Статья написана: Март, 2007
Автор: Катя Тонечкина (Дмитрий Лопухов)
Назад в будущее

В 1895-ом году английский писатель Герберт Уэллс закончил работу над книгой «Машина времени». Роман этот открыл новую страницу в истории научной фантастики и стал фундаментом выросшего впоследствии небоскреба историй о путешествиях во времени. Произведения подобные были и до Уэллса, но именно в его романе была канонизирована привычная нам методика перемещения по реке времени — использование машины времени.

Спустя 90 лет на экраны кинотеатров мира вышла картина Роберта Земекиса «Назад в будущее» (Back to the Future), пожалуй, одна из самых изящных и интересных историй о временных парадоксах и приключениях «временных» путешественников. За век, минувший с появления на свет романа Уэллса, многое в мире изменилось. Возникло множество научных и псевдонаучных гипотез, предлагающих принципы построения машины времени (ни для кого, думаю, не секрет, что современная физика не имеет ничего против машины времени, работающей в направлении «вперед» — для этого теоретически достаточно ускорить перемещаемое тело до близкой к световой скорости). Количество фантастических книг и фильмов, посвященных временным парадоксам, превзошло все мыслимые и немыслимые пределы. Появилась многочисленная научно-популярная литература, исследовательские работы, монографии. Но кое-что осталось неизменным — неистощимый интерес человека к тайнам и загадкам времени, страстное желание отщипнуть кусочек от удивительного пирога, состоящего из секунд, минут и часов.

«Назад в будущее» — идеальный продукт своей эпохи. Он, как и когда-то роман «Машина времени», в котором удивительно удачно соединились научные изыскания, актуальные наблюдения и невероятные приключения, заранее был обречен на успех. Фильм полюбили сразу и надолго. Нет ничего удивительного в том, что вскоре родились два его прямых сиквела, появился одноименный мультипликационный сериал, увидели свет электронные игры, комиксы, бесчисленные пародии и подражания.

Трилогия стала знаковым явлением для фантастики минувшего века, и даже годы, прошедшие со времени выхода в мировой прокат, нисколько ей не навредили. «Назад в будущее» и по сей день вызывает только самые позитивные эмоции. Цикл Земекиса — целостный и законченный («принудительный» реанимационный сиквел, четвертую часть картины, скорее всего не снимут никогда; почему — об этом я расскажу чуть позже) кинематографический продукт. И сейчас — когда трилогия выдержала проверку временем — самое время освежить в памяти ее сюжетные перипетии, вспомнить историю рождения цикла, проследить за его эволюцией и отыскать пробившиеся в другие отрасли ростки. А если же мне удастся убедить молодое поколение читателей журнала, в силу тех или иных причин «Назад в будущее» упустивших, познакомиться с киноциклом, то я и вовсе отправлюсь в Нирвану на ПМЖ.

Поехали?

Эйнштейн от кино

Будущий создатель фильма «Назад в будущее», Роберт Земекис, родился 14-го мая 1952-го года в Чикаго. Родители его весьма настороженно относились к искусству — литература, музыка и театр были в доме Земекисов не в почете. Маленькому Роберту, выходцу из семьи эмигрантов, светил один из двух вариантов «чикагского» будущего — сделаться трудолюбивым работягой или пойти по стопам Аль Капоне. Всем нам крупно повезло, что в один прекрасный день отец семейства принес домой любительскую восьмимиллиметровую кинокамеру. Роберт, решив, что использовать эту славную штуковину исключительно для съемок домашних торжеств, крайне неразумно, начал ставить любительские фильмы с участием своих игрушек и друзей. Друзьям он отдавал в своих картинах заглавные роли, игрушки же, в процессе создания величественных спецэффектов, сжигал и взрывал.

