Статья написана: Март, 2007
Автор: Катя Тонечкина (Дмитрий Лопухов)
Парк юрского периода

Фантасты любят придумывать удивительные вселенные и заселять их невероятными созданиями. Чего мы только не видели: планеты-кольца и планеты-кубы, плоские миры и миры в форме дуршлага. Мы знакомились с людьми-кошками и людьми-змеями, наблюдали человека-паука и человека-пингвина, дрожали при виде гигантского разумного червя и кровожадной антропоморфной гусеницы. Однако сколь бы натуралистично ни были описаны вышеназванные миры, сколь бы реалистичными не были чудные создания, сознание наше ни на секунду не забывало, что все это — выдумки, плод фантазии талантливый писателей, одаренных режиссеров или умелых сценаристов. Между тем история знает один такой удивительный мир, который, несмотря на кажущуюся его фантастичность, существовал на самом деле, равно как и существовали населявшие его удивительные существа. Странные и страшные эти создания действительно ходили по земной тверди, рвали своих жертв на части и вообще вели себя так, как подобало правоверным чудовищам. Искать этот чудный мир следует вовсе не в далекой-далекой галактике и не в загадочном ином измерении. Чтобы попасть в этот театр ужасов необходимо отмотать время на сто с гаком миллионов лет назад.

В незапамятные времена Землю населяли существа, при одном виде которых Чужой бы бросился улепетывать со всех лап, а Хищник испортил бы свои высокотехнологичные кальсоны. Человеческий разум, привыкший к тому, что чудовищ не существует, не способен в полной мере представить себе мир, населенный одними только монстрами. И не теми вовсе монстрами из научно-фантастических романов и фильмов, не теми, что летают на космических кораблях и завоевывают инопланетные цивилизации, а настоящими существами из плоти и крови.

Историки частенько не сходятся во мнении по поводу событий, имевших место быть полвека тому назад, так что уж тут говорить о десятках миллионов лет? В палеонтологии, науке, изучающей вымершие организмы, не существует аксиом, есть только гипотезы, построенные на основе скудных данных, получаемых в процессе раскопок. Если человечество не сподобится изобрести машину времени, то все эти гипотезы так гипотезами и останутся. Есть один лишь факт: во второй половине мезозойской эры — в юрском и меловом периоде — на Земле господствовали гигантские ящеры. Все остальное — плоды усердной аналитической работы ученых, проверить, подтвердить или опровергнуть которые не представляется возможным. Все это, как вы понимаете, оставляет гигантский простор для фантазии писателей и кинематографистов.

Там, где сейчас возвышаются небоскребы и супермаркеты, миллионы лет назад расхаживали гигантские динозавры. Воздух тогда рассекали не сверхзвуковые самолеты, а удивительные крылатые ящеры, а в морях и океанах, в которых ныне плавают титанические суда, раньше обитали невероятные и пугающие подводные рептилии. Вот бы увидеть все это хоть одним глазком! Посмотреть на монструозного тираннозавра, взглянуть на флегматичного диплодока, увидеть чудного трицератопса… Увы, ни один зоопарк мира не способен отыскать себе хотя бы самого захудалого динозаврика, природа прекратила выпуск данного продукта больше пятидесяти миллионов лет назад. Но на помощь жаждущим необычного зрелища людям приходит кинематограф. Современные кинотехнологии способны воскресить на экране практически любого доисторического монстра. Убедиться в натуралистичности и реалистичности, с которой осуществляется реанимация, несложно, достаточно посмотреть один из грандиознейших фантастических фильмов XX-го века — «Парк юрского периода» Стивена Спилберга.

