Статья написана: Февраль, 2012
Автор: Дмитрий Лопухов
Пятница, 13-е

Хоррор переживает ныне тяжелые времена. Жанровые корифеи либо отошли от дел, либо почили в бозе, либо скитаются по студиям и продюсерам, надеясь отыскать лишний миллиончик для «нового убийственного проекта». Если за год выходит один-два удачных фильма ужасов, то это уже большое событие и великий праздник для жанра. А ведь были времена, когда упыри и вурдалаки, потусторонние барабашки и слизоточащие уроды, гниющие мертвяки и бестелесные призраки поставлялись зрителю буквально конвейерным методом. Среди тех фильмов было, разумеется, полно второсортных поделок, нередко встречался и откровенный трэш, но сверкавшие среди завалов пластиковой расчлененки жемчужины с лихвой все это компенсировали.

Кто-то скажет, мол, забрюзжал подлец, трава ему раньше была зеленее, девки краше. Но мне на защиту встанут матушка статистика и батюшка эксперимент: достаточно посмотреть на списки выходивших в последние годы фильмы ужасов, чтоб убедиться: подавляющая их масса — ремейки старых или иноземных фильмов. Особняком стоит жанр мокументари-хоррор (фальшивые документалки о различных малоприятных паранормальных штуковинах), но в их случае говорить о какой-то оригинальности не приходится, ибо вся она растратилась на манеру подачи материала. Назвать оригинальным в сюжетном плане фильм, в котором на протяжении полутора часов экранного времени из комнаты в комнату, вызывая крики ужаса у участников действа, перемещается стул, и зловеще ныряют в воду пылесосы, не осмеливаются даже самые ярые поклонники жанра.

Тяжелее всего сейчас живется некогда величественному поджанру хоррора — слэшеру. Если у вас при виде этого слова воображение принялось рисовать странные картинки с участием персонажей «Гарри Поттера», то срочно расслабьтесь. Слово происходит от английского to slash, то есть «резать», «рубить» или «полосовать». В предках у слэшеров значатся фильмы жанра джалло — барочные итальянские хорроры, в которых в изысканно-багровых тонах таинственный убийца неизвестной наружности (вплоть до развязки, как правило, демонстрируются только его руки) артистично и жестоко убивает своих несчастных жертв. Слэшер — рабоче-крестьянский отпрыск благородного итальянского папаши. Типичная формула слэшера проста как пять копеек: группа школоты отправляется на отдых, там ее встречает местечковый маньяк-психопат, имеющий трагическое и мутное прошлое. И далее на протяжении всего экранного времени маньяк изобретательно потрошит вышеозначенную школоту с помощью колюще-режущего арсенала. Допустимы вариации, но общее событийное наполнение, как правило, приблизительно такое.

В первой половине 80-х слэшеры буквально оккупировали американские кинотеатры. Причина этого проста — они очень грамотно удовлетворяли базовые пожелания молодой аудитории. Вот вам, господа, голая барышня во всех нужных ракурсах; вот вам приятно щекочущий нервы эпизод с выпрыгивающим из-за комода убийцей; вот вам вовсю отрывающиеся на пляже ровесники, да-да, как и вы дымящие травкой и литрами потребляющие бухло.

Однако ж, выдерживать растущую конкуренцию со стороны братских жанров слэшеру было непросто — даже самым стойким ценителям после пятидесятого фильма про безропотно погибающую под ударами ножа школоту становилось скучно. Ценители требовали хоть какого-то разнообразия, и индустрия, конечно, пошла им навстречу. Маньяки стали действовать изощреннее, обзавелись фирменным стилем и чувством юмора, их биографии из коротенького «В детстве был дебилом, и все его обижали, будучи до глубины души оскорбленным такими обстоятельствами, взял топор и убил всю деревню» обратились в комплексные трагические истории, объясняющие мотивацию злодея и причины его асоциального поведения. Слэшер, ранее старавшийся быть реалистичным, обернулся в мистическую мантию, появились уникальные маньяки, вроде Фредди Крюгера или куклы Чаки.