Несмотря на недовольство родителей, молодой Земекис отправился учиться в киношколу, где и познакомился с Бобом Гейлом, своим будущим соавтором. Первый же их совместный короткометражный фильм заполучил университетскую награду, что позволило молодым людям завязать знакомство со Стивеном Спилбергом, который в те годы только-только начинал свой путь к славе. Спилберг разглядел солидный потенциал этих парней и согласился стать исполнительным продюсером их следующей картины — «Я хочу взять тебя за руку» (I Wanna Hold Your Hand, 1978), забавной битломанской комедии. В 79-ом Спилберг поставил по сценарию Гейла и Земекиса военную комедию «1941», а в 1980-ом вновь выступил исполнительным продюсером — на этот раз фильма Земекиса «Подержанные автомобили» (Used Cars, 1980). У всех этих трех проектов была одна общая черта — они оказались коммерчески неуспешными.

Иные киноделы в подобной ситуации опустили бы руки и начали размышлять о карьере управдомов или сантехников, но Земекис был слеплен из другого теста. Он с удвоенной силой взялся за приключенческую картину «Роман с камнем» (Romancing the Stone, 1984) и добился с ней заслуженного успеха. Фильм стал настоящим хитом, и у Земекиса появилась возможность достать из загашника давно запланированный проект.

Сценарий фильма «Назад в будущее» был написан Гейлом и Земекисом еще в 1981-ом году. Он весьма сильно отличался от того текста, который лег в основу первой части картины, однако общая идея — злоключения молодого человека, угодившего в прошлое и повстречавшегося там со своими родителями — была в точности такой же. Увы, попытки пристроить сценарий плодов не принесли — руководство «Диснея» забраковало его из-за того, что главному герою предстояло в прошлом стать объектом обожания собственной матери. «Попахивает чем-то нехорошим!» — заявили кинобоссы. Представители же компаний, специализировавшихся на молодежных комедиях, напротив, констатировали, что сценарий слишком пристойный и вряд ли сможет достойно конкурировать с новой генерацией фильмов. Как раз в те годы зарождался жанр молодежных картин «на грани фола», подростки восторгались картинами вроде «Порки» (Porky’s, 1982) Кларка или «Горячей жевательной резинки» (Hot Bubblegum, 1981) Дэвидсона, а пикантные коллизии сценария Гейла и Земекиса на их фоне выглядели безобидными детсадовскими сказками.

Именно этот сценарий и извлек после успеха «Романа с камнем» из закромов Роберт Земекис. Стивен Спилберг, ставший к тому времени режиссером первой величины, с радостью согласился выступить в качестве исполнительного продюсера. Работа закипела. Летом 1985-го года на экраны американских кинотеатров вышел фильм «Назад в будущее». Он собрал очень приличную кассу, получил высокие оценки от кинокритиков и зрителей и довольно быстро приобрел статус культового.

Роберт не спешил с сиквелом своего суперхита. В 1988-ом году он поставил высокобюджетную картину «Кто подставил кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit), в которой совместил популярных анимационных персонажей и живых актеров и только после этого вернулся к своей фантастической саге. В 89-ом Земекис снял вторую часть фильма «Назад в будущее», а в 90-ом — заключительную третью.

Практически все фильмы Земекиса, снятые после картины «Назад в будущее», становились хитами. В 92-ом он поставил изящную комедию «Смерть ей к лицу» (Death Becomes Her), в 1994-ом — культовую комедийную драму «Форрест Гамп» (Forrest Gump), в 97-ом — умную фантастическую картину «Контакт» (Contact), а в 2000-ом — весьма приличный триллер «Что скрывает ложь» (What Lies Beneath). В том же 2000-ом Земекис закончил работу над восхитительной приключенческой драмой «Изгой» (Cast Away). Наконец, в 2004-ом он выпустил свой последний на текущий момент фильм — «Полярный Экспресс» (The Polar Express). В настоящий момент Земекис завершает работу над экранизацией великой англосаксонской поэмы «Беовульф». Фильм, сценарий к которому написали Роджер Эйвери (автор сценария «Сайлент Хилла») и блестящий британский фантаст Нил Гейман, выйдет на экраны в конце текущего года и, судя по всему, заведомо обречен на крупный успех и многочисленные премии.

Боб Гейл время от времени возвращается в кинематограф (в 2002-ом он поставил по собственному сценарию прелестный фильм «Трасса 60» (Interstate 60)), пишет книги и придумывает сюжеты для комиксов, выпускаемых легендарной Marvel Publishing.