Отцы-основатели

Сейчас мало кто вспоминает, что фильм «Парк юрского периода» — не самостоятельное произведение, а экранизация романа Майкла Крайтона. Причина слабой известности книги в России, скорее всего, состоит в том, что в США он вышел в конце 1990-го года. Отечественное книгоиздание тогда пребывало на перепутье и далеко не всегда адекватно и своевременно реагировало на заморские бестселлеры. Поэтому массовый читатель обратил внимание на роман Крайтона уже после выхода на свет фильма Спилберга. Отношение к книге заведомо было как к очередной низкосортной новеллизации, которыми в то время кишмя кишел наш литературный рынок. Тогда как «Парк юрского периода» был очень приличным технотриллером, пользовался заслуженной популярностью на родине и довольно высоко ценился среди западных поклонников качественной остросюжетной беллетристики. Права на экранизацию романа влетели компании Universal Studios в копеечку — киномагнатам пришлось отвалить Крайтону два миллиона долларов. Так кто же он такой, этот Крйатон, человек, придумавший парк юрского периода? Давайте выяснять.

Майкл родился 23-го октября 1942-го года в городе Чикаго. Детство маленького Крайтона было в точности таким же, как и детство обычного американского мальчишки: он любил баскетбол, не прочь был на досуге полистать книжку, обожал комиксы. Окончив школу, Майкл Крайтон поступил в Гарвардский университет на филологический факультет. С этим периодом жизни нашего героя связан весьма забавный случай. Один из профессоров учебного заведения жестко критиковал литературные труды Крайтона и ставил ему необъективно низкие оценки. Молодой бунтарь с подобным ходом дел мириться не желал и задумал проверить профессора «на вшивость» — как-то раз вместо своей работы он подсунул тому эссе великого британского писателя Джорджа Оруэлла. Преподаватель не только не опознал плагиат, но еще и оценил произведение английского классика на тройку. На этом роман Крайтона с филологией завершился, и он перебрался на антропологический факультет.

Окончив университет, Крайтон немного помотался по миру, но вскорости решил получить еще одно образование и поступил в Гарвардскую медицинскую школу. Именно тогда Майкл и начал писать книги. Романы, которые Крайтон ваял ради того, чтобы набрать денег на оплату учебы, стали пользоваться популярностью. Одни из них — «Экстренный случай» — неожиданно получил в 1968-ом году престижную премию имени Эдгара Алана По.

После медицинской школы Крайтон с головой бросается в пучины литературного мира. В 1969-ом году выходит его роман «Штамм “Андромеда”» (The Andromeda Strain), повествующий о схватке человечества с опаснейшим неземным вирусом. Захватывающий технотриллер практически сразу становится бестселлером. В 1971-ом на большие экраны выходит одноименный фильм, поставленный режиссером Робертом Вайзом по мотивам произведения Крайтона.

В 1972-ом году Крайтон расширяет сферу своих интересов и вплотную начинает заниматься кинематографом. Мало кто сейчас вспомнит телевизионный фильм «Расследование» (Pursuit, 1972), снятый Майклом по собственному же сценарию, но вышедший в 1973-ем «Западный мир» (Westworld) памятен практически всем любителям фантастического кино. Весьма приличный этот футуристический техновестерн, повествующий о том, как в парке развлечений вышедший из-под контроля киберковбой охотится на посетителей, нередко упоминается в энциклопедиях и справочной литературе, прямого отношения к кино не имеющей. Дело в том, что Крайтон совершил своим «Западным миром» революцию, полный смысл которой стал понятен лишь в последней четверти XX-го века: в картине впервые в истории кинематографа были использованы визуальные образы, созданные на компьютере (CGI, computer-generated imagery). С помощью компьютера обработке подвергся «вид из глаз» электронного стрелка.