К началу 90-х слэшер естественным образом угас. Эволюция, казалось бы, уже столкнула его с корабля киноистории, но в 96-м его выловил из мутных вод великий Уэс Крэйвен, батюшка «Кошмаров на улице Вязов» и еще несчетного количества хорроров, переодел, причесал, перевоспитал и представил зрителям под именем «Крик». Новая волна слэшеров задумывалась как самоироничное переосмысление жанрового наследия, наполненное остроумными цитатами и постмодернистскими коленцами, но свора подхвативших знамя подражателей и жадных до легких денег недоучек свела все на нет. В настоящее время слэшеры существуют преимущественно в форме ремейков и номерных сиквелов старых проектов. Периодически случаются и самостоятельные вещи, но они в основной своей массе совсем никудышные.

В общем, слэшер скорее мертв, чем жив. Мы, разумеется, раскисать и нюни распускать по этому поводу не будем, тем более сама личность покойного на подобные излияния чувств не настраивает совершенно. Вместо этого мы лучше вспомним одно из основных его достижений, бескрайний цикл, прошедший практически все стадии слэшерной эволюции, менявшийся, развивавшийся и угасший вместе с породившим его жанром. Этот цикл подарил миру персонажа, ставшего, по сути, визитной карточкой всего жанра и одной из самых узнаваемых персон конца XX века. Речь, господа и дамы, о Джейсоне Вурхизе — большом ценителе хоккея, мачете и задорной расчлененки — и его родном киноцикле «Пятница, 13-е».

Семейный подряд


Вы удивитесь, но в самой первой «Пятнице, 13-е», снятой в 1980-м году Шоном Каннингемом, Джейсона не было вообще. Вот такая занятная получилась ситуация — один из самых известных киноманьяков отсутствовал в первом фильме своей же собственной родной серии. Кстати, знание этого примечательного факта помогло злодею из фильма «Крик» выиграть телефонные дебаты у своей первой экранной жертвы. «Кто был убийцей в «Пятнице, 13-е»?» — спросил он у героини Дрю Бэрримор. «Джейсон! Джейсон! Джейсон!» — прокричала она и, к сожалению для себя, попала в молоко.

Шон Каннингем водил близкую дружбу с Уэсом Крэйвеном, что, конечно, не могло не сказаться на его киновосприятии: весь мир он видел через кроваво-красные очки. В 78-ом году он увидел свежий фильм Джона Карпентера «Хэллоуин» (формально являющийся первым слэшером) и загорелся идеей снять что-то подобное. При этом Какннигем был большим любителем итальянского джалло, так что уровень насилия и кровавости в «Хэллоуине» его решительно не устроил. В общем, он захотел, чтоб было как у Карпентера, только с бОльшим количество расчлененки. Тем страннее оказался выбор сценариста — им стал некий Виктор Миллер, ранее (да и впоследствии, собственно говоря, тоже) писавший сценарии для сопливых телевизионных сериалов. Вообще по странной иронии судьбы у первой «Пятницы, 13-е» оказалось немало связей с телевидением. Так роль главного антагониста фильма — спятившей маньячки Памелы Вурхиз — получила актриса Бэтси Палмер, активно снимавшаяся в различных мелодраматичных и семейных телевизионных постановках. Для Бэтси, которая согласилась сниматься лишь потому, что ей не хватало денег на новую машину, это вышло боком: ее поклонники (они, как ни странно, у нее были в преизрядном количестве) пришли в ярость, а один кинообозреватель даже опубликовал в своей журнальной колонке ее домашний адрес с призывом завалить г-жу Палмер гневными письмами. Адрес, кстати, он дал с ошибкой, в результате письма «Зачем вы убили всех этих людей?! Гореть вам в аду на самой большой сковороде вместе с Гитлером, негодяйка!» получала совсем посторонняя женщина.

Согласно сюжету фильма летом 1958-го года в детском лагере «Хрустальное озеро» утоп ребенок по имени Джейсон Вурхиз. Его мамаша, работавшая в этом лагере поварихой, спятила от горя и порешила двух местных вожатых. Двадцать с лишним лет спустя лагерь решено было переоткрыть. С этой целью туда приехала группа молодежи, которую с превеликим удовольствием и покрошила уцелевшая с тех далеких дней старушенция. Увы, продолжить свои мракобесные забавы ей не удалось — в конце фильма единственная выжившая героиня отрубила злодейке голову.