Трилогия

Сюжет картины «Назад в будущее» строится вокруг злоключений американского паренька Марти МакФлая, угодившего на машине времени, изобретенной его другом — эксцентричным ученым Брауном — в прошлое. Волею сценаристов, молодой человек встречается в прошлом со своей мамой, и та, будучи весьма легкомысленной и влюбчивой, немедленно теряет голову и проникается к своему будущему сыну далеко не материнскими чувствами. Назревает временной парадокс — Марти, предотвратив знакомство своих родителей в прошлом, создает ситуацию, при которой он не должен был появиться на свет в будущем. Юноша пытается исправить положение дел, но только все усугубляет. Марти обращается к молодому доктору Брауну и просит помочь ему отправиться назад в будущее. Тут-то и обнаруживается еще одна проблема — в 1955-ом году невозможно отыскать топливо для машины времени. Теперь перед МакФлаем стоит не одна, а целых две задачи: познакомить своих родителей и изыскать способ вернуться в будущее. В конце-концов Марти с помощью Брауна решает обе головоломки и благополучно возвращается в свое время.

В фильме «Назад в будущее» крайне удачно сочетаются фантастический антураж и комедийная составляющая. Создатели картины отказались от мрачной «уэллсовской» традиции и использовали путешествие во времени не в качестве освещающего конфликт прожектора (как было, например, в той же «Машине времени» или вышедшем годом ранее «Терминаторе» Кэмерона), а в роли инструмента для создания комических ситуаций. В данном аспекте фильм Земекиса наследует не столько мрачному роману Уэллса, сколько уморительной книге Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (A Connecticut Yankee in King Arthur’s Court, 1889), в которой рассказывается о приключениях незадачливого американца, угодившего из Америки девятнадцатого века в средневековую Англию.

Во второй части фильма Марти и доктор Браун отправляются в будущее. На этот раз их задача — спасти от необдуманного шага безвольного сына МакФлая. Наши герои с этой проблемой успешно справляются, однако по завершению миссии Мартину приходит в голову изящная мысль — прикупить в будущем спортивный альманах, содержащий результаты различных состязаний, и в своем времени сделать небольшой капиталец на букмекерских ставках. Доктор Браун читает МакФлаю лекцию, в которой популярно объясняет ему, что такое хорошо, а что такое плохо, и альманах выкидывает. Разговор Брауна и МакФлая подслушивает отрицательный персонаж — Бифф Таннен. Этого пакостного старикашку ни сколько не волнуют проблемы морали: схватив выброшенную книжку и выбрав время, когда в машине никого не осталось, он отправляется в 1955-ый год и вручает там альманах молодому себе. Вернувшись в родной 1985-ый, Марти и доктор Браун обнаруживают, что ситуация изменилась коренным образом. Бифф стал одним из богатейших людей в мире, отец Марти погиб, а Док Браун был помещен в психиатрическую клинику. Наши герои осознают, что причиной всего этого безобразия является то, что в 1955-ом году Бифф заполучил спортивный альманах. Они вынуждены отправиться в прошлое, чтобы отобрать у негодяя чудесную книжицу. Вот только незадача — в том же самом времени и в том же месте действуют… Браун и Мартин из первой части картины! И совершенно неясно, как поведет себя пространственно-временной континуум если протагонисты столкнуться в прошлом с самими собой. Пережив немало волнующих моментов, герои наши успешно решают поставленную задачу и конфискуют у молодого Биффа книженцию. И в тот самый момент, когда они уже собираются возвращаться назад в будущее, в машину времени попадает молния. Доктора Брауна забрасывает в далекий 1885-ый год. Марти же остается в году 1955-ом. Надпись на экране уведомляет нас, что продолжение следует.

