Статья написана: Сентябрь, 2006
Автор: Катя Тонечкина (Дмитрий Лопухов)
Терри Пратчетт: Владыка Плоского мира

«Здорово рассуждать о чистой логике, о Вселенной, которая управляется разумными законами, о гармонии чисел, но простой и непреложный факт заключался в том, что Диск перемещался в пространстве на спине гигантской черепахи, и что у местных богов была привычка ходить по домам атеистов и бить стекла».
Терри Пратчетт. «Цвет Волшебства»

Терри Пратчетт трудится со скоростью хорошо настроенного литературного комбайна. Где-то в районе 1986-го требовательная муза Талия, покровительница комедии, щелкнула переключателем и перевела писателя в режим повышенной работоспособности. С тех пор Терри исхитряется выпускать в год по две книги и регулярно номинироваться на всевозможные литературные премии. Несмотря на то, что Пратчетт работает в крайне далеком от Большой Литературы направлении — юмористическом фэнтези, он считается одним из самых талантливых современных британских писателей. Пратчетт питает странную (не выходящую, впрочем, за рамки пристойностей) любовь к орангутангам, регулярно общается с поклонниками в интернете, дни и ночи проводит за компьютером и, несмотря на почтенный возраст, обожает компьютерные игры. Зигмунд Фрейд велел искать истоки всего, что происходит с человеком зрелого возраста, в его детстве и отрочестве, посему мы, ничтоже сумняся, начнем знакомство с самых азов жизни писателя, с тех далеких дней, когда он в ползунках исследовал пол небольшого уютного домика семейной четы Пратчеттов.

Родился Терри Пратчетт 28 апреля 1948 года в крошечном английском городке Биконсфилд. В раннем детстве с маленьким Терри ничего сверхъестественного не происходило, он рос совершенно обычным ребенком. Немногочисленные биконсфилдцы, видевшие, как чумазый отпрыск семейства Пратчеттов воздвигает в песочнице зодческие шедевры, вряд ли могли предположить, что наблюдают будущую литературную звезду. Между тем, тягу к перу Терри ощутил еще в школьные годы. В тринадцатилетнем возрасте он написал для школьной газеты ироничный фантастический рассказ «Адский бизнес» (The Hades Business). Главный герой — Дьявол — сокрушается из-за того, что в Аду слишком много свободного места. В конце-концов он обращается за помощью к некому пронырливому бизнесмену, с которым они вместе превращают Преисподнюю в парк развлечений. Рейтинги Ада немедленно возрастают до небес, а сам Дьявол неожиданно начинает понимать, что совершил непростительную ошибку. Нельзя сказать, что «Адский бизнес» — шедевральное произведение, тем не менее, рассказ был довольно неплох, особенно для столь юного автора. «Адский бизнес» помог Терри заработать первую трудовую копеечку: в 1963-м году юный Пратчетт получил за него от журнала Science Fantasy гонорар в размере четырнадцати фунтов. The Hades Business стал первой работой юного писателя, опубликованной в серьезном периодическом издании. Для пятнадцатилетнего мальчишки это был сенсационный успех.

Второй рассказ Пратчетта напечатал в 1965-м году британский журнал New Worlds. Это было для юного Терри существенным шагом вперед — издание в те времена считалось ведущим научно-фантастическим журналом Англии. Впрочем, сам рассказ — «Ночной житель» (Night Dweller) — особыми литературными достоинствами не обладал и являл собой типичный образчик не очень умелой «твердой» научной фантастики (то есть фантастики, примой в которой является некая научная идея, а все прочее — лишь инструментарий для наилучшей ее презентации). Если первый опубликованный рассказ писался под явным влиянием творчества Генри Каттнера, то на второе произведение, похоже, молодого Пратчетта вдохновили тексты Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна и Артура Кларка. Судя по всему, Терри оказался на творческом перепутье. Один из указателей сулил британцу нелегкую карьеру литератора-юмориста, другой — обещал лавры «хардкорного» фантаста. Вполне возможно, избери Пратчетт второй путь, в мире бы стало на одного Ларри Нивена больше, но звезды выстроились несколько иначе. «Адский бизнес» оказался молодому автору ближе, нежели «Ночной житель». Пробиркам и сверхсветовым скоростям Пратчетт, в конце концов, предпочел юмор.

