую статистику, сделали довольно странный вывод и в коммерческой неудаче обвинили бедолагу Биолланте. Монстр был с позором изгнан из сонма годзилловских врагов, и ушел, размазывая по цветочной морде слезы и приволакивая свои щупальца-лианы. Боссы Toho решили, что обновленный Годзилла должен сражаться со своими старыми недругами, одно упоминание которых на афише будет заставлять сердца истинных фанатов биться чаще, а руки непроизвольно лезть за кошельком. Первым из череды старых-новых врагов должен был стать Кинг Конг

Нарисованный Годзилла
Было бы очень странно, если бы Годзилла не пожаловал на страницы комиксов. И, разумеется, он пожаловал. В 77-м году Marvel Comics начала выпускать цикл Godzilla: King of the Monsters, растянувшийся на 24 выпуска. Нарисованный Годзилла имел ряд существенных отличий от своего кинематографического коллеги того же временного периода (например, дышал огнем, а не радиоактивным пламенным лучом), однако поклонникам все равно понравился. Особенный восторг у читателей вызывали эпизоды, в которых король монстров встречался с другими популярными марвелловскими героями: под «обаяние» ящера успели попасть Фантастическуая Четверка, Мстители и даже сам Человек-паук. Впоследствии Годзилла (подвергнутый серьезной мутации) появлялся в середине 80-х в нескольких выпусках «Железного Человека».

В 80-х годах компания Dark Horse Comics издала несколько комиксов, посвященных Годзилле, а в 90-х запустила целую серию, состоявшую из 17 выпусков. Название серии было невероятно оригинальным — Godzilla King Of The Monsters. В ней помимо всего прочего Годзилла путешествовал во времени и принимал участие во всяческих исторических событиях (вроде затопления Титаника). Ну и, разумеется, в Японии было создано невообразимое количество манги, посвященной Годзилле. Подавляющее, правда, большинство — адаптации фильмов (с разной степенью фривольности в обращении с оригинальным сюжетом).

Увы, с Кинг Конгом не получилось. Как только представители Toho узнали, сколько денег желают получить правообладатели за использование гигантской обезьяны, немедленно проект свернули. Некоторое время спустя они попытались пойти обходным путем и сделать фильм «Годзилла против Механо-Конга», в котором планировали стравить короля монстров и механическую версию Кинг Конга, но обезьяньи хозяева почуяли, откуда ветер дует, и вновь затребовали уйму денег. Тогда японцы махнули рукой и сняли фильм «Годзилла против Кинг Гидоры» (Godzilla vs. King Ghidorah, 1991). Гидора, если вы вдруг забыли, это золотой трехглавый дракон, от которого положительные монстры неоднократно спасали Землю в первую годзиллианскую эпоху.

Удивительно, но «Годзилла против Кинг Гидоры» получился фильмом весьма приличным. С точки зрения сюжета так и вовсе, пожалуй, лучший из всего второго годзиллопоколения. И это-то при том, что сюжет этот представлял собой дивный винегрет из всевозможных фантастических клише: там были и инопланетяне, и путешествия во времени, и связанные с ним временные парадоксы, и киборги, и сражения с использованием лучевых пистолетов, и американец Спилберг (sic!), и, естественно, гигантские монстры, разрушающие Японию. Помимо всего прочего, фильм пролил свет на жизнь Годзиллы до того, как он стал огромным радиоактивным ящером, и раскрыл загадку происхождения Кинг Гидоры.

Итак, в современной Японии, совсем недавно пережившей очередную атаку Годзиллы, присаживается НЛО. Однако вскоре выясняется, что это вовсе не зеленые инопланетные человечки, а благородные пришельцы из будущего, жаждущие изменить прошлое. Они сообщают печальную новость: в грядущем Годзилла обязательно сотрет Японию в порошок, посему от него следует избавиться. Избавляться предлагается так: оказывается, в 44-м году Годзилла был вполне миролюбивым динозавром, спокойно жившим на острове Лагос; аккурат в это самое время американские войска загнали туда взвод японских солдат и планировали их там всех порешить (если вы вдруг забыли, это Вторая Мировая, японцы воюют на стороне нацистского блока, а американцы — члены антигитлеровской коалиции). Так вот, загнанных в западню японцев от американских злодеев совершенно внезапно спасает этот вот динозавр (мотивы его не вполне ясны — то ли он отстаивал свою территорию, то ли прочитал Mein Kampf и вдохновился). Тогда подлые американцы, не желая больше терять людей, открывают огонь из морских орудий и наносят динозавру серьезные повреждения; а потом уплывают и почему-то навсегда об этом забывают. Японцы салютуют умирающему динозавру, благодарят за спасение и тоже покидают остров, предполагая, что бедному ящеру суждено помереть от нанесенных американскими империалистами ран. Однако их расчеты оказываются неверны: динозавр исцеляется и долгих десять лет живет на своем острове в мире и спокойствие. Пока все те же американцы не испытывают в 54-м году на его родном острове водородную бомбу, в результате чего… он и превращается в Годзиллу.