Вторая серия фильма получилась чуть менее изящной и несколько более запутанной. Из-за многочисленных временных перемещений появились некоторые очевидные сюжетные неувязки. Кроме того, чуть сместился жанровый вектор картины. Если разбить фильм «Назад в будущее II» на составные части, получится три основных эпизода — будущее, альтернативное настоящее (то есть то настоящее, которое получилось в результате вмешательства негодяя Биффа в ход истории) и прошлое. Центральный эпизод при этом, в отличие от двух других, будет не комедийным, а скорее драматическим. Если в конце первого фильма настоящее походило на идиллическую утопию, то альтернативное настоящее представляло собой мрачную антиутопию. Эпизод с альтернативным настоящим, по сути, представляет собой переложение на новый лад основной идеи блестящего рассказа американского писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром», в котором рассказывается о необратимых последствиях, к которым привела неосторожность путешественника во времени.

В третьей части картины Марти отправляется в 1885-ый год, в эпоху Дикого Запада. Он должен спасти доктора Брауна от кровожадного бандита Бафорда «Бешеного Пса» Таннена, далекого предка негодяя Биффа. Едва только молодой МакФлай появляется в пункте назначения, как шальная индейская стрела пробивает бензопровод машины времени. Теперь наши герои вынуждены изыскивать средство разогнать автомобиль до скорости, необходимой для транспортировки в будущее. Кроме того, на хвосте у Дока и Марти висит бандит Таннен, который только и ждет момента, чтобы накормить их пулями. И в довершение всего доктор Браун, вечный аскет и фанатик науки, ухитряется влюбиться! В итоге героям нашим таки удается выпутаться из передряги. Марти возвращается назад в будущее, а Док остается на Диком Западе, где благополучно обзаводится семьей. Хэппи-энд оставляет лазейку для возможного сиквела, однако сейчас можно с полной уверенностью говорить, что фильм «Назад в будущее IV» на киноэкранах в ближайшие годы не появится точно.

Третья серия цикла, по сути, представляет собой комедийный вестерн с фантастическими вкраплениями. Здесь и многочисленные цитаты из легендарных спагетти-вестернов, и бесконечные отсылки на американскую жанровую классику, и переклички с классической приставочной игрой Wild Gunman. Так эпизод, в котором Марти и Бешеный Пес стреляются на дуэли, представляет собой слегка измененную сцену из картины «За пригоршню долларов» (A Fistful of Dollars, 1964) Серджио Леоне. МакФлай представляется как Клинт Иствуд, копирует его манеру одеваться, повторяет мимику. Томас Ф. Уилсон, актер, исполнивший роль Бафорда Таннена, после съемок фильма признался, что старательно подражал актеру Ли Марвину, игравшему главного отрицательного персонажа в вестерне «Человек, который застрелил Либерти Вэлэнса» (Man Who Shot Liberty Valance, 1962) Джона Форда. В общем, у Гейла и Земекиса получился весьма приличный пародийный вестерн, достойный завершать легендарную трилогию.

Слухи о том, что кинобоссы желают еще раз собрать денежный урожай с почитателей цикла и планируют снять четвертую часть картины, появились довольно давно. Гейл и Земекис, впрочем, слухи эти опровергли на корню. Дело в том, что у актера Майкла Джей Фокса еще в далеком 91-ом году врачи диагностировали неизлечимого заболевания — болезни Паркинсона. Вплоть до 2000-го года Майкл продолжал работать в кино и на телевидении (в его активе есть, например, блестяще сыгранная главная роль в фильме Питера Джексона «Страшилы» (The Frighteners, 1996)). Но, увы, болезнь давала о себе знать, и актеру стало крайне сложно справляться со своими обязанностями. В результате чего Майкл был вынужден оставить кинематограф. Четвертую часть фильма невозможно представить без Марти МакФлая, это признают и почитатели цикла и его создатели. Картина «Назад в будущее IV» будет снята, пожалуй, лишь в том случае, если светила медицины совершат в ближайшее время открытие и найдут лекарство от болезни Паркинсона.