Сам Джейсон появляется в фильме один единственный раз, в обличии ребенка и всего на полторы секунды. Причем происходит это не в ходе основного повествования, а во сне выжившей после всей этой мясорубки девушки. Более того, самого эпизода сна в оригинальном сценарии Виктора Миллера не было вообще, его вставили по настоянию Тома Савини, эксперта по спецэффектам и гриму, работавшего над «Пятницей, 13-е». Кстати, сценарист Виктор Миллер счел это форменным безобразием, поскольку видел Джейсона не злодеем, а жертвой. Свой же сюжет он расценивал как историю о матери, которая убивала из любви к своему ребенку. По этой же причине Миллер негодовал, когда впоследствии авторы сиквелов сделали Джейсона главным злодеем и убийцей. Ну, то есть, пришел мужик писать «большое кино», а ему тут какие-то хиханьки, хаханьки и прочий китч навязали.

«Пятница, 13-е» стоила чуть больше полумиллиона долларов и в первый же свой прокатный уикенд окупилась десятикратно. Всего же фильм собрал в США почти 40 миллионов долларов — очень приличные для независимого кино деньги. Фильм был безжалостно разгромлен критиками, воевавшими, понятное дело, не столько с данным конкретным произведением, сколько с тенденцией снимать не обремененные какими-либо интеллектуальными излишками сугубо развлекательные хорроры. Ярость критиков, впрочем, не помешала «Пятнице, 13-е» стать культурным феноменом и породить уйму подражаний, пародий и сиквелов.

Жизнь и смерть Джейсона Вурхиза


После буйного коммерческого успеха первой части стало понятно, что появление сиквела — дело времени. И время это пришло в 1981-м году. Режиссер Шон Каннингем отказался снимать продолжение; наотрез отказалась полноценно участвовать в нем и Эдриэнн Кинг, актриса, сыгравшая единственного выжившего в первом фильме персонажа. С ней вообще приключилась достаточно занятная вещь — после выхода «Пятницы, 13-е» ее принялся терроризировать фанатик, надумавший отомстить за кончину г-жи Вурхиз. Он рисовал на ее двери безумные рисунки, звонил по телефону и даже попытался вломиться в ее апартаменты. Напуганная Эдриэнн решила поставить точку в своей актерской карьере. Все эти потери, впрочем, не испугали студийных боссов. Фрэнк Манкузо, один из директоров «Парамаунта» и будущий продюсер семи сиквелов фильмы (студия выкупила права на цикл сразу после тестового показа первой части) сказал тогда вполне здравую и адекватную происходящему вещь, мол, хотим, чтоб это было такое кино, на которое молодежь и любители ужасов приходят регулярно по пятницам 13-го, смотрят, смеются, пугаются и уходят довольные, испытав бурю эмоций. То есть? Ни о каком серьезном кино не было и речи, посему пережить уход съемочной группы, актеров, да и вообще кого угодно можно было без особых потерь. Изначально даже планировалось, что каждый эпизод киноцикла будет самостоятельным произведением, не связанным ни сюжетом, ни актерами с предыдущими частями. Но потом возникла дельная идея сделать осевого антагониста, на эту роль вполне удачно подошел упоминавшийся в первой части Джейсон Вурхиз. И что с того, что он утонул в ребяческом возрасте? Оживить подлеца, и дело с концом!

Оживили. И понеслось. В фильме «Пятница, 13-е часть 2» Джейсон сперва сурово покарал убийцу своей матери: Эдриэнн Кинг появилась в фильме на несколько минут в самом начале и была немедленно жестоко убита (очевидно, к большой радости своего анонимного преследователя). Затем он принялся зачищать окрестности родного озера от свежей порции молодежи, решившей открыть поблизости еще один детский лагерь. По ходу повествования Джейсон использовал широкий ассортимент колюще-режущего оружия, включая добротные крестьянские вилы, и носил на голове кусок наволочки с дыркой для одного глаза. В одном из эпизодов наволочки злодей лишился, и под ней оказалась крайне уродливая и деформированная морда. Кроме того обнаружилась странная любовь маньяка к отрубленной голове своей невменяемой мамашки: он заботливо ее сохранил и даже построил для нее в своей ветхой хибарке некое подобие алтаря.

На фильм было потрачено около миллиона долларов, и он вполне ожидаемо окупился в прокате и принес своим создателям еще двадцать миллионов сверху.