На настоящий момент Крайтон является автором почти двух десятков романов, большинство из которых были экранизированы. Наиболее известные и удачные книги, вышедшие из-под пера писателя до 90-го года, — приключенческая новелла «Великое ограбление поезда» (The Great Train Robbery, 1975), экранизированная самим же Крайтоном в 1979-ом; эпический фэнтезийно-исторический роман «Пожиратели мертвых» (Eaters of the Dead, 1976), экранизированный в 1999-ом под названием «Тринадцатый воин» (The 13th Warrior) Джоном Мактирнаном; приключенческо-фантастическая книга «Конго» (Congo, 1980), неудачно экранизированная в 95-ом Фрэнком Маршаллом, и научно-фантастический технотриллер «Сфера» (Sphere, 1987), посредственно экранизированный в 98-ом году Барри Левинсоном. Ну, а в 1990-ом увидел свет легендарный роман «Парк юрского периода», после которого за Крайтоном окончательно утвердилась репутация одного из самых талантливых коммерческих писателей последней четверти XX-го века.

Следом за «Парком юрского периода» (с перерывом в пять лет, в течение которых Крайтон пишет еще два бестселлера — «Восходящее солнце» (Rising Sun, 1992) и Разоблачение (Disclosure, 1994), оба впоследствии экранизированные) Крайтон публикует технотриллер «Затерянный мир» (The Lost World, 1995), представляющий собой ревизию одноименного фантастического романа Артура Конана Дойла. В целом же «Затерянный мир» — продолжение «Парка юрского периода», занятно развивающее идеи оригинального произведения.

Крайтон и игровая индустрия
Какая может быть связь между Майклом Крайтоном, автором книг о парке юрского периода, и игровой индустрией? Вы будете удивлены, но связь самая прямая.

В 1984-ом году свет увидела текстовая приключенческая игра Amazon, сюжет и сценарий которой полностью придумал мистер Крайтон. Игроку отводилась роль сотрудника засекреченного научного центра, отправившегося в джунгли Амазонки с целью отыскать пропавших без вести членов исследовательской экспедиции. Amazon была одним из первых текстовых приключений, в которых использовалась цветная графика и музыка, что, вкупе с интересной сюжетной линией и великолепной литературной составляющей, сделало игру настоящим хитом.

А в 1999-ом году Крайтон стал одним из основателей компании Timeline Computer Entertainment. В 2000-ом году Eidos издала разработанную в недрах этой студии приключенческую игру Timeline, в основу которой лег сюжет одноименного романа Крайтона. Увы, игра получилась не совсем такая, как планировалось изначально, и игровая общественность приняла ее в штыки.

Timeline Computer Entertainment растворилась, а Крайтон решил временно подождать с «игроизацией» прочих своих романов.

Из-под пера Крайтона с завидной периодичностью продолжают выходить интересные и, что важнее, умные романы, обреченные становиться шедеврами. Впрочем, с циклом о парке юрского периода, судя по всему, писатель распрощался и «сиквелов сиквелов», хвала небесам, производить не планирует.

Говоря о творцах «Парка юрского периода» никак нельзя обойти стороной Стивена Спилберга, режиссера, сумевшего удивительно качественно перенести прекрасный роман Крайтона на большой экран. Спилберг начинал свой путь в кинематограф в конце 60-х годов минувшего века. Разумеется, тогда он и представить не мог, что через десяток лет будет ставить многомиллионные блокбастеры: Сгивен снимал малобюджетные телевизионные фильмы и радовался своей причастности к киномиру. Путь режиссера к вершине славы начался с весьма приличного триллера «Дуэль» (Duel, 1971) поставленному по рассказу Ричарда Мэтсона, в центре которого лежала история невероятной «дорожной» дуэли между водителем небольшой легковушки и шофером гигантского бензовоза. Большой успех к Спилбергу пришел после выхода на киноэкраны фильма ужасов «Челюсти» (Jaws, 1975), поставленному по одноименному роману Питера Бенчли, и очень качественной научно-фантастической драмы «Близкие контакты третьей степени» (Close Encounters of the Third Kind, 1977). После этого Спилберг принялся лепить кинохиты как пирожки.