Ростки

В 1991-ом году на телеэкраны вышел анимационный сериал «Назад в будущее». Показ длился два года и завершился в сентябре 1993-го на двадцать шестой серии. Сюжет мультфильмов строился вокруг путешествий во времени Дока Брауна, Мартина МакФлая и прочих героев оригинальной трилогии. В качестве антагониста выступал печально известный негодяй Бифф, регулярно вставлявший нашим героям палки в колеса. В целом, ничем особенным анимационный этот сериал не выделялся и особого восторга у почитателей трилогии не вызывал. Радовали поклонников, пожалуй, лишь небольшие киновставки с участием живых актеров, открывавшие и закрывавшие каждый из эпизодов сериала — в них неизменно снимался Кристофер Ллойд, исполнявший роль Дока Брауна во всех трех частях фильма. Однако анимационного Брауна озвучивал вовсе не Ллойд, создатели сериала привлекли с этой целью небезызвестного Дэна Кастелланету. Поэтому если у вас есть желание посмотреть на Дока, разговаривающего голосом Гомера Симпсона, постарайтесь отыскать мультипликационный «Назад в будущее». Местами — забавно.

С 91-го по 93-ий год издательство Harvey Comics публиковало комиксы по мотивам трилогии Земекиса. Однако после семи выпусков серия, не вызывавшая восторгов у поклонников оригинального киноцикла, была закрыта. Между тем некоторые номера были довольно приличные и рассказанные в них истории уж точно не уступали тем сюжетам, которые использовались при создании мультипликационного сериала.

Первая компьютерная игра Back to the Future, базирующаяся на сюжете фильма «Назад в будущее», увидела свет в 1985-ом году. Компания Electric Dreams Software выпустила ее для платформы ZX Spectrum (в 86-ом она была портирована на Commodore 64). Неплохая эта приключенческая игра довольно адекватно воспроизводила события оригинальной картины. Игроку отводилась роль Марти МакФлая, угодившего на машине времени в прошлое и нарушившего ход истории. От нас требовалось, используя всевозможные средства, сводить родителей Марти друг с дружкой и избегать пакостей, творимых Биффом. Прогресс можно было наблюдать в нижней части экрана, где отображались фотографии членов семейства МакФлай — чем теплее становились отношения предков Марти, тем более четким и понятным становилось изображение.

В 1989-ом году LJN Toys выпустила для платформы NES простенькую вертикальную аркадку Back to the Future. Игроку предстояло, управляя Марти МакФлаем, бродить по улицам города, собирать будильники, уклоняться от разнообразных встречных объектов (скамеек, бочек с растениями, шаров для боулинга) и избегать встреч с агрессивно настроенными существами (осами, зловещими мужиками и любвеобильными гламурными барышнями). Время от времени однообразный геймплей разбавлялся мини-играми, в процессе которых предстояло отбиваться от Биффа и его дружков (например, закидывая их кексами в кафетерии). В заключительном же уровне игроку предоставлялась возможность покататься на машине времени.

В 1990-ом году LJN Toys выпустила для консоли NES игру Back to the Future Part II & III, базировавшуюся одновременно (!) на второй и третьей частях цикла. В игре этой нам предстояло вновь забраться в шкуру молодого МакФлая и, путешествуя по различным временным периодам, собирать разнообразный скарб и расправляться с многочисленными врагами (среди врагов неожиданно оказались грибки, улитки, птички и прочая на первый взгляд миролюбивая живность). Супостаты уничтожались посредством прыгания по их преступным головушкам, что, в совокупности с общей игровой атмосферой, вызывало в памяти образ великой Super Mario Bros. Геймеры восприняли Back to the Future Part II & III неоднозначно — одни нахваливали ее за сложность (выделяемых на старте десяти (!) жизней хватало ненадолго — враждебные насекомые и скользкие платформы, висящие над бездонными пропастями, довольно быстро сводили их число на «нет») и весьма приличную продолжительность, другие, напротив, за это же ее и ругали. Окончательный диагноз Back to the Future Part II & III, в силу ее неоднозначности, вынести достаточно сложно. Если вы поклонник консольных приключенческих игр, любите паззлы, владеете джойстиком не хуже, чем Клинт Иствуд револьвером, и относите себя к числу поклонников трилогии Земекиса, то Back to the Future Part II & III безусловно стоит посмотреть. Если же нет — то утруждать себя поиском образа игры и настройкой эмулятора, пожалуй, не стоит.