Между тем, в 1965-м году Терри окончил школу. Работать по специальности (творить разнообразные металлические и деревянные полезняшки) Пратчетт не захотел и решил полностью посвятить себя буквам. Разумеется, в те далекие дни карьера профессионального писателя юному британцу могла только сниться (два опубликованных в тематических журналах рассказа — это, на самом деле, все равно, что капля в пустом ведре), и он, желая, все-таки, быть «поближе к бумаге», устроился журналистом в местную газету. Журналисты, как известно, практически все являются творческими кочевниками — они бесстрашно переходят, в поисках финансового благополучия, из одного издания в другое, из другого — в третье, а из третьего — обратно в первое. В результате этих пертурбаций они обрастают полезными знакомствами, связями, жизненным опытом и другими полезными вещами. Единственное, чего в процессе метаний журналисты так и не обретают, так это вожделенных золотых гор. Пратчетт уже прошел все стадии журналистской миграции и поработал в нескольких различных газетах, когда неожиданно вытащил свою счастливую карту. Как-то раз его отправили брать интервью у одного из начальников небольшой издательской компании. Поболтав с мистером Ван Дюреном о том и о сем, Пратчетт невзначай упомянул, что сам немножко пишет (и даже публикуется в известных журналах) и совсем недавно закончил работать над романом. Издатель заинтересовался. Таким образом, в 1971-м году вышла на свет первая полноценная книга Терри Пратчетта — «Люди ковра» (The Carpet People). Юмористический роман, главные герои которого — племя микроскопических существ, проживающих на ковре, скитаются по бескрайним шерстяным просторам в поисках нового дома, пришелся читателям по вкусу. Несмотря на некоторые шероховатости и огрехи, присущие произведениям начинающих авторов, книга «Люди ковра» получила неплохую критику, чем окончательно убедила двадцатитрехлетнего Пратчетта в том, что у его нежных отношений с литературой есть будущее.

В 1976-м году в том же самом издательстве, куда пятью годами ранее Пратчетт приходил брать интервью, выходит его новый роман «Темная сторона солнца» (The Dark Side of the Sun). В этой книге Терри, сделавший окончательный выбор в пользу юмористической беллетристики, посмеивается над своим мимолетным увлечением «твердой» научной фантастикой. В 1981-м году в магазинах появляется новый роман Пратчетта — «Страта» (Strata), в котором подтрунивание над канонами «твердокаменной» научной фантастики достигает своего апогея. И совсем неудивительно, что в качестве объекта пародирования Терри избрал романы сиявшего в те годы на литературном небосклоне Ларри Нивена.

С 80-го года Пратчетт прекратил метаться из одной местной газеты в другую, и занял почетную должность пресс-атташе Центрального электроэнергетического управления. Именно в тот период относительного финансового благополучия Терри и начал работу над серией романов, которые впоследствии кардинально изменили облик современной юмористической литературы и вошли в историю как один из самых смешных и остроумных книжных циклов двадцатого века.

Плоский Мир

Первый роман серии был издан в 1983-м году. Назывался он «Цвет Волшебства» (The Colour of Magic) и знакомил читателей со злоключениями неумелого волшебника Ринсвинда и простофили-туриста Двацветка, путешествующих по удивительному Плоскому Миру, покоящемуся на спине гигантской черепахи. В «Цвете Волшебства» Пратчетт удивительно забавно спародировал многочисленные штампы и клише фэнтезийной литературы. Между тем, роман привлекал читателя не только уморительным пародийным концептом, но и отличной проработкой сюжета и грамотной литературной составляющей. Терри Пратчетт написал не просто смешной роман, он создал великолепный литературный памятник, прекрасное и предельно качественное произведение словесного искусства. В 80-х жанровую нишу заполнили многочисленные ремесленники, штампующие куцые и похожие друг на друга как капельки воды романы о борьбе бесстрашных героев с Вековечным Злом, и книга Пратчетта была глотком свежего воздуха для тех читателей, которые воспринимали фэнтези как Литературу, но не как бессмысленный текстовый попкорн.


Именно «Цвет Волшебства» представил читателям Пратчетта как умного, ироничного и крайне талантливого писателя. Отказавшись от набивших оскомину жанровых клише, британец принялся прививать на жанровом древе исконно британские литературные черенки. В то время как большинство соратников по жанру соревновались — кто более бестолково перепишет Толкиена и Говарда, Терри Пратчетт обратился к классике сатирической и юмористической прозы. Исходным материалом для него стали романы бессмертных английских классиков — Джонатана Свифта, Чарльза Диккенса, Пэлема Вудхауза и Ивлина Во. На фоне трогательных потуг многочисленных пишущих современников Пратчетт, вдохновлявшийся уморительнейшими текстами мастеров британской Большой Литературы, выглядел как титан рядом с пигмеями.