Третья часть «Пятницы, 13-е» вышла в прокат в 82-м году. Она знаменательна тем, что в ней Джейсон наконец-то приобрел свою фирменную хоккейную маску, которую впоследствии без нужды старался не снимать. Интересно, кстати, что события фильма на сей раз происходили не в пятницу, 13-го, а в субботу, 14-го и воскресение, 15-го — хронологически события фильма начались на следующий день после резни из второй части. На сей раз группа молодых людей решила отдохнуть в домике близ свежеоблюбованного Джейсоном озера и, конечно, за это поплатилась. «Пятнице, 13-е часть III» была выпущена в формате 3D и при затраченных двух с половиной миллионах собрала аж тридцать семь.

В 84-м году боссы «Парамаунта неожиданно надумали цикл умертвить. Отпраздновать эвтаназию Джейсона решили с размахом: фильм «Пятница, 13-е: последняя глава» стал самым кровавым из всех доселе выходивших эпизодов джейсониады. Кроме того, в нем засветилось рекордное для серии количество обнаженных барышень. Согласно сюжету картины, Джейсон продолжил свои подвиги на ниве потрошения школоты и, как вы, наверное, догадываетесь, в деле этом преуспел. А в концовке он отправился в мир иной, будучи до смерти забит мачете (!) двенадцатилетним шалопаем Томми, скопировавшим облик Джейсона доутопных времен. В итоге зрителям становится ясно, что Джейсон таки окончательно помер, но агрессивный оскал и безумные глаза малолетнего Томми намекают на то, что возможно когда-нибудь — лет эдак через десять-пятнадцать — ему появится добросовестный сменщик.

«Последняя глава» стоила два с половиной миллиона и собрала в одних только Штатах тридцать три. Парамаунтовские боссы схватились за головы: «Братцы, да что ж мы делаем-то?!» Убийство несущий золотые яйца курицы было признано крупной ошибкой, и тут же началась работа над очередным сиквелом фильма — «Пятница, 13-е: новое начало». При этом создатели почему-то решили Джейсона более не воскрешать (раньше он очухивался после ранений любой степени тяжести, а в «Последней главе» так и вовсе воскрес в морге), мол, помер — значит помер, и предложили зрителю поиграть в игру: «Угадай, кто злодей». Выросший Томми, убийца оригинального Джейсона, угодил в дурку, откуда и был направлен в открытый лагерь для проблемных подростков. Вскорости кто-то принялся старательно и изобретательно вырезать местную школоту. Со стороны могло бы показаться, что это развлекается Томми, но оказалось, что это буйствует местный медик, переодевшийся в Джейсона после смерти сына.

В «Новом начале» чувствуется ощутимый крен в сторону комедии, имеются даже два сугубо комических персонажа (мать и сын, местные полубезумные рэднеки). Это обусловлено веянием времени — комедийные хорроры набрали к середине 80-х огромную популярность. Присутствуют и прочие неотъемлемые элементы молодежного кино: голые дамы, алкоголь, травка, робкие перепихоны. Создатели опять попали в точку — фильм собрал хорошую кассу в местном прокате (при бюджете в два с небольшим миллиона он принес двадцать два), но при этом опечалил преданных поклонников цикла, желавших видеть настоящего Джейсона Вурхиза, а не подражателя. «Разве может какой-то сраный докторишка заменить нашего инфернального дебила?» — справедливо неистовствовали они.

Аккурат в это самое время в слэшере наметился перелом: зрители пресытились маньяками-психопатами и возжелали чего-то новенького, такого, чтоб было окутано флером мистической тайны. Шизофреников с ножами для затвердевших зрительских нервов стало уже недостаточно. Продюсеры «Пятницы, 13-е» поймали этот сигнал, обмозговали, учли фанатскую истерику по поводу подражателя Джейсона и сделали единственный правильный вывод — надо обратить цикл вспять. И сделать это можно было одним-единственным способом: оживить настоящего Джейсона.