Пришельцы из будущего знают эту историю и предлагают японскому правительству такой вариант: они отправляются в 44-ый год и в тот самый момент, когда японские солдаты покидают Лагос, забирают оттуда динозавра и телепортируют его в Берингово море. Вуа-ля! Получается, что динозавра в тот момент, когда на острове испытывалось ядерное оружие, там уже не было, Годзиллы из него не получилось, и Японию некому топтать. Разумеется, японское правительство соглашается, и машина времени отправляется в 44-ый. Не забываем, кстати, что машина эта стилизована под НЛО. И именно за НЛО ее принимает американский офицер Спилберг, увидевший ее с борта стоящего подле острова Лагос корабля. Именно тогда Спилбергу и приходят в голову всякие идеи про зеленых человечков и близкие контакты третьего рода (я не шучу, все это действительно в фильме происходит). Ну, а потом Спилберг видит еще и динозавра…

В общем, гостям из будущего удается сделать все именно так, как и предполагалось в первоначальном плане. Раненого динозавра забирают и выкидывают в Берингово море. Однако перед самым отбытием обратно в современную Японию они выпускают на Лагосе трех доратов, милых зверяток созданных в будущем посредством генетического инжиниринга. Именно эти дораты и подвергаются впоследствии вместо Годзиллы воздействию водородной бомбы, сливаются воедино и превращаются в трехглавого Кинг Гидору. И в настоящем времени оказывается, что Годзиллы больше нет (ура), зато вместо него Японию разрушает титанический дракон (ой). Гости из будущего ликуют. Оказывается, все их россказни были обманом, Годзилла не собирался разрушать Японию, более того, в грядущем Страна Восходящего Солнца должна была стать самой сильной мировой сверхдержавой, и всяким анархистам-бунтарям необходимо было создать Кинг Гидору, чтоб сдерживать темпы ее развития (!). И, раз уж все так удачно сложилось, то пришельцы решили не дожидаться будущего, а прямо в настоящем с помощью подконтрольного дракона сравнять Японию с землей. Однако японское правительство оказывается не лыком шито. Они решают отыскать валяющегося где-то в Беринговом море динозавра (куда его запузырили в 44-м пришельцы), столкнуть его с атомной подводной лодкой и… сделать из него нового Годзиллу, чтобы тот схлестнулся с Кинг Гидорой.

И ведь это еще не все! Оказывается, что динозавр еще в 70-м году ухитрился столкнуться с советской подлодкой, и уже тогда стал Годзиллой. И теперь он, с превеликим удовольствием столкнувшись с еще одной атомной подводной лодкой, сделался еще более здоровенным и злым (размер с 80 метров увеличивается до 100). В ходе долгой битвы новый Годзилла побеждает нового Кинг Гидору и… отправляется громить Японию. Тогда хорошие люди из будущего чинят (в будущем же) побитого Кинг Гидору, превращают его в Меха-Кинг Гидору (!!!) и запузыривают в наше время, чтоб он поколотил нового Годзиллу. В ходе долгой и разрушительной схватки механический Гидора побеждает, справедливость торжествует.

Сверхнаполненный событиями фильм «Годзилла против Кинг Гидоры» понравился японцам (и не понравился, кстати говоря, жителям США, которые посчитали его антиамериканским, на что, справедливости ради, имели некоторые основания — не так много в природе фильмов, в которых динозавры сотрудничают со странами «Оси» и помогают громить американских солдат). Сборы в Японии (как минимум, в полтора раза больше, чем принес «Годзилла против Биолланте») порадовали бизнесменов из Toho, посему они с чистой совестью дали зеленый свет всем последующим годзилловским проектам.