В 1986-м Пратчетт заканчивает вторую книгу из цикла о Плоском Мире — «Безумная звезда» (The Light Fantastic), в которой читатель вновь встречается с полюбившимися героями. А в 1987-м Пратчетт подписывает контракт с крупным издательством Gollancz и «плоскомирные» романы начинают сыпаться из рога изобилия. Серия обрастает подциклами — помимо Ринсвинда появляются и другие «постоянные» герои. Терри предоставляет Центральному электроэнергетическому управлению возможность подыскать нового пресс-атташе, а сам полностью уходит на вольные хлеба.

Рианна Пратчетт
У Терри Пратчетта есть взрослая дочь — Рианна Пратчетт. Она, вы не поверите, крупный специалист в области электронных игр. Рианна довольно долго сотрудничала с журналом PC Zone, после чего занялась фрилансом и начала писать статьи для различных игровых и компьютерных изданий. Кроме того, она консультирует авторов, пишущих сценарии для компьютерных игр. Она принимала активное участие в создании ролевой игры Beyond Divinity и работала над диалогами для Pacman World 3.

Рианна обожает старые игры, разработанные студией Bullfrog, в частности Theme Park и Dungeon Keeper, проводит немало времени, играя в Сети в Age of Mythology. Кроме того, Рианна содержит дома солидный парк консолей и любит в свободное время помахать мечом в Soul Calibur.

Серия романов о Плоском Мире ежегодно прирастает парой романов. Критики и читатели недоумевают — как, работая в столь быстром темпе, Пратчетт ухитряется держать планку качества на недосягаемой высоте. Аналогии с одним из величайших юмористов XX-го века — Пэлемом Вудхаузом — напрашиваются сами собой. Вудхауз, выпустивший за свою долгую литературную жизнь без малого сотню книг, канонизировал все те приемы, которые столь эффективно использует сейчас Пратчетт. Гениальные и при этом простые сюжетные эскапады, феноменальная игра со словами, экстремальное жонглирование героями и ситуациями, верность колоритным персонажам — Пратчетт, создавая Плоский Мир, уверенно следует творческому пути Вудхауза. На задней крышке обложки «черной» «эксмовской» серии от книги к книге цитируют строчку из популярной британской газеты Independent: «Пратчетт не менее забавен, чем Вудхауз, и столь же остроумен, как Во». И это не аванс британскому фэнтезеру. Он действительно пишет так же смешно, как писал гениальный Вудхаз. Сравнение с другим грандмастером — Ивлином Во — тоже вполне заслужено. Пратчетт нередко приправляет свои романы остро-перечной язвительностью, такой же, как та, что придавала сатирическим произведениям Во неотразимый пикантный привкус.

За заслуги перед литературой Терри Пратчетт становится в 1998-м году кавалером Ордена Британской Империи. В 1999-м он получает почетную докторскую степень по литературе Уорикского Университета, в 1999-м — университета в Портсмуте, в 2004-м — Бристольского Университета. Поскольку Пратчетт продолжает писать и останавливаться не желает, то, скорее всего, в ближайшие лет двадцать он станет почетным доктором наук всех престижных британских университетов.

На настоящий момент в цикл о Плоском Мире входят тридцать четыре полноценных романа, четыре рассказа, несколько справочников и связанных книг. Кроме того, по мотивам некоторых романов поставлены спектакли, снято несколько мультфильмов и разработаны два ролевых сета (GURPS Discworld и GURPS Discworld Also). Пять книг Пратчетта легли в основу радиопостановок.

Однако одним лишь Плоским Миром Пратчетт себя не ограничивает. Время от времени он выпускает внесерийные произведения, среди которых особо следует выделить написанный в соавторстве с Нилом Гейманом роман «Добрые предзнаменования» (Good Omens).

Теперь ты — волшебник Ринсвинд

Первая компьютерная игра, посвященная Плоскому Миру, вышла спустя три года после появления на свет стартового романа цикла. The Colour of Magic, разработанная компанией Delta 4 Interactive, увидела свет в далеком 1986-м году, вышла она одновременно на трех платформах — ZX Spectrum, Amstrad CPC и Commodore 64. Игра представляла собой интерактивную версию романа «Цвет Волшебства». Ничем особенным среди многочисленных interactive fiction adventure она не выделялась, за исключением, пожалуй, нестандартного подхода к навигации: авторы, решив сохранить атмосферу географического абсурда, присущую оригинальной книге, назвали все стороны света так же, как они именовались в книге (Hubward, Rimward, Widdershins, Turnwise). В результате даже самые бывалые герои интерактивных приключений испытывали, пытаясь поиграть в The Colour of Magic, приступы топографического кретинизма. Нам, детям эпохи графических игр, тяжело это представить, но в те времена, когда львиную долю всех приключенческих игр составляли именно interactive fiction, подобные вольности действительно могли отпугнуть казуальных геймеров. Представьте, что в наши дни кто-то решил выпустить FPS, управление персонажем в котором осуществляется исключительно с помощью функциональных клавиш (F1, F2, F3…) Я неспроста столько внимания уделяю этим «управленческим» тонкостям — просто более игра от сонма конкурентов ничем не отличалась. Ныне The Colour of Magic покоится вечным сном на свалке игровой истории и представляет интерес разве что для самых «хардкорных» поклонников Плоского Мира.