И в фильме 86-го года «Пятница, 13-е: Джейсон жив» он благополучно ожил. Случилось это при весьма занятных обстоятельствах: окончательно возмужавший Томми удрал из психушки, раскопал могилу маньяка и принялся остервенело тыкать в него куском металлической ограды. Внезапно ударила молния и попала в этот кусок. Разряд, еще разряд, и вот уже пациент, пролежавший в могиле добрый десяток лет, успешно реанимирован. Наблюдательный зритель, конечно, не может не заметить во всем этом забавную интерпретацию оживления монстра Франкенштейна. Шестая номерная часть цикла вообще отличается повышенной самоиронией и в отдельные моменты смотрится как натуральная комедия. Особый шик — комментарии Мартина, престарелого смотрителя кладбища, обнаружившего раскопанную могилу Джейсона. «Зачем они выкопали Джейсона? У некоторых ребят очень странные представления о развлечениях!» — констатирует Мартин, обращаясь напрямую к зрителям. Но создатели цикла отлично понимали, зачем они выкопали Джейсона: фанаты были в восторге, вложенные в фильм три миллиона отбились почти семикратно, смилостивились даже кинокритики, поставившие картине непривычно высокие оценки.

Интерес к циклу вновь поднялся до небес, и продюсеры незамедлительно дали зеленый свет седьмой части. Благо отныне оживлять Джейсона, официально ставшего персонажем сверхъестественным, стало несложно. В концовке предыдущего фильма злодея привязали цепью к огромному камню и запузырили на дно родного Хрустального озера, следовательно, от создателей теперь требовалось придумать веский довод, чтобы Джейсона оттуда вытащить. И они придумали, да еще какой!

В 84-м году на большие экраны вышла первая часть легендарного цикла «Кошары на улице Вязов», а к 87-му их накопилось уже три штуки. Фредди Крюгер стал сверхпопулярным и — что в данном случае важнее — способным приносить огромные деньги персонажем. Продюсеры обоих циклов надумали стравить Фредди и Джейсона, вполне закономерно ожидая, что это поможет взаимовыгодно пополнить армии почитателей каждого из циклов и принесет огромную прибыль. Трюк скорее всего сработал бы, но боссы «Парамаунта» и «Нью Лайн Синема» так и не смогли договориться о деталях сделки. В результате проект пришлось отложить в долгий ящик.

В 88-м году выходит седьмая часть цикла — «Пятница, 13-е: Новая кровь». В ней явно ощущается тоска создателей по несостоявшейся дуэли с Фредди и настойчивое желание хотя бы как-то разбавить клишированную схему, по которой строились почти все предыдущие эпизоды. То есть, конечно, здесь есть школота, алкоголь и голые бабы, но помимо них еще и владеющая телекинезом блондинка, хитрый врач, пытающийся прокачать ее умения, и даже начинающий писатель-фантаст. С этим писателем связана единственная на весь фильм неплохая шутка: когда ему отказывает симпатичная девица, он пренебрежительно фыркает и сообщает: «Пф! Ерунда, переживу. Мне вообще-то отказывали лучшие американские журналы фантастики!» Из прочих более-менее интересных моментов — дуэль Джейсона с вышеупомянутой телекинетичной блондинкой (по сути, первый случай, когда нашему маньяку дали организованный и эффективный отпор) и демонстрация нового безмасочного лика нашего живодера. Отныне Джейсон не страшенный плод неведомых мутаций, а вполне себе зомбиобразный страхолюд с обтянутым разложившейся плотью черепом.

Кстати, в конце 87-го года на CBS запустили сериал «Пятница, 13-е: сериал», связь которого с джейсоновским циклом ограничивалась общим продюсером — Фрэнком Манкузо, который, собственно, и придумал в целях привлечения зрительского внимания дать сериалу такое название. Ни в одном из 72-х эпизодов сериала Джейсон Вурхиз (равно как и любой другой связанный с ним персонаж) не появляется и не упоминается.

Кроме того в этот же временной интервал случились и две базирующиеся на сюжете цикла игры. В 86-м Domark выпустила своеобразный приключенческий экшн Friday the 13th для компьютерных платформ ZX Spectrum, Amstrad CPC и Commodore 64. А в 89-м LJN Toys издала не менее своеобразную игру с точно таким же названием для NES. В Domark’овской «Пятнице» на игрока возлагалась обязанность спасти себя и девятерых своих друзей от ошивающегося вокруг Хрустального озера Джейсона. Для этого приходилось бегать по двум десяткам локациям, подбирать обильно раскиданный по детскому лагерю хлам (бензопилы, ножи, топоры и прочие полезные для детских игр штуковины) и бить ими при встрече негодяя. Джейсон, кстати, способен был обращаться в одного из ваших друзей, посему периодически следовало поколачивать и их (главное не перестараться и не убить), дабы проверить: не маньяк ли этой. Из особо интересного — периодически появляющаяся и мерцающая на весь экран картинка, сопровождающаяся чудовищно оцифрованным воплем. А еще к каждой копии игры прилагались две капсулы с фальшивой кровью (подсахаренная водичка) — боссы Domark в те годы очень любили всяческие такие подарочные трюки. Вообще, конечно, сейчас все это смотрится нелепо и забавно, но в середине 80-х дети игру всерьез боялись. Я специально порыскал по ветхим форумам, почитал впечатления очевидцев. «Помню, когда я играл в эту игру, то постоянно повторял себе: это всего лишь игра, это простая игра, не бойся, почему, зачем я боюсь?! Сердце было готов выпрыгнуть из груди!» или «Одна из самых страшных игр в моей жизни! А этот крик! А эта картинка на весь экран! У меня волосы на шее дыбом вставали!»