А проектов этих было четыре штуки: «Годзилла против Мотры» (Godzilla vs. Mothra, 1992), «Годзилла против Мехагодзиллы II» (Godzilla vs. Mechagodzilla II, 1993), «Годзилла против Космогодзиллы» (Godzilla vs. SpaceGodzilla, 1994) и «Годзилла и Разрушитель» (Godzilla vs. Destroyer, 1995). Собственно, в названии каждого из фильмов фигурирует главный оппонент Годзиллы на момент описываемых в них событий. Из всех поединков Годзилла выкручивается более-менее живым, кроме самого последнего, в котором он окончательно и бесповоротно погибает, успев, впрочем, оставить свою силу и мощь сынку. И на этом славная вторая годзиллианская эпоха заканчивается и начинается…

Великий динозавр: Millennium edition

…нет, вовсе не третья эпоха. Перед ней значится самый большой позор в истории Годзиллы, фильм, по сей день заставляющий преданных почитателей цикла сжимать в бессильной ярости кулаки, а дельцов из Toho делать виноватые лица и печально разводить руками. Речь, разумеется, об американском «Годзилле» (Godzilla, 1998) режиссера-гигантомана Роланда Эммериха.

Здесь следует сделать небольшое лирическое отступление и сказать пару слов о штуковине под названием «национальный киностереотип». У каждого национального кинематографа есть стереотипное воплощение, в которое его обобщают интернациональные зрители. Всем известны стереотипные представления об американском кино: дорогое, невероятно глупое, с кучей взрывов, эффектов и дураков. Стереотипы, как им и положено, далеки от истины и характеризуют тех людей, которые их считают за объективное отражение реальности, недалекими и глупыми личностями. Однако в США периодически действительно снимают фильмы, которые под все эти описания подходят просто идеально. В силу своих чрезвычайно высоких съемочных и рекламных бюджетов картины эти приобретают широкую мировую известность и, как результат, укрепляют бастион стереотипного заблуждения. Так вот, режиссер Эммерих, пожалуй, один из самых значимых хранителей и ревнителей национального американского киностереотипа, и его вклад в выпекание современного воплощения этого стереотипа («День независимости», «Послезавтра», «10 000 лет до нашей эры») невероятно велик. И «Годзилла», несомненно, является вишенкой на этой выпечке.

А ведь все начиналось так хорошо… Разговоры о том, что неплохо бы и США снять свой вариант «Годзиллы», пошли в начале 90-х. Поклонников радиоактивного динозавра на североамериканском континенте было много, и фильм, несомненно, собрал бы отличную кассу. Первоначально планировалось, что ставить фильм будет Джеймс Кэмерон. Затем условное режиссерское кресло перешло Тиму Бертону. Потом Полу Верховену… А потом дельцы кинокомпании TriStar Pictures, впечатлившись коммерческим успехом «Дня независимости» (его сделала 20th Century Fox), тоже возжелали какой-нибудь сверхмасштабный фильм с аналогичными эффектами и режиссурой и пригласили Эммериха. К тому времени у них уже имелся предварительно согласованный с Toho вариант сценария, в котором канонический Годзилла должен был сражаться, сокрушая попутно американские небоскребы, с гигантским монстром Грифоном. Но с приходом Эммериха сценарий этот отправился в мусорное ведро. Туда же последовательно начали попадать все письма от Toho, в которых правообладатели давали советы о том, как Годзилла должен выглядеть и что должен делать. Сам Эммерих признавался, что японские фильмы про Годзиллу ему совершенно не нравятся, и что он согласился снимать американский ремейк только после того, как ему пообещали, что он сможет делать с фильмом и персонажем вообще все, что угодно.

Согласно фильму Эммериха, Годзилла — это игуана-мутант, получившаяся из-за облучения ящерки во время ядерных испытаний. Годзилла не умеет делать ничего (в том числе и палить изо рта радиоактивным пламенем), только лишь бегает на задних лапах, сильно напоминает динозавра (куда как сильнее, чем японский Годзилла) и… откладывает и самооплодотворяет яйца. Годзилла крушит Манхеттен, но в итоге погибает, расстрелянная ракетами с истребителей. Из яиц ее вылупляются маленькие рапторы, но и они все тоже помирают в результате бравой атаки отважных военных. Концовка намекает на то, что у фильма мог бы быть сиквел, но, к счастью, пронесло.