В том же 1990-ом Images Software закончила работу над игрой Back to the Future Part II. Игра была выпущена почти для всех популярных на тот момент времени компьютерных платформ (ZX Spectrum, Commodore 64, Amiga, Amstrad CPC, Atari и PC) и приставки Sega Master System и представляла собой довольно посредственный экшн с «логическими» вставками, выполненный в антураже популярного фильма. Back to the Future Part II состояла из нескольких эпизодов, в каждом из которых игроку предстояло либо убить всех негодяев, либо решить несложный паззл. Разработанная в 1991-ом году компанией Probe Software игра Back to the Future Part III ничем принципиально от предыдущей части не отличалась и представляла собой еще один довольно посредственный сборник слабосвязанных аркадных мини-игр. Список платформ, на которых была доступна Part III пополнила шестнадцатибитная Sega Genesis.

В 1993-ем увидели свет крайне симпатичная игра Super Back to the Future II, разработанная компанией Toshiba EMI для консоли SNES. Выпущена она была исключительно в Стране Восходящего Солнца, и никуда за пределы Японии так и не выбралась. Поклонники, упустившие Super Back to the Future II, могут начинать грызть локти — им так и не довелось лицезреть Дока, Марти, Биффа и прочих персонажей трилогии, нарисованных в характерном для японской анимации стиле. Сюжет игры особыми изысками не отличался: нам предстояло управлять юным МакФлаем, гонять на скейте, собирать ценные монетки и истреблять (да-да, опять посредством прыганья по головам) врагов. Хвалить геймплей, пожалуй, не за что — слишком уж это обычный платформер, но ради крайне неординарного графического решения игру посмотреть всенепременно стоит. Готова биться об заклад, что такого Дока вы точно никогда не видели.

Собственно, на этом и все. После 1993-го года полноценных электронных игр, базирующихся на сюжете трилогии «Назад в будущее», не выходило. Поклонники цикла время от времени начинают разговор о том, что было бы неплохо получить качественную современную игру, повествующую о приключениях Марти МакФлая, Дока и компании, но игроделы в ответ лишь пожимают плечами. Никаких слухов и достоверных прогнозов, касающихся сего вопроса, пока не наблюдается, поэтому остается лишь с надеждой взирать в будущее.

Традиционно верим в лучшее.

Пасынки
У кинотрилогии «Назад в будущее» есть два игровых пасынка.

В далеком 1990-ом году копания Data East Pinball выпустила пинбольный автомат Back to the Future. Никаких, пожалуй, принципиальных отличий и новшеств в конструкции игрового поля не наблюдалось, так что, осмелюсь предположить, что основной задачей разработчиков было привлечение ярых поклонников трилогии Земекиса, готовых тратить деньги на любую забаву, имеющую хотя бы косвенное отношение к объекту их обожания.

А в 2004-ом году International Game Technology выпустила игровой автомат Back to the Future™ Video Slots, участие в разработке которого принимали Кристофер Ллойд и Боб Гейл. В 2006-ом году автомат отправился завоевывать Лас-Вегас, и на настоящий момент успешно помогает владельцам казино изымать лишние денежные средства у щедрых игроков.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

3 Comments
  1. CommentsReTX   |  Понедельник, 16 июля 2012 в 10:05

    Новая игра вышла. Это квест от Telltale Games Back To The Future.The Game.

  2. CommentsКонстантин   |  Воскресенье, 14 октября 2012 в 20:40

    Люблю этот фильм, он очень интересный и успокаивающий.

  3. CommentsНата   |  Четверг, 19 февраля 2015 в 20:04

    Любопытная статья. Что сбылось в 2015 году из фильма «Назад в будущее»

    http://www.office-life.pro/home/relaks/filmy/item/379-nazad-v-budushchee-2-proverka-nastoyashchim


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    В 44-м году Годзилла был вполне миролюбивым динозавром и спокойно жил на острове Лагос. В это самое время американские войска загнали туда взвод японских солдат и надумали их там всех порешить. Но загнанных в западню японцев спас догодзилльский динозавр. Мотивы его не вполне ясны — то ли он отстаивал свою территорию, то ли прочитал Mein Kampf и вдохновился.

    [ читать полностью ]