LJN Toys в те годы пачками издавала игры по кинолицензиям, не особо утруждаясь размышлениями о качестве продукции, геймплее и прочих глупостях. Идеи глобальной карты, спасения детей и управления одним из подростков-пионервожатых разработчики явно почерпнули из вышедшей тремя годами ранее Domark’овской игры. Остальное — псевдотрехмерное исследование зданий (чудовищное управление изрядно похабило в целом не самую худшую идею), скучный side-scrolling снаружи и лезущих из земных недр зомби — придумали сами. От игрока требовалось блуждать по лагерю (по желанию переключаясь между шестью вожатыми), собирать барахлишко, бить зомби, ворон и волков и стараться защитить отдыхающую в лагере детвору (в количестве пятнадцати голов) от посягательств Джейсона. Из экзотики — спрятанная в недрах скал летающая (!) медузообразная (!!) голова мамаши Джейсона. В целом же игра собой ничего ровным счетом не представляла и вполне заслуженно была погромлена суровыми критиками.

Двумя вышеупомянутыми играми виртуальный парк «Пятницы, 13-е» и ограничился. А вот киношный продолжил разрастаться. Летом 1989-го на экраны вышел фильм «Пятница, 13-е: Джейсон штурмует Манхэттен». Из названия логично было бы предположить, что в этой части будет устраивать безобразия на нью-йоркских улицах, однако ж, увы: две трети экранного времени события развиваются на набитом выпускниками корабле. А из оставшейся трети подавляющая масса событий творится в пустынных доках и канализации. Создатели действительно хотели сделать интересный финт ушами и превратить Джейсона в своеобразного антигероя, заставив его массово убивать городских наркоторговцев, гопников, насильников и прочий трущобный сброд, но денег на воплощение задуманного не хватило. В итоге получилась ни рыба, ни мясо. Традиционные сцены потрошения подростков и беготня в пустых оказались скучны, фильм оживал лишь в немногочисленных эпизодах взаимодействия Джейсона и Нью-Йорка. Самая славная сцена: Джейсон, заинтересованно изучающий огромный баннер с рекламной хоккейного матча, на баннере изображен хоккеист в точно такой же как у него маске. А смерть на сей раз подкралась к маньяку в канализации, где его затопило токсичными отходами (!).

Комиксы
Джейсон Вурхиз успел изрядно наследить и в мире комиксов. Началось этом было положено в 1993-м, когда издательство Topps Comics выпустило графическую адаптацию фильма «Джейсон отправляется в Ад: последняя пятница». Затем в 95-м вышел вполне уже самостоятельный комикс «Джейсон против Кожаного Лица», в котором Джейсон схлестнулся с членами безумного семейства из легендарной «Техасской резни бензопилой».

Затем в начале «нулевых» Avatar Press совместно с New Line выпустили несколько вполне традиционных джейсоновских комиксов (хронологически идущих после событий «Фредди против Джейсона») о потрошении отдыхающей школоты. Затем последовало вольное графическое продолжение «Джейсона Икс» — история о приключениях Джейсона на Земле-2, куда рухнули в конце фильма его останки. И, наконец, последним комиксом от Avatar Press стал «Джейсон против Джейсона Икс», в котором сошлись в бою традиционный Джейсон и его кибернетизированный собрат.