«Годзиллу» Эммериха разругали как критики, так и зрители. Досталось фильму и от поклонников оригинального цикла. Критики топтались на картине из-за крайне плохой режиссуры, актерской игры и дурного сценария; зрители роптали из-за общего идиотизма происходящего; ну а фанатов разъярили дивные метаморфозы, произошедшие с Годзиллой, отложенные им (ей?) яйца и легкая убиваемость. Впрочем, несмотря на массовое недовольство картиной, в мировой прокате она свой бюджет отбила с лихвой (сборы составили 380 миллионов долларов при затратах в 130 миллионов) — зрелищность у фильма действительно была на высоте. Люди ругались, но в кинотеатры все равно шли.

Патрик Татопулос, дизайнер американской Годзиллы, рассказывал, что он создал внешний вид монстра, скомбинировав черты своей домашней игуаны, собачки (у нее он позаимствовал нос и ушки) и… тигра из диснеевской «Книги Джунглей». Надо ли рассказывать, какие эмоции у почитателей короля монстров вызвали такие признания? Самому же Эммериху было вообще до лампочки, как будет вяглядеть его радиоактивная игуана. Все тот же Татопулос рассказывал, что единственным требованием режиссера было то, чтоб монстр мог быстро бегать.

По результатам всего этого безобразия Toho запретила TriStar Pictures снимать новые фильмы про Годзиллу и официально присвоила американскому монстру имя Зилла, ибо, по их словам, TriStar «выкинула слово God из Godzilla» (God — «божество» в переводе с английского; японские правообладатели таким образом довольно изящно обвинили американских киноделов в низведении их величественного чудища до уровня беспомощной мелочевки). Фанаты для этой версии монстра придумали свое название — GINO (Godzilla in Name Only, то есть Годзилла Только в Имени), недвусмысленно намекая на то, что никаких сходств кроме имени с настоящим Годзиллой у этой яйцекладущей дуры нет. Так американская мега-игуана лишилась права на годзилловское наследство и была выдворена из семьи. Интересно, что после «Годзиллы» Эммериха GINO-Зилла снялась еще в одном фильме про Годзиллу — японском «Годзилла: финальные войны», где схлестнулась, к восторгу фанатов, с настоящим Годзиллой. Но об этом чуть позднее.

Прежде, чем начать рассказ о третьем и последнем на настоящий момент поколении киногодзилл, имеет смысл поведать о том, как радиоактивный динозавр предпринимал попытки прорваться на огороженную территорию электронных развлечений и всласть потоптаться по тамошним небоскребам. Самая первая состоялась в далеком 83-м году, когда компания Code Works выпустила для компьютера Commodore 64 игру Godzilla. Несмотря на не шибко оригинальное название, сама игра была довольно неординарной и представляла собой пошаговую стратегию в которой игроку предстояла с помощью военной техники, ракет и ядерного оружия противостоять Годзилле, одухотворенно давящему японские города. Карта Страны Восходящего Солнца была разделена на сектора, которые динозавр атаковал в начале каждого хода; игрок должен был избрать чем и как атаковать ящера, и потом любоваться результатами своей агрессии. И так до тех пор, пока Япония не станет грудой щебня или же Годзилла не скончается от ран.

В 84-м увидела свет игра Godzilla vs. 3 Major Monsters, выпущенная компанией Bandai для компьютера MSX. В игру эту играли только в Японии, и, честно сказать, оставшаяся часть Старого Света и Свет Новый ничего от этого не потерял. Согласно сюжету Godzilla vs. 3 Major Monsters, Годзилла бегал по пустынному одноэкранному миру и отстреливал радиоактивными лучиками выползающих из земных недр монстров. На месте монстровыползов оставались ямы, падать в которые было чревато гибелью. Все та же Bandai в 85-м выпустила еще одну эксклюзивно японскую игру, которая назывался Godzilla: Gojira-Kun. В ней очаровательный Годзилла-кун, оснащенный огромным кулаком, ходил по одноэкранному лабиринту, бил морды (в буквальном смысле) местным монстрам и разыскивал Миниллу. Сложно представить, было ли когда-нибудь в истории короля монстров что-то более постыдное. В 1990-м году игра эта была по чьему-то недосмотру портирована на Game Boy.