В 1990-ом году развернулась настоящая война за права на экранизацию бестселлера Крайтона. В битве участвовали компании Warner Bros., 20th Century Fox и Columbia Tristar, в качестве возможных режиссеров назывались имена Тима Бартона, Джо Данте и Ричарда Доннера. Однако в суровой конкурентной борьбе победу одержала Universal Pictures, которая и отдала режиссерское кресло Стивену Спилбергу. Кинобоссы не прогадали: несмотря на то, что Стивен в тот момент особым желанием снимать «Парк юрского периода» не горел, а мечтал поскорее приступить к работе над «Списком Шиндлера» (Schindler’s List), фильм получился на славу. Да, безусловно, из твердо-фантастического триллера «Парк юрского периода» превратился в увлекательное приключенческое кино, растеряв по пути большую часть философских размышлений и научных гипотез Крайтона, но, право слово, от Спилберга никто и не требовал снимать фильм-предупреждение и подробно раскрывать тему неоднозначности биотехнологических исследований. Стивен снял великолепное динамичное кино с изумительными эффектами. Спилберг сделал лучший фильм о динозаврах в истории современного кинематографа. Большего от него и не требовалось.

В 1997-ом году Спилберг снял по роману Крайтона «Затерянный мир» одноименный фильм, являвший собой сиквел «Парка юрского периода». В отличие от первой картины, «Затерянный мир» культового статуса не приобрел и был весьма неоднозначно встречен зрителями и кинокритиками. После чего Спилберг признался, что сиквел «Парка юрского периода» — это тот фильм, который бы он хотел посмотреть, но ни в коем случае не желал бы снимать самостоятельно, и отказался участвовать в дальнейшем сиквелопроизводстве. Третью часть картины снимали уже без непосредственного участия Стивена Спилберга (он присутствовал лишь в роль «свадебного генерала» — исполнительного продюсера).

Динопарк

В фильме «Парк юрского периода» мы знакомимся с эксцентричным миллионером Джоном Хэммондом, построившим на одном из островов близ побережья Коста-Рики гигантский курорт-зоопарк, в роли питомцев которого выступили клонированные с помощью выделенной из останков древних насекомых ДНК динозавры. После неприятного несчастного случая, произошедшего в парке, Хэммонду требуется заключение авторитетных ученых, готовых подтвердить, что удивительный комплекс безопасен для посетитетелй. С этой целью он приглашает на остров ученого-палеонтолога Алана Гранта, эксперта по палеоботанике Элли Сэттлер и математика Яна Малкольма. Кроме того, на острове оказываются внук и внучка Хэммонда, которых неутомимый деятель пригласил, будучи уверен в абсолютной безопасности мероприятия. Но из-за преступных действий ступившего на шаткую тропинку промышленного шпионажа сотрудника парка и крайне некстати начавшегося шторма, динозавры вырываются на свободу и закатывают бучу похлеще, чем та, что была в день взятия Бастилии. И лишь героические действия бесстрашного палеонтолога Гранта помогают героям пережить бунт ящеров. Создатели фильма сохранили основную канву романа Крайтона, однако, как я уже отмечала, выбросили из него почти всю философскую составляющую, основательно упростили сюжетную линию и перекроили характеры главных действующих лиц. Мне, например, очень жалко, что в фильм не попал рассказ о том, как хитроумный Хэммонд расписывал потенциальным инвесторам парка всевозможные коммерческие выводы и демонстрировал выведенного якобы с помощью генетических преобразований кусачего карликового слоника.

В картине «Затерянный мир: парк юрского периода», второй части диноцикла, мы вновь встречаемся с математиком Яном Малкольмом. На этот раз он вынужден отправиться вместе с исследовательской экспедицией на один из островов, участвовавших в эксперименте по разведению динозавров. Парка юрского периода больше не существует, но в этом месте древние ящеры вполне себе прижились и принялись плодиться и размножаться. Вскоре на острове появляется еще одна группа, присланная непосредственно осуществлявшей выведение динозавров корпорацией. Задача этих людей — наловить ящеров и отвезти их на большую землю. Между двумя группами происходит конфликт, в который затем вмешиваются хищные динозавры. Опять наступает хаос и локальный апокалипсис, который заканчивается тем, что рабы корпорации приволакивают в Сан Диего тираннозавра и его детеныша. В поисках своего отпрыска, плотоядный монстр крушит город и невозбранно поедает местное население, но потом, благодаря отважному Яну Малколму и его подруге, загоняется на корабль и вывозится обратно на остров, где динозаврам предстоит жить долго и счастливо вплоть до выхода на свет третьего фильма.