Далее за дело взялся WildStorm, импринт DC Comics. В 2006-м они запустили минисерию «Пятница, 13-е», в которой рассказали об очередной итерации творимого Джейсоном террора близ Хрустального озера. Затем последовала «Истории Памелы» — рассказ о молодости мамаши Джейсона. Потом был вполне традиционный комикс с говорящим названием «Пятница, 13-е: как я провел летние каникулы». Ну, а затем последовал главный патрон в обойме издательства — кроссовер «Фредди против Джейсона против Эша», своеобразный сиквел фильма «Фредди против Джейсона», в котором в ход малоприятных событий вмешивается Эш из «Зловещих мертвецов». Помните Некрономикон, промелькнувший в «Джейсон отправляется в Ад»? Вот из-за него-то и разгорелся весь сыр-бор. Затем издательство выпустило еще несколько комиксов, включая «Плохие Земли», подтверждающие, что земли вокруг Хрустального озера были плохими еще за двести пятьдесят лето до явления Джейсона. А в 2009-м сиквел к последнему кроссоверу: «Фредди против Джейсона против Эша: войны ночных кошмаров», в котором возглявляемая Эшем группа людей, в разное время выживших после столкновения с Фредди или Джейсоном, воюет с оживленными правительством США (!) маньяками.

Штурм Джейсоном Манхэттена стоил пять миллионов долларов, а в прокате собрал чуть меньше пятнадцати. Всем было очевидно, что цикл заканчивает свой жизненный цикл. В итоге права бескровно перешли к «Нью Лайн Синема», а обрадованный Шон Каннингем (режиссер первого фильма, если вы вдруг забыли) принялся планировать проект своей мечты — кроссовер «Фредди против Джейсона». Однако ж, как назло именно в этот момент Уэс Крэйвен начал подготовку к съемкам седьмых «Кошмаров на Улице Вязов», посему проект дуэли Фредди и Джейсона вновь отправился криогенную камеру. Каннингем приуныл, но вскоре с головой принялся реализовывать еще одну свою идею — кардинально новый, свежий, «настоящий» фильм про Джейсона.

Спродюссированный Каннингемом фильм «Джейсон отправляется в Ад: последняя пятница» вышел на экраны в 1993-м году, и в нем действительно был предложен кардинально «новый» и решительно «свежий» взгляд на историю и похождения нашего любимого маскированного маньяка. Отныне Джейсон стал бестелесным духом, меняющим оболочки посредством передачи изо рта в рот некого гнсусного ящерочервяка. Убить его, как выяснилось, отныне мог только член семейства Вурхизов и исключительно с помощью магического кинжала. Авторы щедро раскидали по фильму аллюзии на классику хоррора: Некрономикон из «Зловещих мертвецов», контейнер арктической экспедиции из «Нечто» Джона Карпентера, в концовке даже продемонстрировали руку Фредди Крюгера (он утащил под землю — очевидно, в Ад — маску Джейсона), но все это не помогло — фильм получился откровенно слабым. Ироничное обаяние цикла и приятная фирменная наивность растаяли как дым, вместо него зрителю подсунули убогую мистическую ерунду, откровенно конфликтующую с каноном и заставляющую вспомнить наихудшие жанровые образчики. Фильм по инерции прокатился неплохо — при вложенных трех миллионах принес почти шестнадцать, но после него уже всем стало окончательно понятно, что пора ставить точку.

И точка была поставлена. Простояла она добрых девять лет, пока изнывающий от желания вернуть Джейсона на большой экран Шон Каннингем неожиданно не приступил к работе над десятой частью. Фильм получил название «Джейсон Икс» и поведал удивленным зрителям о космических похождениях нашего уважаемого маньяка. Согласно сюжету, бессмертного Джейсона решено было заморозить до тех времен, пока не обнаружится способ его окончательно убить. Через пятьсот лет он в замороженном же виде попадает на борт космического корабля, где благополучно размораживается и учиняет развеселую резню. В отличие от предыдущего «ньюлайновского» фильма, этот получился вполне себе пристойным: авторы передумали играть в серьезных мистиков и устроили добротную трэш-карусель. Вот Джейсон сражается с кибернетической бабой, вот его с помощью нанороботов превращают в железного человека, вот его запузыривают в генератор виртуальной реальности, где демонстрируют двух обнажающихся юных девиц, предлагающих покурить травки и заняться добрачным сексом… В общем, забавная, сочная придурь без тени намека на какую-либо серьезность.