В 86-м компания Epyx восстановила реноме Годзиллы с помощью The Movie Monster Game (предназначалась для компьютеров Apple II и Commodore 64). Игроку предлагалось выбрать одного из 6 кровожадных монстров (пять безвестных и один Годзилла) и обратить в манную кашу один из крупнейших мировых городов (Москва в списке тоже присутствовала).

В 88-м Toho издала экшн Godzilla — Monster of Monsters!, разработанную для приставки NES. Согласно ее сюжету, космические засранцы с таинственной Планеты Икс пожелали захватить всю Вселенную и в рамках этого мероприятия объявили войну Земле. Возмущенные Земляне запузырили к ним Мотру и Годзиллу (игрок должен выбрать, каким из монстров он желает управлять), каковые и должны навести там порядок и навалять в конце концов Гидоре. В основе игры лежат события из фильмов «Гидора — трёхголовый монстр» и «Великая война монстров» (первое годзиллианское поколение, 1964-ый и 1965-ый года соответственно).

В 91-м Toho выпускает для приставки NES игру Godzilla 2: War of the Monsters. Несмотря на свое название, она вовсе не является сиквелом предыдущей Toho’вской игры и представляет собой пошаговую стратегию (даже, пожалуй, war-game), немного напоминающую игру Godzilla 83-го года. Японская армия героически сражается с целым набором монстров, пытающихся уничтожить Землю. Иногда монстрам на помощь приходят инопланетяне, и тогда становится совсем туго…

В 93-м Toho выпустила для SNES игру Super Godzilla. Годзилла в этом экшне опять хороший и сражается с пакостными пришельцами во имя свободы и благополучия всего японского народа. Ежели по ходу игры динозавра основательно кормить полезняшками, то он превращается в титульного Супер-Годзиллу и значительно прибавляет в навыке нанесения тяжких телесных пришельцам и их подручным. В том же 93-м Toho выпустила для экзотической консоли TurboDuo (получилась в результате серьезной доработки приставки TurboGrafx-16) игру Godzilla: Battle Legends. Это был занятный файтинг с участием разных Toho’вских монстров, весьма интересной чертой которого было то, что Годзилл в нем было с десяток штук (!). Дело в том, что специально для игры были воспроизведены дизайны радиоактивного динозавра, использовавшиеся в разных фильмах, начиная с 55-го года включительно. И в зависимости от того, с каким монстром Годзилле предстояло сражаться, на него натягивалась именно та шкурка, которую он носил в фильме, в котором с этим оппонентом дрался. Так, например, для боев с Ангиласом Годзилла представал в том обличие, в котором он отметился в фильме «Годзилла снова нападает», где именно с Ангиласом он и сражался. Сражаясь же с Меха-Кинг Гидорой, наш динозавр переодевается в соответствующий костюм из «Годзиллы против Кинг Гидоры». Несколько позднее, в 94-м, был выпущен еще один схожий двухмерный файтинг — Godzilla: Monster War.

В 98-м году к запуску в Японии приставки Dreamcast была выпущена игра Godzilla Generations. В этом экшне пользователю полагалось выбрать одного из пяти известных «тоховских» монстров и сокрушить пять городов. Игровые издания невысоко оценили Godzilla Generations (кое-кто из уважаемых критиков и вовсе влепили ей единицу по десятибалльной шкале), обругав ее за неудобное управление, отсутствие какой бы то ни было стратегии и тактики (прост бей-круши), и невнятную «работу» камеры. В 99-м для Game Boy Color вышел экшн Godzilla: The Series, в котором игрок должен был управлять Годзиллой и сражаться с жаждущими поработить Землю пришельцами.

В 2002-м на GameCube вышла игра Godzilla: Destroy All Monsters Melee (в 2003-м она была выпущена и на Xbox). На обеих платформах файтинг этот смотрелся довольно прилично, и собрал в свое время в игропрессе ворох умеренно положительных оценок. Впоследствии были выпущены два скивела — Godzilla: Save the Earth (для Xbox и PlayStation 2) и Godzilla: Unleashed (для PlayStation 2 и Wii) и Godzilla Unleashed: Double Smash, специальная версия последней для Nintendo DS. Все они уступали оригиналу и, прямо сказать, ничем особенным среди сонмов трехмерных файтингов не выделялись. Ну, разве что возможностью свести в разрушительных боях почти всех легендарных «тоховских» монстров и наличием многочисленных встроенных дополнительных режимов игр.