«Парк юрского периода III» знаменует собой начало заката серии. Сюжет теряет всякую связь с реальностью и отправляется парить в заоблачные дали маразма: некий молодой человек волей случая оказывается на острове из второй части картины, его разведенные родители решают организовать спасательную экспедицию и обманом вовлекают в нее Алана Гранта, палеонтолога из первой части картины. Мальчишку, благополучно пережившего все тяготы и невзгоды жизни на набитом плотоядными динозаврами острове, находят, после чего спасательная группа, лишившись всех малозначимых второстепенных персонажей, благополучно с острова ретируется. Кроме того, во время путешествия по острову, подтверждается гипотеза Гранта о разумности рапторов, а в финале фильма палеонтологу даже удается (с помощью прихваченного из большого мира прибора) пообщаться с ними на насущные темы. Лишившись одновременно режиссера, сценариста и исходного литературного материала (это первый фильм цикла, не являющийся экранизацией романа Крайтона), создатели «Парка юрского периода III» пошли по пути наименьшего сопротивления и сняли высокобюджетную фантастическую клюкву категории «Б», благополучно похоронив культовый киноцикл.

В 2008-ом году на экраны кинотеатров должен выйти фильм «Парк юрского периода IV», о котором известно лишь то, что делать его будут те же самые люди, что и третью часть. В целом, данной характеристики достаточно для того, чтобы прикинуть перспективы будущей картины.

След динозавра

Истоки популярности романов Крайтона и фильмов Спилберга различны. Книги американского фантаста, прежде всего, пища для ума. Динозавры у Крайтона — лишь элемент антуража, главная же тема его романов — опасности, подстерегающие человека, решившего поиграть в демиурга. Экранизации же — это пир для глаз. В «Парке юрского периода» Крайтона неисчислимое множество научных гипотез, предположений, размышлений. Тогда как в «Парке юрского периода» Спилберга основное внимание сосредотачивается на доисторических ящерах и их конфликте с человеком. Однако из-за этого экранизация не становится хуже своей литературной основы. Потеря философской составляющей с лихвой компенсируется потрясающими визуальными эффектами, динамичным действием и изумительными пейзажами. Некоторые поклонники книги критиковали картину за купированный сюжет, уплощение характеров и девальвацию проблематики, но даже они признавали, что никогда еще доселе не испытывали смеси чувств, подобной той, что испытали, увидев на большом экране тираннозавра. Не забывайте, что на дворе был 1993-ий год, самое-самое начало эпохи широкомасштабного применения компьютерной графики. За несколько лет до этого компьютерная анимация, использованная во втором «Терминаторе», привела зрителей в шок. Сейчас-то мы уже привыкли к тому, что любой мало-мальски соображающий в трехмерном моделировании и монтаже человек способен, затратив минимум средств и времени, на персональном компьютере влепить в свой фильм простейший электронный образ, но пятнадцать лет назад о таком можно было только мечтать. А тут вдруг — гигантские динозавры, выглядящие в точности как на картинках из учебников по палеонтологии! Более того, эти динозавры двигаются, охотятся, издают звуки! Было от чего придти в восторг.

Чтобы заставить аниматронного трицератопса дышать, в тело его поместили большой радиоуправляемый пневматический цилиндр. Конечностями динозавра также управляли с помощью электроники. Титаническая работа художников, дизайнеров и специалистов по визуальным эффектам принесла свои плоды — по сей день аниматронный трицератопс из первого «Парка юрского периода» выглядит значительно более реалистичным, нежели моделируемые на компьютерах монстры.