Ну, а в 2003-м году наконец-то свершилось чудо — на экраны вышел долгожданный фильм «Фредди против Джейсона». Вполне забавное кино про то, как Фредди сперва воспользовался доверчивостью и наивностью Вурхиза, дабы заставить подростков вновь себя бояться, а потом за это преизрядно огреб. Помимо всего прочего из этого фильма обнаружилось, что в детстве Джейсон утонул, скорей всего, не сам, а из-за издевательств со стороны сотоварищей по лагерю. А еще открылось, что в определенных случаях Джейсон панически боится воды. Ах, да – победил Джейсон.

На этом оригинальная история Джейсона Вурхиза заканчивается. Хотелось бы и нам на этом приятном для Джейсона моменте завершить статью, но, увы. В 2009-м году продюсеры Брэд Фуллер, Эндрю Форм и числящийся с ними в одной производственной компании (Platinum Dunes) Майкл Бэй перезапустили цикл. Их «Пятница, 13-е» стала своеобразным ремейком первых четырех частей оригинальной истории и одновременно их же переосмыслением и модернизацией. Фуллер и Форм повсеместно хвастали, что произведут в рамках «пятничной мифологии» сенсацию, что целенаправленно будут избегать постмодернистских трюков, самоцитирования, игр со зрителем (словом, всего того, что было канонизировано в «Крике»), что придадут фильму обаяние реализма, скорость и предложат публике совершенно нового Джейсона. И обещания эти они вроде как действительно выполнили, а в итоге получился наискучнейший образчик того самого «нового хоррора». Мечущаяся камера, клиповый монтаж, навязанная извне сюжетная логика, бегающий (!) Джейсон. Вместо гротескных, нелепых и уморительных сцен убийств, фирменной «фишки» цикла, — расчлененка с претензией на натуралистичность. Режиссер Маркус Ниспел (ранее уже перезапускавший «Техасскую резню бензопилой», а в прошлом году, кстати, перезапустивший «Конана-варвара») решил снять современное кино, сказал решительное «Нет!» всему тому, что счел архаизмом, использовал исключительно передовой инструментарий и сделал в итоге передовую туфту. Потому что, оказывается, «Пятница, 13-е» — это архаизм в чистом виде. И при попытке зачистить ее от «морально устаревших» примет времени, она бесследно исчезает. Нельзя же зачистить сахар от сахара. То есть, конечно, формально можно, но тогда это будет уже не сахар, а сахарозаменитель.

Вот мы и добрались до конца истории. Напоследок, пожалуй, следует заметить, что в течение некоторого времени Фуллер и Форм вынашивали планы сиквела своего ремейка (фильм весьма неплохо выступил в прокате), но вскорости дружный дуэт «Парамаунта» и «Нью Лайн Синема» дал течь, и проект был заморожен. Фуллер утверждает, что сценарий у него уже на руках, и будущее картины зависит от студийных боссов, но они молчат. Надеемся, что будут молчать и дальше. Кроме того, лет пять тому назад Шон Каннингем поделился с общественностью планами снять по мотивам «Пятницы, 13-е» телесериал. События его должны были бы происходить в городке близ Хрустального озера, а повествовать он должен был о тяготах взросления местных подростков, живущих в наполненном легендами о Джейсоне окружении. На словах идея выглядела вполне пристойно, подобный телесериал вполне бы мог вписаться в оригинальную мифологию цикла, но, увы, не сложилось — проект так и не был реализован. В общем, будущее «Пятницы, 13-го» покрыто туманом, что, наверное, в свете последних событий не так уж и плохо.

Жди, жди, Джейсон, своего часа. Он обязательно настанет.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

2 Comments
  1. Commentsыс   |  Суббота, 19 апреля 2014 в 18:00

    Круто,как всегда

  2. CommentsВитя   |  Четверг, 07 мая 2015 в 13:12

    Автор явно не смотрел старые части. Там Джейсон бегал. К тому же расхваливать Джейсон Х это явно признак дурновкусия.


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Страна Фантазия МакДональда напоминает засаженную искусственной травой лужайку, на которой резвятся навернувшие ЛСД персонажи «Маппет-шоу». Нелепые диалоги, поступки и выходки фантазийцев, придурковатые Сквернюки, страстно желающий стать крутым Бастиан, старчески брюзжащий Фалькор, замаскированная под «Скалу Фрэглов» Фантазия — все это выглядит крайне дико, но порой довольно забавно.

    [ читать полностью ]