Разобравшись с годзиллиграми, возвращаемся к фильмам последней эпохи — Миллениума гигантских радиоактивных монстров. В отличие от фильмов второй эпохи, годзиллианские картины эпохи третьей не продолжали последовательно друг друга и весьма фривольно обходились с внутренней историей цикла. Открыл эпоху вышедший в 1999-м году фильм «Годзилла 2000: Миллениум» (Godzilla 2000: Millennium), снятый режиссером Такао Окаварой за восемь с половиной миллионов долларов. События всех до единого фильмов из двух предыдущих эпох, за исключением самого первого «Годзиллы» 54-го года, в картине напрочь игнорируются. Годзилла, как выясняется, обладает способностями к регенрации, в очередной раз топчет Японию, сражается с НЛО и бьет пакостного монстра Орга. В Японии фильм собрал довольно приличные пятнадцать миллионов долларов, и был официально запущен в американский прокат, в первый после «Годзиллы 1985» раз. В штатах фильм традиционно модифицировали, значительно увеличили темп (посредством сокращения перезатянутых сцен), некоторые эпизоды поменяли местами, а некоторые — выбросили. Получилось неплохо (кое-кто и вовсе считает, что даже лучше, чем в японском оригинале).

Следующим фильмом стал «Годзилла против Мегагируса» (Godzilla vs. Megaguirus, 2000). Как и все картины третьей эпохи он полностью игнорировал события из фильмов второй и первой эпохи, более того, создатели частично пренебрегли и историей из самого первого «Годзиллы»: наш радиоактивный динозавр не был убит с помощью уничтожителя кислорода. Согласно сюжету картины, Годзилла подсел на ядерную энергию и старательно крушит ее источники, не забывая ломать при этом японские города. Правительство изыскивает альтернативный источник тепла и света, параллельно разрабатывая оружие для нейтрализации Годзиллы. В ходе экспериментов они случайно запускают в наш мир гигантских стрекоз, с которыми у Годзиллы случается конфликт. В итоге Годзилла побеждает титаническую стрекозью королеву Мегагирус, но потом сам терпит поражение в схватке с людьми, воспользовавшимися новым супероружием. Далеко не самый плохой из годзилловских фильмов, он, тем не менее, собрал довольно скудную кассу, едва окупив затраченные на производство деньги.

Годзилла в телевизоре
За время своей славной карьеры Годзилла неоднократно забирался в телевизор. В 78-м он сделал это в американском анимационном сериале «Годзилла» (Godzilla), на протяжении 26 эпизодов которого Годзилла спасал хороших парней от неприятностей и давал плохим парням (и зверям) по ушам.

В 97-м Годзилла принимал участие в «живом» телесериале «Остров Годзиллы» (Godzilla Island), в 256 сериях которого (каждая по 3 минуты) рассказывалось о жизни на монстроострове, где были собраны почти все легендарные «тоховские» чудища.

Осень 98-го на канале Fox Kids стартовал анимационный сериал Godzilla: The Series — на удивление пристойный многосерийный (40 эпизодов) сиквел «Годзиллы» Эммериха, в котором рассказывается о нелегкой судьбе и подвигах положительного чада Зиллы, вылупившегося из последнего ее уцелевшего яйца.