Второе обращение представителей игровой индустрии к Плоскому Миру состоялось в 1995-м году. Парни из Perfect Entertainment закончили работу над чудесным квестом Discworld. В том же самом году компания Psygnosis Limited выпустила игру для PC, PlayStation и ныне канувшей в веках тридцатидвухбитной консоли Sega Saturn. Крайне символично, что главного героя игры — волшебника Ринсвинда — озвучил Эрик Айдл, один из легендарных «Монти Пайтон» (британскую комик-труппу справедливо называют одним из «внелитературных» вдохновителей Терри Пратчетта). Квест получился на загляденье — красивый, интересный, неимоверно смешной и умеренно сложный. Некоторые головоломки, которые приходится разрешать протагонисту, напрочь лишены какой бы то ни было логики, но в данном конкретном случае это идет игре только на пользу. Создателям удалось прекрасно передать дух книг Пратчетта: высокоинтеллектуальные шутки, органично сочетающиеся с «юмором на грани фола», блестящее графическое представление персонажей, неординарный подход к построению диалогов — все это должно радовать почитателей творчества британского писателя. Сюжет игры базируется на книге «Стража! Стража!» (Guards! Guards!, 1989), восьмом по счету романе Пратчетта, посвященном Плоскому Миру. Главному герою, волшебнику Ринсвинду предстоит разобраться с терроризирующим город Анк-Морпорк драконом (в романе непосильную задачу по пацифизации монстра взвалил на себя другой персонаж — полицейский Самуэль Ваймс, однако разработчики игры справедливо решили, что маг-недоучка — значительно более колоритный персонаж). С этой целью он должен посетить множество разнообразных локаций, собрать уйму нужного и не очень скарба и пообщаться с представителями местной двуногой фауны. Особый шарм игре добавляет тот факт, что большинство жителей Плоского Мира в нашем представлении совершенно безумны. Поэтому попытки взаимодействия с ними нередко приводят к совершенно неожиданным результатам. С технологической точки зрения Discworld ничего революционного собой не представляет — это обычный point-and-click квест, однако сделан он настолько хорошо, что даже спустя десять лет после своего выхода продолжает восхищать бывалых игровых ветеранов.

В 1996-м году все те же Perfect Entertainment завершают работу над сиквелом Discworld — Discworld II: Mortality Bytes (в Великобритании игра вышла под названием Discworld II: Missing Presumed). Выпустила ее, как и первую часть, компания Psygnosis Limited. Список игровых платформ со времен первой части ни чуть не изменился. В Discworld II нам предстоит вновь встретиться с колдуном-недотепой Риндсвиндом, которого опять озвучивает великий и ужасный Эрик Айдл. Однако на этот раз задача перед ним стоит не в пример более сложная: волшебнику необходимо убедить Смерть вернуться к своим прямым обязанностям — убиению отживших свой век существ. В мире, где все категорически бессмертны, жить довольно сложно, поэтому население обращается за помощью к своему любимому герою-недотепе, уже однажды спасавшему мир от Крупных Неприятностей. Риндсвинд, разумеется, особого энтузиазма не испытывает, однако под давлением обстоятельств вынужден согласиться еще разок побывать в шкуре Спасителя Плоского Мира. Сюжет игры базируется сразу на нескольких книгах Пратчетта, в первую очередь на романе «Мрачный жнец» (Reaper man, 1991). Визуально Mortality Bytes значительно улучшился по сравнению со своим предшественником, но в целом — это все тот же Discworld, полный прекрасного английского юмора и крайне занятных головоломок. Неудивительно, что поклонники первой части игры приняли сиквел с восторгом.