Описанную в романе Крайтона сцену с участием стада галлимимусов Спилберг хотел выбросить, поскольку технология анимации объектов go-motion не позволяла совмещать в одном кадре движения людей и нескольких моделей динозавров. Однако представители студии ILM, специализировавшейся на компьютерных эффектах, убедили Спилберга, что справятся с этой задачей без использования аниматронных моделей. Увидев результат их трудов, режиссер, доселе являвшийся ярым сторонником аниматроники, кардинально переменил свою точку зрения и поручил специалистам ILM львиную долю работы по «оживлению» доисторических монстров.

Примадонна парка юрского периода — плотоядный ящер тираннозавр, шедевр специалиста по визуальным эффектам Стэна Уинстона. Ради воссоздания экранного образа короля динозавров был сделана шестиметровая модель монстра, весившая больше тонны. Для управления тираннозавром использовалась подключенная к компьютеру уменьшенная модель динозавра: ассистенты изменяли положения частей тела «маленького» монстра, а монстр большой эти действия копировал.

Кинематографических и литературных предков «Парка юрского периода» определить несложно. Во-первых, это восхитительный фантастический роман «Затерянный мир» (The Lost World, 1912) Конана Дойла, в котором рассказывается об экспедиции на природное плато в Венесуэле, где неведомым образом сохранились динозавры. Великая эта книга была экранизирована семь раз и стала эталоном для всех тех творцов, которые пишут фантастические романы и снимают фильмы о доисторических ящерах. Во-вторых, это тандем легендарных киномонстров — Годзиллы и Кинг Конга. Спилберг неоднократно признавался, что он — большой поклонник фильма Джона Гиллермина «Кинг Конг» (King Kong, 1976). Поэтому для работы над моделями динозавров в «Парке юрского периода» он, не раздумывая, пригласил Стэна Уинстона, человека, сделавшего гигантскую гориллу для картины Гиллермина. Непосредственная же аллюзия на «Годзиллу» есть во второй книге Крайтона и соответственно втором фильме Спилберга — попавший в Сан Диего тираннозавр ведет себя в точности так же, как и зловредный азиатский монстр.

Наконец, следует упомянуть еще два фильма, непосредственно повлиявших на создателей «Парка юрского периода» — «Хатари!» Говарда Хоукса, повествующий о приключениях охотников на африканском сафари, и фильм Хэла Роуча «Миллион лет до нашей эры», включая всего его римейки, в котором нам рассказывают о жизни в доисторическом мире, набитом под завязку динозаврами.

Фильм и книга весьма полюбились простому американскому зрителю, и вскоре серия начала обрастать многочисленными «приложениями». Появились комиксы, продолжающие сюжетную линию картины, во мгновение ока выросли тематические парки, копирующие заглавный аттракцион фильма, на волне популярности вышла даже новеллизация «Парка юрского периода» (вы только подумайте — новеллизация экранизации!) Вселенная пользовалась популярностью и спросом, поэтому нет ничего удивительно в том, что вскоре последовали многочисленные электронные игры, развивающие идеи картины Спилберга.

Впрочем, прежде чем начать рассказ об играх, сделанных по лицензии, я просто обязана пару слов сказать о продукте, формального отношения к франшизе не имеющем, но однозначно навеянном романом Крайтона. Речь идет об очаровательной игре DinoPark Tycoon, выпущенной в 1993-ем году (для PC, версия для консолей семейства 3DO появилась в 1994-ом) компанией MECC. В игре этой нам предстояло взвалить на себя обязанности директора парка динозавров. От новоявленного бизнесмена требовалось внимание ко всем деталям, начиная от создания прочных загонов для доисторических ящеров (особо крупные динозавры, например, с легкостью могли проломить деревянную ограду и отправиться в странствие по цивилизованному миру), до установки адекватных цен на входные билеты и найма персонала. Очень умная и невероятно забавная эта игра (MECC специализировалась на неординарных проектах, крайне умело сочетающих развлекательные и обучающие элементы) была столь грамотно сделана, что ее охотно приобретали для начальных школ и рекомендовали учащимся в качестве полезного времяпровождения. Настоятельно советую поклонникам симуляторов магната отыскать и опробовать DinoPark Tycoon. Игра, несмотря на свой весьма почтенный возраст, того стоит.