В 2001-м году вышел, пожалуй, лучший из годзилловских фильмов третьей эпохи — «Годзилла: монстры атакуют» (Godzilla, Mothra and King Ghidorah: Giant Monsters All-Out Attack). Снял картину режиссер Сусукэ Канэко, потратив почти десять миллионов долларов. И в данном случае каждый израсходованный цент окупился сторицей. Фильм — прямой сиквел «Годзиллы» 54-го года, полностью игнорирующий все остальные картины о радиоактивном динозавре, кроме… злосчастного американского творения Роланда Эммериха. В одной из стартовых сцен упоминается, что на Нью-Йорк якобы нападал гигантский ящер, в котором очевидцы опознали Годзиллу; однако японцы в том, что это был именно их национальный монстр, сильно сомневаются… Мир фильма — это Япония через 50 лет после первого нападения радиоактивного динозавра. Большинство людей, особенно молодежь, забыли об этом событии и воспринимают его лишь как жутковатую легенду. Однако те, кто был очевидцем тех событий, хранят память о внезапно ставшем красным небе, тысячах погибающих людей, горящих и рушащихся домах. И лишь тогда первые начинают верить вторым, когда король монстров возвращается и начинает снова топтать, крушить и выжигать города. Люди наказаны за то, что забыли о великой трагедии, однако осознание своей вины не в силах им помочь. Япония не готова вновь отразить атаку исполинского чудовища. Лишь три монстра-хранителя — Барагон, Мотра и Кинг Гидора (это первый и пока единственный раз, когда этот монстр выступает в роли положительного персонажа) — способны остановить радиоактивного титана. Причем люди им сугубо параллельны (во время «спасательной экспедиции» они их тоже истребляют в немалом количестве), монстры-хранители заботятся о безопасности гор, рек и лесов. «Годзилла: монстры атакуют» — фильм без кэмповых глупостей и дураковаляний, с потрясающе снятыми сценами разрушения городов, драматично поставленными боями чудовищ, неожиданно стильными спецэффектами, на удивление пристойной актерской игрой и действительно хорошим сюжетом. Неудивительно, что он собрал в Японию отличную кассу (более двадцати миллионов, что сделало его самым прибыльным фильмом годзиллианского Миллениума), получил массу позитивных отзывов от зрителей и кинокритиков и навеки угодил в холл годзиллианской славы.

В 2002-м году выходит очень неплохой фильм «Годзилла против Мехагодзиллы» (Godzilla Against Mechagodzilla), в котором Годзилла вновь, как и в фильмах первой и второй эпохи, сражается со своим механическим двойником. При бюджете в восемь с половиной миллионов долларов фильм заслуженно собирает в Японском прокате все шестнадцать. А в 2003-м в кинотеатрах стартует продолжение «Годзиллы против Мехагодзиллы» — фильм «Годзилла: спасите Токио» (Godzilla: Tokyo S.O.S.), единственный прямой сиквел в третьей годзиллианской эпохе.

Наконец в 2004-м выходит финальный фильм третьей годзиллианской эпохи и последний фильм про Годзиллу на настоящий момент: «Годзилла: финальные войны» (Godzilla: Final Wars). Годзилла в нем сражается почти со всеми когда-либо существовавшими «тоховскими» монстрами. Кроме того, поскольку фильм был посвящен пятидесятилетию короля монстров, создатели специально для того, чтобы порадовать самых преданных поклонников, организовали в нем дуэль между Годзиллой и Зиллой, американской яйцекладущей игуаной Эммериха. И Годзилла, разумеется, победил. Причем победил практически всухую — изничтожив беспомощного оппонента (оппонентку?) за полминуты. В конце фильма Годзилла не погибает, но уходит на временный отдых в родной океан, что однозначно указывает на то, что новой годзиллианской эпохе быть.

Поклонники считают, что новый виток в истории Годзиллы начнется в 2014-м году, когда Toho будет справлять шестидесятилетие своего великого монстра. Хорошо бы так оно и было: а то мы уже пять лет без новых фильмов об императоре чудовищ. И изрядно, честно говоря, соскучились.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

8 комментариев
  1. Commentsстармир   |  Четверг, 23 сентября 2010 в 17:31

    Хорошо бы было если Toho сделает новый фильм на современном уровне, с полноценными спецэффектами, впрочем не забывая о натур съёмках. От Зиллы надо взять лучшее, то есть динамику, реализм, и выкинуть худшее, то есть саму Зиллу. Да, соскучились не то слово.:)

  2. CommentsGodzilla Hunter   |  Пятница, 17 декабря 2010 в 13:17

    Американский вариант по-своему хорош! Фильм на любителя! Годзилла Годзилле — рознь…

  3. CommentsKosteg   |  Суббота, 03 марта 2012 в 22:26

    Я с малых лет тащился по вселенной Годзиллы, те фильмы что у нас показывались по ТВ, кинотеатрах и на видеокассетах в прокате. Я раньше думал, что Годзилла он весь такой. Оказалось что нет. Что у Годзиллы много фильмов и разные эры. Так вот там была именно Хейсей эра. Самая лучшая на мой взгляд эра Годзиллы. Конечно по современным меркам уже и эти фильмы не дотягивают, а лишь являются скорее так для фанатов. И мне очень жаль, что ту историю прирвали на серии с Разрушителем.