Последняя на сей момент электронная игра, имеющая непосредственное отношение к Плоскому Миру Терри Пратчетта, Discworld Noir, разработанная все теми же Perfect Entertainment и изданная в 1999-м году компанией GT Interactive, разительно отличается от двух предыдущих частей цикла. Во-первых, главный герой игры больше не Ринсвинд, а частный детектив Льютон. Во-вторых, Плоский Мир прирос дополнительным измерением — практически вся графика в Discworld Noir заранее отрендерена в 3D (окружение, тем не менее, осталось двухмерным — двигаться персонажам предстоит в строго определенных направлениях). В-третьих, Discworld Noir — это настоящий нуар, «черный» детектив, до отказа набитый роковыми женщинами, предателями, убийцами и продажными копами. В отличие от двух предыдущих частей игры, Discworld Noir не базируется ни на одном из романов Пратчетта. Его сюжет полностью самостоятелен. Некто Карлотта фон Убервальд обращается к страдающему от безделья Льютону с просьбой найти человека по имени Манди, ее пропавшего любовника, и обещает частному детективу солидное вознаграждение в случае успешного завершения миссии. Льютон берется за это дело, однако довольно быстро обнаруживает, что выполнить его будет далеко не так просто, как ему казалось в начале. Discworld Noir — настоящий шедевр игрового искусства. И дело здесь не только и не столько в прекрасном визуальном решении и очаровательном музыкальном оформлении, Discworld Noir — очень умная и тонкая игра. Знатоки нуара без труда обнаруживают огромное количестве реминисценций и аллюзий на классику жанра, а почитателей пратчеттовского цикла приходят в восторг от возможности взглянуть на любимой мир под новым углом зрения. Разработчики ухитрились сделать невероятное — нарядить шутовской мир Пратчетта в черные одежды нуара. Фантастически сложная задача, с которой парни из Perfect Entertainment справились на пять с плюсом. Сам Пратчетт принимал непосредственное участие при создании Discworld Noir — консультировал создателей, написал некоторые диалоги и подготовил вступление для прилагающегося к игре буклета. Discworld Noir — один из лучших и, пожалуй, наиболее недооцененных квестов конца 90-х годов минувшего века. Любой уважающий себя геймер обязан хотя бы взглянуть на нее одним глазком, ну а если этот геймер еще и поклонник творчества Терри Пратчетта, то пройти Discworld Noir для него — святая обязанность. То же самое справедливо и для поклонников нуара, на которых разработчики электронных игр крайне редко обращают внимание. В общем, must see.

Termine

Что-то уж больно часто в последнее время я вынуждена завершать статьи словами о том, что разработчики и издатели в последнее время напрочь запамятовали об обозреваемом в материале явлении. К сожалению, не станет исключением и этот раз. После выхода Discworld Noir индустрия о Пратчетте забыла и, за исключением одной игры для мобильных телефонов, более ни одного тайтла, имеющего отношение к Плоскому Миру, с тех пор не появлялось.

Плоский Мир в телефоне
В мае 2006-го года увидела свет игра Discworld: The Colour of Magic, разработанная компанией Blue Sphere Games специально для популярной мобильной платформы J2ME (это практически стандарт на рынке мобильных игр, поэтому, если у вас есть современный мобильный телефон, то Discworld: The Colour of Magic у вас скорее всего работать будет). Как то следует из названия, в качестве сюжета игры взята история из стартового романа цикла о Плоском Мире — «Цвет Волшебства». Вам предстоит, управляя колдуном Риндсвиндом, обеспечить комфортное существование туристу Двацветка, жаждущему осмотреть все достопримечательности малогостеприимного городка Анк-Морпорк. Местные жители только и ждут момента, чтобы ограбить туриста, однако вы вооружены магическим фотоаппаратом, помогающим ослеплять негодяев. Кроме того, недалеко по соседству бегает магический сундук Двацветка, готовый, защищая хозяина, пожрать всех супостатов. Эта простенькая, но довольно забавная игра порадует тех поклонников Пратчетта, которым не хватает Плоского Мира в их мобильных телефонах.

Писать о том, как сильно я надеюсь на то, что в ближайшем будущем воротилы рынка электронных развлечений вновь вспомнят о чудесном британском писателе Терри Пратчетте, я не стану, дабы не ввергать вас в пучину мучительного deja-vu. Думаю, вы и так все поняли.

Я уже привыкла быть Пенелопой.





Если Вас заинтересовал этот текст, то, вполне возможно, заинтересует и кое-что из следующих статей:

1 комментарий
  1. CommentsBird1961   |  Пятница, 14 августа 2015 в 10:36

    Непонятно, пчему никто не снимает кино по этим великолепным книгам ?


Ваш комментарий:






Тоже интересно:


    Едва вылупившись, подавляющее большинство драконов принимается творить неприятные вещи: сжигать посевы, воровать драгоценности, похищать принцесс и выковыривать из доспехов рыцарей. Так гласят мифы и предания народов мира, так утверждают сказки, с этим в целом соглашается и христианский канон.

    [ читать полностью ]