В 1993-ем году увидела свет довольно пристойная игра для консолей NES и Game Boy— Jurassic Park от компании Ocean. В ней нам предстояло войти в роль палеонтолога Алана Гранта и, вооружившись занятным автоматом, стреляющим желтыми шариками, разыскать Тима и Лекс, внука и внучку Джона Хэммонда, а потом благополучно унести из парка ноги. Симпатичный этот экшн, выполненный в изометрической проекции, довольно долго числился в списке NES-хитов.

В том же 1993-ем Ocean выпустила Jurassic Park и для приставки SNES. Игра довольно сильно выделялось среди своих собратьев, поскольку сочетала в себе одновременно изометрический экшн и шутер от первого лица: когда Алан Грант разгуливал по парку, мы наблюдали за ним «сверху-сбоку», когда же он заходил в здания, нам приходилось взирать на окружающий мир его глазами. Следует, кстати, отметить, что игра базировалась не только на сюжете фильма, но и предоставляла пользователям возможность поучаствовать в некоторых сценах, описанных в романе Крайтона, но не вошедших в кинопостановку. С Super Nintendo Jurassic Park вскоре перекочевал, значительно улучшив по пути визуальное оформление, на PC и на Commodore Amiga.

Игра Jurassic Park, выпущенная все в том же 1993-ем году компанией Sega для своих платформ Genesis и Game Gear, разительно отличалась от своих нинтендовских тезок. Это был двухмерный side-scrolling-экшн, позволявший, внимание, выбирать в качестве главного персонажа либо доктора Алана Гранта, либо… раптора. Соответственно, в зависимости от выбора изменялась сюжетная линия игры. Версия Jurassic Park существовала и на Sega Master System, однако в ней выбирать протагониста не позволялось (управлять можно было лишь Грантом). В 1994-ом году Sega выпустила сиквел игры — Jurassic Park: Rampage Edition, никаких кардинальных отличий от первой части в котором не наблюдалось.

Наконец, в 1993-ем году Sega выпустила игру Jurassic Park для консоли Sega CD. Это был довольно интересный и весьма для своего времени красивый (как, впрочем, и большинство игр для данной приставки) квест с перспективой от первого лица.

В 1994-ом году Ocean обогатила консоли SNES и Game Boy игрой Jurassic Park Part 2: The Chaos Continues, представлявшей собой простенький платформер, продолжающий сюжетную линию оригинального фильма. В том же 1994-ом компания Universal Interactive выпустила для платформы 3DO игру Jurassic Park Interactive. Как и многие прочие продукты для этой серии приставок, игра заметно выделялась очень приличной графикой и звуковым сопровождением. Однако не вполне вменяемые мини-игры и быстро надоедающие экшн-элементы сводили аудиовизуальное очарование на «нет».

В 1997-ом году свет увидел фильм «Затерянный мир: парк юрского периода». Игровая индустрия отметила это событие выходом очередной порции посвященных популярной вселенной игр. DreamWorks Interactive подарила владельцам персональных компьютеров посредственную стратегию в реальном времени Chaos Island, в которой игроку предстояло, управляя героями картины, отстраивать лагерь, отбиваться от динозавров и выполнять всевозможные миссии. Единственным, пожалуй, достоинством игры от DreamWorks Interactive была озвучка, в записи которой принимали участие исполнявшие главные роли в «Затерянном мире» актеры. В том же году Electronic Arts выпустила для консолей Sega Saturn и PlayStation довольно симпатичный трехмерный экшн The Lost World: Jurassic Park. В игре этой требовалось, управляя одним из персонажей (среди которых был даже тираннозавр!), выполнить поставленную перед ним цель (например, добраться до радиотелефона и позвонить во внешний мир), истребив параллельно как можно больше всякой живности, и не испустить дух в схватке с агрессивными противниками. От собратьев игру отличала весьма приличная графика и довольно богатый геймплей. Наконец, в том же году компанией Tiger Electronics была выпущена для покойной ныне портативной консоли Game.Com игра The Lost World: Jurassic Park, в которой игроку предстояло войти в роль одного из персонажей фильма (антрополога Сары Хардинг или охотника Роланда Тэмбо), разыскивать яйца динозавров и спасаться от агрессивных хищников.