    Американская Годзилла это бред сивой кобылы. Никогда не ценил в этом фильме ничего кроме самого названия. Сам Годзилла у них трус, от всех бегает, в то время как оригинальный ничего и никогда не боялся и шел на пролом. Весь фильм в темноте, зачем-то приплели эти чрезмерно дикие сопли о главных героях. И конечно же тупой до безобразия финал фильма: убили животное которое никому ничего не сделало и обнимашки, апплодисменты и радость. Более шаблонного конца голливудского фильма и придумать сложно. Ровно как и сцена с яйцом.

  4. CommentsUchiha_Itachi   |  Пятница, 21 июня 2013 в 20:50

    Годзилла очень крут! А вот американский вариант ну очень плохой. Бегает игуана по городу и всё! Очень рад, что оригинал поквитался с пародией в Финальных войнах!

  5. CommentsЭлина   |  Вторник, 15 октября 2013 в 00:53

    Я не вижу разницу между американским и японским годзиллой,каждый
    по своему крут.Как вообще представиляли годзиллу сценаристы ,огромную
    ящерицу ну просто огроменную,дышащяя огнём,ведь так?Мне больше нравиться Годзилла-мультфильм и Годзила финальная фойна,
    Мультфильм выполнил все критерии ,то есть:
    1. Годзиллла храбрый,придёт на помощь.
    2. Умеет дышать огнём
    3. Это -ящерица,ведь годзилла в первую очередь животное,пресмыкающеесь.Он НЕ прямоходящий,
    это глупо(это всё ровно что, человек с тяжёлым хвостом .Нет ни кокой грации,руки держит как человек).

  6. CommentsPhoenix   |  Четверг, 26 декабря 2013 в 22:53

    Годзилла в японском варианте хорош без сомнения ) но и в американском тоже он(она) крутая(крутой) и сами посудите как будет чувствовать себя увеличенная ягуана ? она будет убегать и пытатся скрыться ) американская лучше графикой и спец эффектами и самой Годзиллой мне она там больше нравится

  7. CommentsXiphactinus88   |  Воскресенье, 29 декабря 2013 в 15:11

    Да, жду с нетерпением нового фильма Гарета Эдвардса. Что и говорить, я фанат классического Годзиллы Страны Восходящего Солнца. Больше всего мне нравится период Сёва, Миллениум и Хейсей конечно похуже. О Зилле 1998 и говорить не стану, здесь всё уже сказано. Самым лучшим фильмом с Годзиллой я считаю Финальные войны. Из всех 28 фильмов я только его рекомендую смотреть абсолютно всем, а не только поклонникам монстр-мувиес. Главное, что мне нравится в фильмах с Годзиллой — это его схватки с другими монстрами. Разрушения городов и всё остальное — на втором месте. Увы, судя по недавно вышедшему трейлеру «Годзиллы» 2014 акцент будет не на битве Годзиллы с другим монстром, но это даёт надежду что всё таки появится и четвёртая эра фильмов о Годзилле. 10 лет — самый большой перерыв между фильмами во всей серии фильмов о Короле монстров.

  8. CommentsUchiha_Itachi   |  Пятница, 28 февраля 2014 в 21:50

    Годзилла Эммериха лажовая! И спецэффекты там днище. Сравните хотя бы с Парком Юрского периода!
    Что касается Годзиллы настоящего. То первый фильм — классика на века. Шикарная атмосфера хаоса и страха. Второй похуже, но хороший. вся остальная Сёва лажовая. Хотя и получше высера Эммериха.
    Хэйсей шедеврален весь. Миллениум ещё лучше. Финальные войны — зэ бэст. Шикарное кино.
    Годзилла 2014 — самый ожидаемый фильм ever.


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Одинокий герой, специализирующийся на массовом упокоении злодейских супостатов, воспетый в тысячах и тысячах фильмах-боевиках и играх жанра action, — это никто иной, как урбанизированный ковбой. Сцены перестрелок, автомобильных погонь, захватов самолетов, поездов и мусоровозов — все они пришли в современное искусство из вестернов.

    [ читать полностью ]