В 1998-ом году компания Electronic Arts выпустила претенциозный трехмерный экшн Trespasser: Jurassic Park. Несмотря на многочисленные баги, весьма высокие для того времени системные требования и некоторые проблемы с геймплеем, игра вне всякого сомнения получилась крайне сильная. Невероятно реалистичная для 98-го года физическая модель, почти полная интерактивность окружающей среды и передовой AI динозавров — все это разительно выделяло Trespasser среди коллег по жанровому цеху. По сей день у игры сохраняется солидная база преданных поклонников, уверенных в том, что данный продукт — лучшая из существующих «игроизаций» легендарного киноцикла. Однако широкая аудитория Trespasser не признала, и игра не особо преуспела на рынке.

Вышедшая в 1999-ом году на PlayStation Warpath: Jurassic Park представляла собой… файтинг с участием динозавров из первых двух частей кинокартины. Несмотря на симпатично выглядевших ящеров, игру это вряд ли можно расценивать как что-то больше, нежели забавный курьез.

Третья волна игр нахлынула в 2001-ом году, после выхода на свет последней на сей момент части картины. Компания Konami выпустила для портативной консоли Game Boy Advance целых три игры: приключенческий экшн Jurassic Park III: Island Attack, стратегический симулятор Jurassic Park III: Park Builder и side-scrolling-экшн Jurassic Park III: The DNA Factor. А Vivendi Universal Games осчастливила почитателей цикла двумя играми для PC — простеньким детским платформером Jurassic Park III: Dino Defender и трехмерным экшном Jurassic Park: Scan Command, по сюжету которого благородная детвора спасала хороших динозавров от динозавров не очень хороших.

Наконец, последняя на настоящий момент игра из «юрского» цикла — симпатичная стратегия Jurassic Park: Operation Genesis, выпущенная в 2003-ем году для PC, PlayStation 2, и Xbox компанией Universal Interactive. В Operation Genesis нам предстояло влезть в шкуру директора парка динозавров и превратить этот парк в процветающий и сверхприбыльный экономический инструмент. Славный этот симулятор магната, на мой вкус, DinoPark Tycoon не переплюнул, но по аддиктивности и интересности игрового процесса приблизился к нему вплотную. Если закрыть глаза на не вполне удачный интерфейс, то Operation Genesis смело можно назвать одной из лучших игр по «юрской» лицензии.

Четвертая волна игр, очевидно, грядет в 2008-ом году, когда на экраны выйдет новая серия «Парка юрского периода». Будем с нетерпеньем ждать и уповать на то, чтобы разработчики не подложили нам неопрятную свинью.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

2 Comments
  1. CommentsSrakotraqu   |  Понедельник, 04 июня 2012 в 08:38

    Very interesting site

  2. CommentsНикита   |  Пятница, 05 апреля 2013 в 22:21

    неплохо


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Одинокий герой, специализирующийся на массовом упокоении злодейских супостатов, воспетый в тысячах и тысячах фильмах-боевиках и играх жанра action, — это никто иной, как урбанизированный ковбой. Сцены перестрелок, автомобильных погонь, захватов самолетов, поездов и мусоровозов — все они пришли в современное искусство из вестернов.

    [ читать полностью ]